Цель: создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.
Оборудование: учебник “В одном счастливом детстве” (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), портрет В.В Бианки, выставка книг, толковые словари, презентация, карточки с заданием (к игре “Внимательный читатель”).
Ход урока
I. Вызов (погружение в тему)
Звучит музыка (слайды 1-5).
Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.
Снег летает и сверкает
Словно пухом устилает
Все долины и поля ...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
(слайды 6-7) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал , “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.
- Догадались, о ком идет речь. Давайте проверим себя. На помощь придет кроссворд.
Кроссворд (слайд 8)
- “Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден” (“Как муравьишка домой спешил”)
- “Береговушке очень понравился её шалашик из сухой травы и мха. – Тут и пол, и стены, и крыша” (“Лесные домишки”)
- “На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка с кошачью голову” (“Теремок”)
- “Надоело Щенку гонять кур по двору. “Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами” (“Первая охота”)
- “Наладили парус, посадили мышонка в долблённое судёнышко и пустили по течению” (“Мышонок Пик”)
- Кто же нас научит “читать” лесную книгу? (В.В. Бианки (слайд 8-9)
- Определите жанр данных произведений? (сказка)
- Кто герои этих сказок? (животные)
- Только ли В.В. Бианки писал сказки? Докажите.
II. Осмысление
Работа с текстом
- Дома вы прочитали рассказ В.Бианки? Кто его главные герои? (мальчик Егорка, лесник)
- Откроем рассказ.
- Что вы узнали об этом мальчике? Давайте соберем всю фактологическую информацию. (Сын лесника, 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает сына в строгости., многому его научил: читать следы, ориентироваться в лесу, стрелять. Егорка любит охотиться.)
- Егорка любит охотиться. Докажите словами текста. (Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать. Охота пуще неволи.)
- А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи – и в лес.
- Выполнил ли Егорка свое обещание, которое он дал отцу? (Мигом вернусь)
- Обратите внимание на предложения во второй части: Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. Прислушался – ничего не слыхать. Прочитайте их выразительно. А почему именно с такой интонацией? (предложения короткие, передают состояние отца: переживает, волнуется).
- С помощью, каких глаголов автор передает действия лесника? (с.67-68 - учебник). Почему? (Нарастает тревога, Егорке грозит опасность.)
- Что еще помогает В. Бианки передать состояние отца, напряженность момента? (описание природы: Темь в лесу – хоть плач! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной – не продерёшься. А впереди волки. В голос тянут...)
- Докажите словами текста состояние тятьки? (Голову на руки уронил, да так и замер. Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.)
- Мутный забелел свет за окошком. А почему автор не написал, что “начало рассветать”? (Рассвет мы видим глазами лесника: не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)
- Приладил лыжи, бежит лесник, сам глазами по снегу шарит. Почему? Зачем? Для чего? (с.69 - учебник)
Мы проведем игру “Внимательный читатель” и узнаем, какая группа внимательно умеет читать. Работа по карточкам (приложение).
Слайды 10-15
- Следы сороки (с. 69)
- Следы белки (с. 69)
- Следы зайца (с.70)
- Следы куропатки (с.70)
- Следы лисьи (с.66, 70)
- Следы барсука (с.70,71, 73)
- Волчьи следы (с.71) - (страницы учебника)
- В конце урока вы оцените работу в группе.
Проблемный вопрос
1.- Поразмышляем и ответим на вопрос: Какие следы в зимнем лесу может оставить человек? (слайд 16)
- А в произведении В. Бианки какие еще следы оставил Егорка, которые прочитал лесник?
(С.69 – Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там ее и стукнул. Свалил в снег с ветки;
С.71 – Догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нем, серая жесткая шерсть.)
2. - Давайте посмотрим на еще одно значение СЛЕД – переносное. В каком значении может еще употребляться слово след?
- Работа со словарями по группам (переносное: действия, дела, поступки).
Составление синквейна на тему “След человека” (работа в группах или в парах)
След человека
Добрый, негативный
Радует, помогает, огорчает
Один поступок может повлиять на целую человеческую жизнь.
Творить доброСлед человека
Злой, добрый
Обижает, радует, помогает
Хорошие люди умирают, а дела их живут
Творить доброСлед человека
Отрицательный, добрый
Радует, обижает, веселит
Красив человек, да некрасивы его поступки
Поступки
(слайд 17) - Какой след оставил В. Бианки? Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки.
Книги В. Бианки – это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать.
III. Рефлексия
Зажмите руку в кулачок и...
- кому было интересно – разожмите мизинец;
- кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
- кому работа в паре была полезна – средний;
- кто помогал работе в группе – указательный;
- кому урок понравился – большой.
Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.
IV. Домашнее задание
Творческая работа (по выбору):
1. Синквейн на тему “Книги В.Бианки” (пример приведен ниже)
Книга
Интересная, познавательная
Учит наблюдать, понимать, любить
Радость общения с природой
Друг человека
2. Составить диафильм (выполнение задания осуществляется в группе)
3. “Знаю, узнал, хочу узнать” (составление таблицы по творчеству писателя)