Цели урока:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с формулами сокращенного умножения
- Составить алгоритм для умножения многочлена на многочлен вида (а + в) · (а + в), более простым способом и учиться применять его при умножении.
Воспитательные: Воспитывать коллективизм, умение слушать товарища. Формирование навыков и потребностей умственного труда.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к предмету. Формировать ключевые компетенции.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Приложение к уроку:
- Презентация.
- Рабочий лист ученика.
Ход урока
1 этап: Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).
Целевая установка: Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствие учителя. Слайды 1-2.
- «Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания — труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться».
- «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой)
2 этап: Актуализация и пробное учебное действие.
Целевая установка: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Вспомни действия с многочленами Слайд 3.
- Сложение и вычитание многочленов
- Умножение многочлена на одночлен
- Запись многочлена в стандартном виде
- Умножение многочлена на многочлен.
Повтори Слайд 4.
Прочитайте выражения: а + в ; х – у ; n + m; (c + d) ; (c – a) ; b – c ; 2ху;
Повтори Слайд 5.
А) Найдите квадраты выражений: а ; - 2 ; 5в ; 4х; 6 ху
В) Представьте в виде квадрата: 100 ; 36а ; 25х ; 49вс ; хс ; 64
Повторяем Слайд 6
А) Найдите удвоенное произведение: а и в ; 0,5у и 6 ; 0,4х и 2х; 3в и -5с
В) Перемножьте многочлены: 1. (х + 2)(у – 2) 2. (3 – с)(4 + в)
Повтори. Слайд 7-8.
Упростите выражение:
(результат разместите в таблицу)
Учащиеся на рабочем листе выполняют действие умножение многочленов; результат записывают в таблицу (задание выполняют по вариантам).
1 вариант
|
2 вариант
|
I задание | II Запишите в виде степени | III ответ | |
1 | (y+b)(y+b) | ||
2 | (c +d)(c + d) | ||
3 | (x +2)(x +2) | ||
4 | (x – y)(x - y) | ||
5 | (m – n)(m-n) | ||
6 | (a – 2)(a - 2) |
3 этап: Выявление места и причины затруднения.
Целевая установка: Рефлексия пробного действия
В ходе выполнения задания выясняется, что умножение многочлена на такой же многочлен можно записать в виде квадрата суммы или разности; выполнить действие умножение быстрее, для этого составить формулу
(т.к. получается квадрат первого числа, удвоенное произведение и квадрат второго числа).
Получили затруднение.
– В чем затруднение?
4 этап: Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Целевая установка: Определение темы и цели урока – Устранение возникшего затруднения. Как из него выйти.
– Какую цель урока поставим?
Ученики формулируют тему урока и его цель урока. Слайд 9.
5 этап: Реализация построенного проекта.
Целевая установка: Построение учащимися нового способа действий, формирование способности к его применению.
Подсказка. Слайд 10-11.
– Вернемся к затруднению. Обсудите в парах, как можно прочитать эту формулу?
– Попробуем составить алгоритм для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений новым методом. Слайд 12.
Учащиеся вместе с учителем составляют алгоритм возведения в квадрат суммы и разности выражений.
6 этап: Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Целевая установка: Усвоение нового способа действий.
Заполнить таблицу с комментированием (строго по алгоритму) Слайд 13.
Выполнить задание в тетрадях(с комментированием) Слайд 14.
7 этап: Самостоятельная работа с самопроверкой.
Целевая установка: Усвоение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
Самостоятельная работа. Слайд 15.
I вариант
|
II вариант
|
Проверь ответы: Слайд 16.
I вариант
|
II вариант
|
Геометрическая интерпретация формулы Слайд 17.
(a + b)=
8 этап: Включение в систему знаний.
Целевая установка: Включение «открытия» в систему знаний.
Подумай. Слайд 18.
1) 59=
К А К ?
2) 25 + 250 + 5=
9 этап: Рефлексия учебной деятельности.
Целевая установка: Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности на уроке. Соотношение цели и результата учебной деятельности.
Рефлексия. Слайд 19-21.
Учащимся предлагается оценить свою работу, используя «лесенку» достижений, и ответить на вопросы.
- Новое сегодня на уроке…
- Какую цель урока мы поставили? Как считаете, мы ее достигли?
- С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?
- Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?
На уроке мы:
Повторяли
Ошибались,
Латали прорехи в своих знаниях
Исследовали
Находили верное решение
Обучали друг друга
Мыслили!