Урок технологии на тему "Куклы бабушкиного сундука. Изготовление куклы-кормилки". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: обогатить представления учащихся о нравах и обычаях славян Древней Руси в ходе знакомства с куклой-берегиней.

Задачи урока:

  1. познакомить с обережной куклой и ритуалами, связанными с ней, научить изготавливать кукол-рванок по русским традициям;
  2. закрепить понятия раздела «Материаловедение»: переплетение, х/б и льняные ткани, рисунок;
  3. воспитывать любознательность в области народных традиций, аккуратность, терпение и эстетический вкус при выполнении практической работы.

Технологии:объяснительно-иллюстративный метод, тестовая технология, метод проекта.

Дидактический материал:образцы кукол-берегинь, демонстрационная презентация, раздаточная презентация (приложение).

Оборудование:материалы на каждого учащегося (лоскуты ткани, вата, нитки красные), проектор, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, отгадайте мою загадку. Отгадка подскажет вам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

(слайд 1)

Вот весёлая девчонка:
Нос в веснушках, вьётся чёлка,
И играть совсем не лень
С той игрушкой целый день (кукла)

2. Тема урока

(слайд 2)

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной и поныне. В традиционном представлении слово «КУКЛА» ассоциируется с игрой. Но так было не всегда.

Какую же роль играла кукла в жизни наших предков?

«Куклы бабушкиного сундука» - тема сегодняшнего урока.

3. Цель урока

(слайд 3)

Сегодня на уроке мы поговорим о быте и нравах деревенских жителей Древней Руси и о куклах – оберегах. После каждая из вас, девочки, изготовит самостоятельно куклу-оберег (план занятия).

4. Новые знания

(слайд 4)

Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным праздникам и событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение.

Все куклы условно можно разделить на: игровые, обрядовые и обереги. Кукла-оберег была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

Из великого множества кукол, сопровождавших жизнь наших предков можно выделить несколько.

РАЗНООБРАЗИЕ КУКОЛ-ОБЕРЕГОВ

(слайды 5-11):

На свадьбе повивальная бабка или взрослая родственница сажала на колени невесте куклу Пеленашку, чтобы обезопасить будущего ребёночка даже ещё до зачатия, чтобы злые духи, караулящие семейную пару, увидели "спелёнатого ребёнка" и вселились в него вместо настоящего дитятки. Также Пеленашка "согревала постельку" ещё до рождения ребёнка, и служила первой игрушкой и оберегом для малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.

Куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Такая кукла называлась Десятиручка, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась так же для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

На удачное замужество. Куколка помогает удачно найти мужа, «Муж голова, а жена шея». Куда шея повернет, туда голова и смотреть будет. Видимо поэтому в кукле На удачное замужество основной акцент делается на шею. Шею украшают красивые разноцветные воротники, но не просто так – на каждый воротник загадывают желаемые качества будущего мужа, которые хотели бы видеть в нем в дальнейшей супружеской жизни.

Крупенички. Например люди, занимающиеся торговлей, могут в товар обязательно вкладывать денежку, взятую у Крупенички, а с первой прибыли вкладывать денежку обратно. Но обязательно часть денежек должно оставаться у куколки на сохранение. Если вы живете на зарплату, возьмите в начале месяца у Крупенички одну монету, а с зарплаты положите обратно, более крупную.

Кубышка-Травница. Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку Кубышку-Травницу. Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Эту маленькую милую куколку Хозяюшку-Благополучницу принято было дарить на Новый Год с пожеланиями благополучия в доме.

Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ-БЕРЕГИНЬ (оберегов):

  1. Куколки-берегини всегда делались с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца, а также белый цвет образно выражал одухотворение и чистоту помыслов хозяев.
  2. Куклы-берегини всегда делались без применения иголок, ножниц, ножей, клея, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они, потом хранить. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сначала резали, а потом уже прикладывали к куколке.
  3. При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики в комнате при этом, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем.
  4. Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души кому добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. А если уж делала берегиню кому-то другому, то сначала должна была проникнуться образом будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уже приступать к работе.
  5. Если в процессе работы над куколкой что-то не ладилось - нитка не там оборвётся вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку - значит говорили: "несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт".

5. Первичное закрепление

Ответьте на несколько вопросов, аргументируя ответ:

  1. С каким рисунком нужно выбирать ткани, с крупным или мелким? (с мелким, так как куколки мелкие)
  2. Ткани какого переплетения больше подойдут для кукол-рванок? (полотняного переплетения – легче рвётся)
  3. Понадобятся ли нам ножницы, иглы? (нет, все детали связываются или рвутся)
  4. Какого цвета нужно подобрать ткань для лица? (белого – чистота помыслов)
  5. Можно ли к нам на практическую часть позвать мальчиков? (нет, мужские энергии не должны присутствовать)

6. Практическая работа

(слайды 12-21)

А сегодня мы с вами поведём речь о кукле Кормилке или Хозяюшке.

Упругая грудь куклы символизирует достаток в доме. Куколка эта – кормилица. Она мама, которая заботится о том, чтобы у её ребёночка было в изобилии еды. А первая еда, которую получает ребёнок – это материнское молоко. Чем больше мама даст молока, тем сытнее будет ребёнку. Чтобы изобилие в доме не кончалось, а еды хватало всем домочадцам, делались такие куколки и дарились тем, кого любили.

А) ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ:

6 квадратных лоскутков 20Х20 см:

  • 1 белый – голова и туловище;
  • 2 цветных ярких - грудь и платье спереди;
  • 2 цветных побледнее – руки и платье сзади;
  • 1 цветной платочек (можно однотонный в цвет платья);

1 маленький прямоугольник 3Х10 см – фартук;

1 длинный 10 см – поясок;

Нитки красного цвета;

Набивной материал (синтепон, вата, лён).

Б) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАГОВ (см. приложение)

(Детям предлагается работать самостоятельно в собственном режиме, пользуясь раздаточным вариантом презентации с практической частью (см. приложение)).

В) ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

(По окончании работы дети демонстрируют продукты своего труда – выставка работ).

7. Проверка усвоения материала

(слайды 22-30)

Сегодня вы много узнали о том, как на Руси делались обереги: какие материалы использовались, правила изготовления оберегов, об их связи с циклами жизни и ритуалами. Теперь подошло время оценить ваши знания, так ли они хороши и крепки как ваши куколки-обереги.

(Тест в раздаточных презентациях).

8. Итог

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Помогли ли вам знания по разделу «Материаловедение» в изготовлении кукол?
  3. Хотелось бы вам научиться изготавливать и другие русские обереги?