Урок окружающего мира по теме "Жизнь птиц". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: создать условия для углубления знаний детей о жизни птиц

Задачи урока:

  • предметные: продолжать формировать у детей понятие о птицах как о части животного мира; повторить отличительные признаки птиц; расширить знания о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи; познакомить с голосами птиц;
  • надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;
  • личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; листы самооценки; счётный материал (красные и синие жетоны); парты расставлены для работы в группах (4 группы)

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация.

- Сегодня мы будем работать в группах. Выполним упражнение “Локотки”, которое поможет настроится на работу, наладить контакт в группе.

По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (руки за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 3-4 раза. По условному сигналу – ребята “здороваются  локотками” со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.

II. Повторение изученного материала.(Слайд 2)

- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся животные. Прочитайте названия животных в первом столбике. К какой группе они относятся? И т. д.

Молодцы. (Рыбы, насекомые, звери, птицы...)

III. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.(Слайд 3)

Игра “Найди лишнее”.

- Посмотрите на фото. Назовите животных. Определите, какое животное “лишнее” и почему. (Пингвин-птица)

- Тема нашего урока “Жизнь птиц”

IV. Актуализация знаний.

- Птицы. Что вы о них знаете?

Дети называют признаки птиц.

(Слайд 4 (“домашняя” страница))

- Сейчас мы поиграем в игру “Верное утверждение”, которая поможет определить, хорошо ли вы отличаете птиц от других животных. На ваших столах лежат фишки. Возьмите красную и синюю. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Приготовились.

(Слайды 5-10)

- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?

(Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.)

- Молодцы, вы справились с заданием.

Динамическая минутка

Игра “Не ошибись”

- Если прочитаете название птицы, хлопайте в ладоши(Читать желательно хором)

V. Изучение нового материала. (Слайд 12)

- Каких птиц можно встретить зимой?

- Есть ли среди них снегири, дятлы, ласточки, лебеди?

- Внимательно послушайте текст “Песни снегирей и синичек” (учебник, с.99)

- Сравните пение синичек и снегирей. (Песенка синичек скромная веселая. Пение снегирей нежное, тихое.)

- Почему снегирей называют “тихопевами?”

Физминутка (Слайд13 Видеоролик)

- Сейчас вы будете слушать голоса птиц, “превращаться” в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.

Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её.

Прислушиваются к голосам птиц.

(Слайд 14)

- Дети, а сейчас речевая разминка “Кто чем питается”. Не забывайте, что начало предложения надо повторять.

Сова любит мышей, а цапля...

(В качестве подсказки - рисунки с изображением птиц в момент питания)

(Цапля любит лягушек, а пеликан... Пеликан питается рыбой, а ласточка... Ласточка питается насекомыми, а орел...Орел питается мелкими животными, а воробей...)

- Ребята, что умеет делать клюв?

- Сейчас каждая группа будет работать с текстом учебника “Что умеет делать клюв?” (с.100) (Хорошо читающие ребята читают текст для своей группы.)

- Составьте небольшой рассказ о том, какую роль играет клюв в питании птиц. Коллективное составление рассказа. Представитель каждой группы должен познакомить класс со своим рассказом

VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. (Слайд 15)

- Ребята, рассмотрите фотографии птиц.

- Каким клювом удобно клевать зерно?

- Каким легко ловить насекомых?

- Каким клювом удобно высасывать нектар из цветков?

- Давайте проверим как вы поняли материал (как питание птиц зависит от строения клюва). В учебнике на с.101, найдите рубрику “Соображалки”. Подчеркните карандашом правильные ответы.

(Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

- Обменяйтесь учебниками с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или-).

(Слайд №16 (“домашняя” страница)) Коллективная проверка

(Слайд №17-19)

- Разделите птиц на группы:

1)хищные; 2) растительноядные

(Учебник, с.11)

Дети делят птиц на группы, объясняют свой выбор.

(При проверке можно использовать электронный образовательный ресурс.

1 класс Окружающий мир. Вентана-Граф)

VIII. Этап коррекции (Слайд 20)

- Как вы думаете, что птицам страшнее – холод или голод? (Голод – птицы могут пережить холод, если они сыты.)

- Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда.

- Как вы можете помочь птицам?

VII. Этап контроля и самоконтроля. (Слайд №21)

- Давайте проверим, как вы усвоили тему урока.

(Учитель раздает каждой группе листы с заданиями теста)

(Дети работают в группах.)

Проверка.

Один ученик от каждой группы выполняет одно задание теста на компьютере (остальные проверяют). Для выбора ответа надо нажать на нужное фото. Ответ верный – появится

зелёный круг, неверный – красный.

Результаты (Слайд26)

IX. Этап подведения итогов занятия. (Слайд 27)

- Давайте подведём итог нашей работе.

- Почему у разных птиц разные клювы?

- На какие группы можно разделить птиц?

Дети самостоятельно формулируют вывод, используя слова подсказки.

(При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают)

- Откройте учебник на с.100-101. Давайте проверим правильность нашего вывода.

X. Сопоставление знаний до и после урока.

Сравнение знаний по теме, которые были в начале и вконце урока, выделение актуальных знаний.

XI. Этап рефлексии.

- Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте один цветок.

(В правой части листа, напротив каждого предложения нарисованы цветы).

  • Быстро, правильно и самостоятельно.
  • Правильно, но медленно.
  • Правильно, но с помощью других.
  • Быстро, но неправильно.

- Кому понравилось работать в группе – поднимите синий жетон, кому не очень-красный.