Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создать условия для углубления знаний детей о жизни птиц
Задачи урока:
- предметные: продолжать формировать у детей понятие о птицах как о части животного мира; повторить отличительные признаки птиц; расширить знания о питании птиц; проследить с помощью иллюстраций в учебнике взаимосвязи внешнего вида птицы со способом добывания пищи; познакомить с голосами птиц;
- надпредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;
- личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Необходимое оборудование и материалы: мультимедийное оборудование; листы самооценки; счётный материал (красные и синие жетоны); парты расставлены для работы в группах (4 группы)
Ход урока
I. Организационный этап. Мотивация.
- Сегодня мы будем работать в группах. Выполним упражнение “Локотки”, которое поможет настроится на работу, наладить контакт в группе.
По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (руки за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 3-4 раза. По условному сигналу – ребята “здороваются локотками” со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества.
II. Повторение изученного материала.(Слайд 2)
- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся животные. Прочитайте названия животных в первом столбике. К какой группе они относятся? И т. д.
Молодцы. (Рыбы, насекомые, звери, птицы...)
III. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.(Слайд 3)
Игра “Найди лишнее”.
- Посмотрите на фото. Назовите животных. Определите, какое животное “лишнее” и почему. (Пингвин-птица)
- Тема нашего урока “Жизнь птиц”
IV. Актуализация знаний.
- Птицы. Что вы о них знаете?
Дети называют признаки птиц.
(Слайд 4 (“домашняя” страница))
- Сейчас мы поиграем в игру “Верное утверждение”, которая поможет определить, хорошо ли вы отличаете птиц от других животных. На ваших столах лежат фишки. Возьмите красную и синюю. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Приготовились.
(Слайды 5-10)
- Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц?
(Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев.)
- Молодцы, вы справились с заданием.
Динамическая минутка
Игра “Не ошибись”
- Если прочитаете название птицы, хлопайте в ладоши(Читать желательно хором)
V. Изучение нового материала. (Слайд 12)
- Каких птиц можно встретить зимой?
- Есть ли среди них снегири, дятлы, ласточки, лебеди?
- Внимательно послушайте текст “Песни снегирей и синичек” (учебник, с.99)
- Сравните пение синичек и снегирей. (Песенка синичек скромная веселая. Пение снегирей нежное, тихое.)
- Почему снегирей называют “тихопевами?”
Физминутка (Слайд13 Видеоролик)
- Сейчас вы будете слушать голоса птиц, “превращаться” в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её.
Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её.
Прислушиваются к голосам птиц.
(Слайд 14)
- Дети, а сейчас речевая разминка “Кто чем питается”. Не забывайте, что начало предложения надо повторять.
Сова любит мышей, а цапля...
(В качестве подсказки - рисунки с изображением птиц в момент питания)
(Цапля любит лягушек, а пеликан... Пеликан питается рыбой, а ласточка... Ласточка питается насекомыми, а орел...Орел питается мелкими животными, а воробей...)
- Ребята, что умеет делать клюв?
- Сейчас каждая группа будет работать с текстом учебника “Что умеет делать клюв?” (с.100) (Хорошо читающие ребята читают текст для своей группы.)
- Составьте небольшой рассказ о том, какую роль играет клюв в питании птиц. Коллективное составление рассказа. Представитель каждой группы должен познакомить класс со своим рассказом
VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. (Слайд 15)
- Ребята, рассмотрите фотографии птиц.
- Каким клювом удобно клевать зерно?
- Каким легко ловить насекомых?
- Каким клювом удобно высасывать нектар из цветков?
- Давайте проверим как вы поняли материал (как питание птиц зависит от строения клюва). В учебнике на с.101, найдите рубрику “Соображалки”. Подчеркните карандашом правильные ответы.
(Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)
- Обменяйтесь учебниками с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или-).
(Слайд №16 (“домашняя” страница)) Коллективная проверка
(Слайд №17-19)
- Разделите птиц на группы:
1)хищные; 2) растительноядные
(Учебник, с.11)
Дети делят птиц на группы, объясняют свой выбор.
(При проверке можно использовать электронный образовательный ресурс.
1 класс Окружающий мир. Вентана-Граф)
VIII. Этап коррекции (Слайд 20)
- Как вы думаете, что птицам страшнее – холод или голод? (Голод – птицы могут пережить холод, если они сыты.)
- Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда.
- Как вы можете помочь птицам?
VII. Этап контроля и самоконтроля. (Слайд №21)
- Давайте проверим, как вы усвоили тему урока.
(Учитель раздает каждой группе листы с заданиями теста)
(Дети работают в группах.)
Проверка.
Один ученик от каждой группы выполняет одно задание теста на компьютере (остальные проверяют). Для выбора ответа надо нажать на нужное фото. Ответ верный – появится
зелёный круг, неверный – красный.
Результаты (Слайд26)
IX. Этап подведения итогов занятия. (Слайд 27)
- Давайте подведём итог нашей работе.
- Почему у разных птиц разные клювы?
- На какие группы можно разделить птиц?
Дети самостоятельно формулируют вывод, используя слова подсказки.
(При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают)
- Откройте учебник на с.100-101. Давайте проверим правильность нашего вывода.
X. Сопоставление знаний до и после урока.
Сравнение знаний по теме, которые были в начале и вконце урока, выделение актуальных знаний.
XI. Этап рефлексии.
- Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте один цветок.
(В правой части листа, напротив каждого предложения нарисованы цветы).
- Быстро, правильно и самостоятельно.
- Правильно, но медленно.
- Правильно, но с помощью других.
- Быстро, но неправильно.
- Кому понравилось работать в группе – поднимите синий жетон, кому не очень-красный.