Цель урока: познакомить учащихся с пьесами, выражающими чувства и переживания людей.
Задачи урока:
Обучающие:
- научить определять настроение, выраженное в музыкальном произведении;
- научить определять перемену настроения внутри произведения.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать у учащихся умение излагать свои мысли, правильно формулировать их, используя музыкальные термины;
- развитие умения петь хором, слушать аккомпанемент.
Воспитательные:
- воспитывать культуру слушания музыкального произведения, любовь к музыке.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Музыкальный материал:
- «Песенка про ноты» обработка Ж. Металлиди;
- «Пьеска» Р. Шуман;
- «Пастушок» С. Майкапар;
- «Колыбельная песенка» Г.Свиридов;
Дидактический материал: карточки с ребусами, загадки про ноты, нотки-магниты.
Техническое обеспечение: презентация к уроку, компьютер, экран, фортепиано, ноты песни.
План урока:
- Орг. момент. Приветствие.
- Повторение пройденного материала.
- Объяснение нового материала с использованием презентации.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Орг. Момент. Приветствие.
II. Повторение пройденного материала.
Преподаватель: ребята, давайте вспомним названия нот в песне, которую мы с вами пели на прошлом уроке. Исполняем «Песенку про ноты».
А теперь отгадайте загадки и на нотном стане при помощи нот-магнитов поставьте те нотки, про которые говорится в загадке. Приложение 1
Игра «Расшифруй слово». Ребята, постарайтесь прочитать слово, спрятанное в карточках-ребусах.
III. Объяснение нового материала с использованием презентации.
Преподаватель:
Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение-загадку. Отгадайте, о ком она?
В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся.
Дети: (Клоун.)
Преподаватель: правильно. Молодцы! А теперь посмотрите на экран. Вы видите рисунок замечательного художника Юрия Мацика. Скажите, какое настроение хотел передать художник в этой картине?
Слайд 1
Ответы детей: Весёлое, радостное, смешное.
Преподаватель: Правильно. На рисунке мы видим, как смеётся клоун, как ему нравится летать как воздушный шарик и от этого наше настроение тоже становится радостным как у этого клоуна и художника, который его нарисовал. Музыкальные произведения – это тоже картины, только нарисованы они звуками и сегодня мы с вами услышим, что музыка умеет выражать настроения и чувства людей.
Слайд 2
Вы видите на экране портрет немецкого композитора Роберта Шумана. Давайте послушаем сочинённую им пьесу и определим, какое настроение хотел выразить композитор? (исполняю пьесу на фортепиано).
Ответы детей: Спокойное, ласковое, доброе.
Преподаватель: Правильно, эта музыка очень нежная, ласковая, добрая. Она даже называется ласково – «Пьеска», а не «Пьеса». Это говорит о том, что она небольшая, маленькая. Прислушайтесь, в ней есть две мелодии. Они очень похожи (обе ласковые) и как бы разговаривают между собой. Но первая более спокойная, безмятежная, приветливая (исполняю фрагмент), а вторая – более настойчивая и беспокойная (исполняю фрагмент). Первая мелодия снова звучит после второй и каждый раз как бы успокаивает её. Послушайте! (исполняю пьесу повторно).
А сейчас давайте пофантазируем. Как вам кажется, о чём рассказывает эта музыка? Какую картину можно представить, слушая её?
Ответы детей: дети рассказывают свои истории.
Преподаватель: А мне представилось, как мама рассказывает перед сном добрую, добрую сказку своей маленькой дочке. Согласны? Давайте посмотрим и послушаем. Слайд 3 (видео на музыку Р. Шумана)
Преподаватель: Другая пьеса, которую я вам сейчас сыграю совсем иная по настроению. Она называется «Пастушок». Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар. Перед вами на экране его портрет.
Слайд 4
Ребята, вы знаете кто такой пастушок?
Ответы детей: это мальчик, который пасёт коров или овец.
Преподаватель: Правильно, А чтоб не скучать, пастушок берёт с собой свирель – дудочку, которую, может быть, сам смастерил из дерева, и играет на ней какой-нибудь напев – весёлый, грустный или нежный. Какой по настроению мотив играет пастушок? (Исполняю пьесу).
Ответы детей: Весёлый.
Преподаватель: Да, песенка пастушка весёлая, беззаботная, игривая. Свирель звучит высоко, звонко, но не всегда. Настроение её меняется. Каким оно становится? (Исполняю фрагмент).
Ответы детей: Грустным.
Преподаватель: Как вы думаете, почему? Что может произойти на лугу, где пастушок приглядывает за животными?
Ответы детей: Тучка набежала, дождик пошёл.
Преподаватель: Но вскоре дождик перестал, и опять засияло солнышко.
Слайд 5
Слайд 6
Преподаватель: Вы видите портрет замечательного композитора Георгия Васильевича Свиридова. Среди множества самых разных произведений есть музыка, написанная для детей. Сегодня мы познакомимся с произведением из «Альбома пьес для детей». Это «Колыбельная песенка». Только в этой песенке нет слов, потому, что она написана для фортепиано. Послушайте и скажите, какие настроения, чувства передаёт эта музыка? (Исполняю пьесу)
Ответы детей: Музыка спокойная, нежная, ласковая.
Преподаватель: Да, колыбельную песню поют детям, чтобы успокоить их, приласкать, исполняют нежно. В этой песне нет слов - это инструментальная музыка, но она, как колыбельная песня, плавная, напевная, протяжная. А почему пьеса называется «Колыбельная песенка», а не «Колыбельная песня»?
Ответы детей: Она маленькая.
Преподаватель: Правильно, она небольшая и такая нежная, светлая, что даже название у нее ласковое - «Колыбельная песенка».Послушайте её еще раз.
Слайд 7
IV. Итог урока.
Совместно с преподавателем дети делают вывод о том, что в музыке могут быть переданы разные настроения, чувства, переживания: любовь, нежность, радость, печаль и многие другие.
V. Домашнее задание.
нарисовать рисунок к той пьесе, которая понравилась больше.