Логопедическое занятие "Звук [л] в словах". 1-й класс

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


ЦЕЛЬ: Автоматизировать произношение звука [Л] во всех позициях в словах. Научить строить учебное высказывание по опорным моделям.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение звука [Л] во всех позициях в словах;
  • корригировать операции фонематического анализа;
  • корригировать и развивать монологическую устную речь в учебном высказывании;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • развивать коммуникативные умения.

Образовательные задачи:

  • научить пользоваться опорой в виде модельного ответа;
  • уточнить и актуализировать обобщающую лексику;
  • формировать навык осознанного правильного чтения.

Воспитательные задачи:

  • мотивировать детей на развитие речи;
  • воспитывать навык самоконтроля;
  • воспитывать бережное отношение к дидактическим пособиям.

Здоровьесберегающие задачи:

  • планировать объём, виды и порядок упражнений с учётом утомляемости детей;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата в условиях соревновательной формы деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ребусы (см. приложение 1);
  • карточки с предметными картинками слов со звуком [Л] для «РАЗБИВКИ» по обобщающему принципу (см. приложение 2);
  • карточки и схемы слов для звукового анализа слов «НАЙДИ ЗВУК В СЛОВЕ» (см. приложение 3);
  • задания в тестовой форме по чтению «НАРИСУЙ КАРТИНКУ» (см. приложение 4);
  • компьютерная презентация «В ПОИСКАХ ЗВУКА Л. ОТВЕЧАЮ С ОПОРОЙ».

Ход занятия

Этап Вид работы Основное содержание

Организационный момент

РАЗГАДАТЬ СЛОВА НА КАРТОЧКАХ И СООТНЕСТИ ИХ С ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ

Л: Здравствуйте, ребята!

Л: У меня в руках – ребусы. Кто знает, что это такое?

Д: это зашифрованные в картинках, буквах, знаках слова.

Л: Чтобы начать занятие, нужно выяснить, что за слова зашифрованы в ребусах (разъясняет порядок работы).

Л: Порядок работы:

  1. Рассмотреть изображение.
  2. Разгадать ребус (сложить слово).
  3. Соотнести с рисунком.
  4. Разъяснить ответ.

(См. приложения 1, 2)

Д: Колокольчик, клумба, солнышко, ландыш, небесные тела, луна.

Актуализация знаний

ВВОДНАЯ БЕСЕДА

 

 

 

Л: Какой звук встречается во всех этих словах?

Д: Звук [Л] встречается во всех разгаданных словах.

Л: Ребята! Мы с вами уже научились хорошо произносить звук [Л]. Но, что мы узнали о нём?

Д: Мы узнали, что он согласный, звонкий, и имеет мягкую пару.

ЦЕЛЬ:

Л: Сегодня мы будем закреплять его произношение в игровых упражнениях. А высказывание своё научимся строить по опорной модели.

РАЗБИВКА

 

 

(слайд 1)

Л: Занятие мы проведём в форме соревнования, а для этого нам надо сначала разделиться на группы (детям раздаются картинки, эти картинки нужно объединить по лексическим темам

(См. приложение 2)).

Л: У нас получилось две группы:

  • «Умницы» – группа девочек;
  • «Умники» – группа мальчиков.

Л: Правила игры:

  1. Это будут соревнования УМНИКОВ (2-3 мальчика) и УМНИЦ (2-3 девочки).
  2. Каждый правильный ответ оценивается жетоном.
  3. Смекалистые принесут своим командам дополнительные жетоны.
  4. В конце подведём итог и узнаем победителя.
  5. В помощь предлагается словарь с помощью кнопки на каждом слайде.

Изучение нового материала

ЗНАКОМСТВО С МОДЕЛЬЮ ОТВЕТА

(запись на доске)

 

Л: Распределившись на группы, нужно уметь правильно построить развёрнутый красивый полный ответ по своим карточкам.

Для этого, иногда, удобно пользоваться моделью ответа.

Доска: _____, _____, - это ______ . 

Д: колокольчик, ландыш – это цветы с клумбы.

Д: луна, солнце – это небесные тела.

Усвоение изученного материала

 

1 ИСПЫТАНИЕ
«5 - ЛИШНИЙ»

(слайд 2)

Л: Задание: назвать картинки, обобщить; найти лишнюю картинку (без искомого звука).

Ответ сформулировать по модели - каждую строчку по очереди обе команды:

____, ____, ____, ____ - это ______ . 

Лишний ____, потому что ___, ____, ___ - ____, а ______ - _____ .

Д: глаза, кулак, рот, ладонь, лоб – это части тела.

Д: Лишний рот, потому что глаза, кулак, ладонь со звуком [Л], а рот без этого звука.

Оценка: жетон за каждый правильный ответ.

Для смекалистых: прочитать заработанные слова, найти общее.

Закрепление изученного материала

2 ИСПЫТАНИЕ
«НАЙДИ ЗВУК В СЛОВЕ»

(слайд 3)

 

 

 

Л: Рабочий звук может встретиться в абсолютном начале (как в прочтённых словах), в абсолютном конце и в середине слова (продемонстрировать на слайде).

Л: Задание: назвать картинки, показываемые экраном, определить позицию звука в слове и нажать нужную кнопку (продемонстрировать на слайде).

Л: 3 картинки сделаем вместе, а стальные самостоятельно.

Л: Дидактическая игра «НАЙДИ ЗВУК В СЛОВЕ» продолжит наше задание, но только теперь уже в парах, а проверка будет по слайдам (см. приложение 3).

Проверка по модели со слайдом по очереди обе команды: 

Звук [Л] в слове ____ стоит в ___ слова. 

Д: Звук [Л] в слове «лошадь» в начале слова.

Оценка: жетон получает команда за скорость и обе команды за правильность выполнения.

Для смекалистых: прочитать заработанные слова, найти разницу.

Физминутка

Упражнения для отдыха глаз.

Л: а теперь поиграем в игру «Делай как я»

Упражнения:

  • «Жмурки» (крепко зажмуриться, раскрыть глаза – повторить 10 раз)
  • «Восьмёрки» (открытыми глазами нарисовать восьмёрки, начиная влево, право по 5 шт.)
  • «Стрельба глазами» (сосредоточить взгляд вдали, приблизить концентрируемую точку на собственном носу – так чередовать до 8-и раз).

Закрепление изученного материала

3 ИСПЫТАНИЕ
«СЛОЖИ КАРТИНКУ»

 

(слайд 4)

 

 

Л: Для смекалистых: посмотрите на изображения и скажите, что объединяет представленные предметы.

Д: стул, стол, полка, лавка – это мебель.

Л: Задание: картинка сложится, если вы правильно определите место звука в слове по порядку (первый,…..). Ответ стройте по модели.

Модель ответа:

Звук [Л] в слове _____ - _____ по счёту. 

Д: Звук [Л] в слове «стол» - 4-й по счёту.

Оценка: жетон за каждый правильный ответ.

4 ИСПЫТАНИЕ
«НЕЛЕПИЦЫ»

 

(слайд 4)

 

Л: Картинка сложилась. И что же мы видим?

Видимо рассеянный художник хотел нарисовать картину, а получились нелепицы.

Задание: Нужно по очереди каждой команде, не повторяясь, называть по одной нелепице до тех пор, пока все нелепицы не кончатся. Команда, назвавшая последнюю нелепицу – выиграет это испытание. Отвечать нужно по модельному ответу.

Модель ответа:

Не может быть, чтобы _________ . 

Д: Не может быть, чтобы лошадь сидела на дереве.

Оценка: последний ответ засчитывается, как выигрыш команды в этом испытании.

Закрепление изученного

материла

5 ИСПЫТАНИЕ
«НАРИСУЙ КАРТИНКУ»

 

(слайд 5)

 

 

 

 

 

 

Л: Мы хорошо научились находить звук в устной речи. А можем ли мы читать правильно слова с рабочим звуком (буквой)?

Л: Задание: а теперь мы будем рисовать картинку, но чтобы картинка нарисовалась, нужно быть внимательными и выбирать правильное написание предлагаемых слов.

Модель ответа:

1)____, 2)____. Правильный - ?) вариант. 

Д: 1) «хлат», 2) «халат». Правильный 2) вариант.

Оценка: жетон за каждый правильный ответ.

Для смекалистых: что объединяет предметы.

Контроль знаний

6 ИСПЫТАНИЕ
«НАРИСУЙ КАРТИНКУ САМ»

 

 

 

 

 

(запись на доске)

Л: А сейчас последнее испытание и оно подскажет нам, кто какие места займёт на этом пьедестале.

Задание: рисовать картинку будете самостоятельно в группах на листах, где так же есть теперь уже пронумерованные точки, а предлагаемые варианты написанных слов дополнены шагами – цифрами. Нужно выбрать правильное написание, посмотреть, какие шаги-цифры написаны к этому варианту, и соединить нужные пронумерованные точки рисунка (см. приложения 4а, б). Разделите свои обязанности так, чтобы было быстрее: кто-то читает и выбирает, а один человек соединяет.

Модель ответа:

Доска: У нас поучился _______ . 

Д: У нас получился «факел».

Д: Кукла, меч, слоник – это игрушки.

Оценка: жетон за правильный рисунок.

Для смекалистых: что объединяет предметы (ответ формируют без опоры по памяти).

Итог

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

 

 

(запись на доске)

 

Л: Наше соревнование Умников и Умниц подошло к концу, и я предлагаю вам подсчитать заработанные жетоны. Помогите мне построить мой ответ.

Доска:

Со счётом: ___:___ - победили_____ .

В чём заключались наши поиски сегодня?

Какое задание понравилось больше?

Какое задание было трудным?

Помогали ли вам модели ответа?

СПАСИБО ЗА УРОК!