ЦЕЛЬ: Автоматизировать произношение звука [Л] во всех позициях в словах. Научить строить учебное высказывание по опорным моделям.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение звука [Л] во всех позициях в словах;
- корригировать операции фонематического анализа;
- корригировать и развивать монологическую устную речь в учебном высказывании;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать коммуникативные умения.
Образовательные задачи:
- научить пользоваться опорой в виде модельного ответа;
- уточнить и актуализировать обобщающую лексику;
- формировать навык осознанного правильного чтения.
Воспитательные задачи:
- мотивировать детей на развитие речи;
- воспитывать навык самоконтроля;
- воспитывать бережное отношение к дидактическим пособиям.
Здоровьесберегающие задачи:
- планировать объём, виды и порядок упражнений с учётом утомляемости детей;
- соблюдать режим охраны зрения;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата в условиях соревновательной формы деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- ребусы (см. приложение 1);
- карточки с предметными картинками слов со звуком [Л] для «РАЗБИВКИ» по обобщающему принципу (см. приложение 2);
- карточки и схемы слов для звукового анализа слов «НАЙДИ ЗВУК В СЛОВЕ» (см. приложение 3);
- задания в тестовой форме по чтению «НАРИСУЙ КАРТИНКУ» (см. приложение 4);
- компьютерная презентация «В ПОИСКАХ ЗВУКА Л. ОТВЕЧАЮ С ОПОРОЙ».
Ход занятия
Этап | Вид работы | Основное содержание |
Организационный момент |
РАЗГАДАТЬ СЛОВА НА КАРТОЧКАХ И СООТНЕСТИ ИХ С ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ |
Л: Здравствуйте, ребята! Л: У меня в руках – ребусы. Кто знает, что это такое? Д: это зашифрованные в картинках, буквах, знаках слова. Л: Чтобы начать занятие, нужно выяснить, что за слова зашифрованы в ребусах (разъясняет порядок работы). Л: Порядок работы:
(См. приложения 1, 2) Д: Колокольчик, клумба, солнышко, ландыш, небесные тела, луна. |
Актуализация знаний |
ВВОДНАЯ БЕСЕДА
|
Л: Какой звук встречается во всех этих словах? Д: Звук [Л] встречается во всех разгаданных словах. Л: Ребята! Мы с вами уже научились хорошо произносить звук [Л]. Но, что мы узнали о нём? Д: Мы узнали, что он согласный, звонкий, и имеет мягкую пару. |
ЦЕЛЬ: |
Л: Сегодня мы будем закреплять его произношение в игровых упражнениях. А высказывание своё научимся строить по опорной модели. |
|
РАЗБИВКА
(слайд 1) |
Л: Занятие мы проведём в форме соревнования, а для этого нам надо сначала разделиться на группы (детям раздаются картинки, эти картинки нужно объединить по лексическим темам (См. приложение 2)). Л: У нас получилось две группы:
Л: Правила игры:
|
|
Изучение нового материала |
ЗНАКОМСТВО С МОДЕЛЬЮ ОТВЕТА (запись на доске)
|
Л: Распределившись на группы, нужно уметь правильно построить развёрнутый красивый полный ответ по своим карточкам. Для этого, иногда, удобно пользоваться моделью ответа. Доска: _____, _____, - это ______ . Д: колокольчик, ландыш – это цветы с клумбы. Д: луна, солнце – это небесные тела. |
Усвоение изученного материала
|
1 ИСПЫТАНИЕ (слайд 2) |
Л: Задание: назвать картинки, обобщить; найти лишнюю картинку (без искомого звука). Ответ сформулировать по модели - каждую строчку по очереди обе команды: ____, ____, ____, ____ - это ______ . Лишний ____, потому что ___, ____, ___ - ____, а ______ - _____ . Д: глаза, кулак, рот, ладонь, лоб – это части тела. Д: Лишний рот, потому что глаза, кулак, ладонь со звуком [Л], а рот без этого звука. Оценка: жетон за каждый правильный ответ. Для смекалистых: прочитать заработанные слова, найти общее. |
Закрепление изученного материала |
2 ИСПЫТАНИЕ (слайд 3)
|
Л: Рабочий звук может встретиться в абсолютном начале (как в прочтённых словах), в абсолютном конце и в середине слова (продемонстрировать на слайде). Л: Задание: назвать картинки, показываемые экраном, определить позицию звука в слове и нажать нужную кнопку (продемонстрировать на слайде). Л: 3 картинки сделаем вместе, а стальные самостоятельно. Л: Дидактическая игра «НАЙДИ ЗВУК В СЛОВЕ» продолжит наше задание, но только теперь уже в парах, а проверка будет по слайдам (см. приложение 3). Проверка по модели со слайдом по очереди обе команды: Звук [Л] в слове ____ стоит в ___ слова. Д: Звук [Л] в слове «лошадь» в начале слова. Оценка: жетон получает команда за скорость и обе команды за правильность выполнения. Для смекалистых: прочитать заработанные слова, найти разницу. |
Физминутка |
Упражнения для отдыха глаз. |
Л: а теперь поиграем в игру «Делай как я» Упражнения:
|
Закрепление изученного материала |
3 ИСПЫТАНИЕ
(слайд 4)
|
Л: Для смекалистых: посмотрите на изображения и скажите, что объединяет представленные предметы. Д: стул, стол, полка, лавка – это мебель. Л: Задание: картинка сложится, если вы правильно определите место звука в слове по порядку (первый,…..). Ответ стройте по модели. Модель ответа: Звук [Л] в слове _____ - _____ по счёту. Д: Звук [Л] в слове «стол» - 4-й по счёту. Оценка: жетон за каждый правильный ответ. |
4 ИСПЫТАНИЕ
(слайд 4)
|
Л: Картинка сложилась. И что же мы видим? Видимо рассеянный художник хотел нарисовать картину, а получились нелепицы. Задание: Нужно по очереди каждой команде, не повторяясь, называть по одной нелепице до тех пор, пока все нелепицы не кончатся. Команда, назвавшая последнюю нелепицу – выиграет это испытание. Отвечать нужно по модельному ответу. Модель ответа: Не может быть, чтобы _________ . Д: Не может быть, чтобы лошадь сидела на дереве. Оценка: последний ответ засчитывается, как выигрыш команды в этом испытании. |
|
Закрепление изученного материла |
5 ИСПЫТАНИЕ
(слайд 5)
|
Л: Мы хорошо научились находить звук в устной речи. А можем ли мы читать правильно слова с рабочим звуком (буквой)? Л: Задание: а теперь мы будем рисовать картинку, но чтобы картинка нарисовалась, нужно быть внимательными и выбирать правильное написание предлагаемых слов. Модель ответа: 1)____, 2)____. Правильный - ?) вариант. Д: 1) «хлат», 2) «халат». Правильный 2) вариант. Оценка: жетон за каждый правильный ответ. Для смекалистых: что объединяет предметы. |
Контроль знаний |
6 ИСПЫТАНИЕ
(запись на доске) |
Л: А сейчас последнее испытание и оно подскажет нам, кто какие места займёт на этом пьедестале. Задание: рисовать картинку будете самостоятельно в группах на листах, где так же есть теперь уже пронумерованные точки, а предлагаемые варианты написанных слов дополнены шагами – цифрами. Нужно выбрать правильное написание, посмотреть, какие шаги-цифры написаны к этому варианту, и соединить нужные пронумерованные точки рисунка (см. приложения 4а, б). Разделите свои обязанности так, чтобы было быстрее: кто-то читает и выбирает, а один человек соединяет. Модель ответа: Доска: У нас поучился _______ . Д: У нас получился «факел». Д: Кукла, меч, слоник – это игрушки. Оценка: жетон за правильный рисунок. Для смекалистых: что объединяет предметы (ответ формируют без опоры по памяти). |
Итог |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
(запись на доске)
|
Л: Наше соревнование Умников и Умниц подошло к концу, и я предлагаю вам подсчитать заработанные жетоны. Помогите мне построить мой ответ. Доска: Со счётом: ___:___ - победили_____ . В чём заключались наши поиски сегодня? Какое задание понравилось больше? Какое задание было трудным? Помогали ли вам модели ответа? СПАСИБО ЗА УРОК! |