Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Цели:
Образовательные
- обобщение, систематизация и углубление знаний по теме “Прогрессии”;
- обеспечение выработки умений и способов самостоятельно применять знания, осуществлять их перенос в новые условия.
Развивающие
- развитие познавательного интереса (понимание практической значимости учебного материала и исторических фактов);
- развития навыка самостоятельного поиска решения задач (планирование, выдвижение гипотез, проведение анализа и обобщения).
Воспитательные
- воспитание коммуникативных компетенций (сосредоточенности, активности, умения позитивно реагировать на различные точки зрения и тактично отстаивать свою позицию).
- понимание практической значимости учебного материала и исторических фактов.
Задачи
- Обеспечить выполнение поставленных целей.
- Для чего подготовить и провести:
- Актуализацию опорных знаний (диагностическая устная работа “Проверь себя”).
- Семинар на тему “Живые прогрессии” (мини–презентации учащихся, групповые домашние задания).
- Практикум (решение смешанных задач на прогрессии).
- Защиту способов решения задач (конкурс по группам “ Идеальное решение”).
- Подведения итогов, рефлексия.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
- Фронтальная;
- Групповая, парная и индивидуальная работы.
Оборудование: мультимедиапроектор; презентация (прилагается), карточки учета результатов деятельности; карточки с таблицей проверки знаний теории, карточки с заданиями.
Сценарий урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап урока
№ п/п | Последовательность действий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сопровождение |
1. | Орг. момент Постановка целей и задач урока. (5 мин.) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку. Сообщает цели и задачи занятия. | Приветствуют учителя. Контролируют подготовку к уроку | Сл .1-4 |
2. | Постановка, инструктаж домашнего
задания. (5мин) |
“Откроем дневники и запишем д/з, обратите внимание: оно дифференцированное, задания даны с учетом требований на стандартном и повышенном уровне. | Учащиеся открывают дневники и записывают д/з. | Сл.32 |
3. | Актуализация опорных знаний (диагностическая работа “Проверь себя”) (15 мин) | Проверяются знания теории (определения прогрессий, формулы). | Учащиеся вспоминают определения, формулы. | Сл.5 |
а) | Самодиагностика базовых знаний по теории. | Проверяются правильность написания формул. | Учащиеся в парах осуществляют взаимопроверку формул, подсчитывают кол-во набранных баллов, результаты заносят в лист результатов. | Сл.6 Сл.7,8 |
б). | Самодиагностика практических базовых знаний (обобщение по теме арифметическая и геометрическая прогрессия) | Проверяем умения применять знания в стандартной ситуации. | Заполнение следующих двух таблиц (с последующей проверкой) | Сл.9-12 |
II. Операционно-познавательный этап.
№ п/п | Последовательность действий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сопровождение |
1. | Семинар “Живые прогрессии” (25мин.) I группа Афера или выгодная сделка? II группа Какую награду должен получить изобретатель шахмат? III группа Как быстро распространяются городские слухи? IV группа На какую зарплату выгодно согласиться? |
Учитель акцентирует внимание учащихся на вопросах проблемного характера. Предлагает всем учащимся самостоятельно решить их в тетрадях. Заостряет внимание на историческом и прикладном значении темы. (Формирует представление об использовании прогрессий для матем. моделирования реальных ситуаций.) | Учащиеся с помощью мини-презентаций конкурсное (групповое дифференцированное домашнее задание) представляют правильные решения поставленных проблем. Презентации обсуждаются и оцениваются группами. | Сл.13-25 |
2. | Практикум: “Решение смешанных задач на прогрессии” (Применение знаний и умений в измененной ситуации, задачи из ГИА) (30 мин.) |
Учитель предлагает группам выполнить самостоятельно решение нестандартных задач и представить на конкурс микропроект “Идеальное решение” | Защита микропроектов. Микропроекты обсуждаются и оцениваются группами. (Приложение) |
Сл.26-27 |
III Рефлексивно-оценочный этап.
№ п/п | Последовательность действий | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Сопровождение |
1. | Подведение итогов, Оценка уровня знаний, умений по теме. (7 мин) | Подсчитайте и запишите общее кол-во
набранных баллов на уроке в таблице уровня
успешности учащегося. Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы критериев. |
Учащиеся подсчитывают общее кол-во баллов и выставляют себе оценку за урок по предложенной таблице критериев. | Сл28-31 |
2. | Рефлексия (3 мин) | Подведем итоги: Как вы считаете, решили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока? Давайте сравним ожидаемые результаты с действительными: Поднимите руку, у кого прогнозируемая оценка совпала с полученной за урок? У кого результат сегодня оказался даже выше, чем он предполагал? |
Учащиеся отвечают У кого ожидания не оправдались, есть еще возможность улучшить свои результаты по теме, если ответственно подойти к выполнению домашнего задания. |
Литература
1. Алгебра. 9класс /Г.В. Дорофеев [и др.]- М: “Просвещение”, 2010.-304с.
2. Последовательности. Методы математической индукции. Арифметическая и геометрическая прогрессии: учебное пособие для учащихся ОЛ ВЗМШ при МГУ. Е.А.Бернштейн [и др.]- М: МАКС Пресс, 2006 – 68с.
3. Живая математика / Я.И. Перельман. – М.,1974 – 160с.
4. Форсированный курс подготовки к ЕГЭ по математике: учебное пособие. – Изд–во Эксмо,2005 – 448с.