Цель: способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала младших школьников.
Задачи:
- Расширить знания детей о жизни и творчестве С.В. Михалкова
- Развивать память, внимание, творческое мышление, умение анализировать литературные произведения.
- Развивать навыки сознательного чтения.
- Воспитывать интерес к творчеству С. В. Михалкова, к его произведениям.
Деятельность учащихся:
- Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
- Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Подготовительная работа:
- Заранее познакомить учащихся с перечнем произведений для самостоятельного чтения по теме мероприятия
- Организовать конкурс рисунков.
- Подготовить презентацию (вопросы и задания), дипломы и призы;
Оборудование: портрет С. В. Михалкова; выставка книг; проектор, интернет, компьютерная презентация, детские иллюстрации к произведениям.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
(Перед началом мероприятия класс делится на две команды)
Слайд 1-2
- На уроках литературного чтения и самостоятельно во внеурочное время вы знакомились с жизнью и творчеством С. В. Михалкова. Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру-викторину и поговорим об удивительном человеке, отправимся в путешествие в поэтический мир Сергея Михалкова в компании веселых друзей – героев его произведений.
2. Актуализация знаний
Слайд 3
Сергей Михалков - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки.
Впрочем, только ли поэт С.В. Михалков?. (высказывания детей)
За долгую литературную жизнь Сергей Владимирович выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.
Это: стихи, басни, сказки, песни, пьесы для театра и кино. Даже сказку “Три поросенка” первым на русский язык пересказал Михалков.
3.Биография писателя.
Слайд 4
- Ребята расскажут, что же они узнали о жизни и творчестве писателя.
1 ученик: 13 марта 1913 г. - в Москве, в семье потомственных дворян Владимира Александровича Михалкова (1886-1932) и Ольги Михайловны Михалковой, урожденной Глебовой (1883-1943), родился мальчик, которого назвали в честь прадеда Сергеем.
2 ученик: Стихи Сережа начал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку со своими мальчишескими сокровищами. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку вместе с первыми поэтическими опытами. Сережа очень переживал утрату.
3 ученик: Он издавал домашний "литературно-художественный" журнал, сам он был и автором, и редактором, и художником. Читали журнал родственники и друзья.
4 ученик: Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. "У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи", – ответил тот. Уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.
Слайд 5
1 ученик: Школьные годы провел в Пятигорске, окончив в 1930 среднюю школу.
Работал разнорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, младшим наблюдателем геологоразведочной экспедиции Ленинградского Геодезического института на Алтае, внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия"
2 ученик: Первое стихотворение Михалкова "Дорога" было напечатано в журнале "На подъеме" (Ростов-на-Дону) в 1928г.
3 ученик: Знакомство, дружеская критика, а потом и творческая дружба с писателями Фадеевым, Маршаком и Чуковским окончательно определили литературную судьбу Михалкова.
Слайд 6
4 ученик: В 1935 в журнале "Пионер" Михалков опубликовал стихотворение для детей "Три гражданина". За ним последовали другие детские стихи: "Веселый турист", "Упрямый Фома", "Мы с приятелем", "Дядя Степа", вошедшие в первую книгу стихов С.В. Михалкова (1936).
Слайд 7
5 ученик:
Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках Михалкова.
- А вы, ребята, внимательно читали произведения Сергея Владимировича? Сейчас узнаем.
(команды получают задание в бумажном варианте)
4. Викторина.
1 конкурс. Вспомните названии произведения:
- “А........у вас?”
- “Дядя..................”
- “Три.................”
- “Мой.......................”
- “Зайка.....................”
- “Тридцать шесть и....................”
- “Про ..............”
- “Песенка...................”
- “Как старик.................продавал”
- “Мы с .......................”
- Проверим ваши ответы. Молодцы, ребята!
2 конкурс. Кто не знает Дядю Степу?
Слайд 8
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью “каланча”...
- Узнали произведение? Кто помнит отрывки из этого произведения?
И в Америке,
И в Европе,
И в Нью-Йорке,
И в Конотопе
Твердо знают люди одно –
Если шлешь письмо
Дяде Степе –
К Михалкову придет оно.
“Почему?” (ответы детей)
Да потому, что именно Сергей Владимирович Михалков придумал этот стихотворный рассказ о Дяде Степе. Он сам очень похож на своего героя Дядю Степу, добродушного, сильного, заботливого.
Открыть гиперссылку - http://ria.ru/video/20090827/182597015.html#13910903924874&message=
resize&relto=login&action=removeClass&value=registration
(Молодой Сергей Михалков читает поэму "Дядя Степа")
Поэма “Дядя Стёпа” стала классикой русской и советской детской литературы.
Слайд 9-10
Это сказка-быль. А есть ли продолжение истории о дяде Стёпе? (ответы детей)
“Дядя Степа – милиционер”, “Дядя Степа и Егор”, “Дядя Степа – ветеран”
Слайд 11
С.В. Михалков прожил долгую жизнь и вместе с советским народом участвовал в разгроме фашистов.
Во время Великой Отечественной Войны Михалков был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки, заметки, стихи и юмористические рассказы для взрослых. А для детей Михалков в это время не писал.
В первый год войны у Михалкова родились такие строки:
Но никогда такой народ,
Как русский наш народ,
Не упадет и не умрёт
И в рабство не пойдет
Слайд 12
После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов.
К 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывает около 300 миллионов экземпляров.
Физминутка.
Михалкова знают дети
Самый лучший он на свете!
Все стихи его чудесны-
Озорны и веселы,
А на них сложили песни,
Слушайте же, вот они.
Вместе с героями мультфильмов послушаем “Песенку друзей” слова, которой написал С.В. Михалков
http://www.youtube.com/watch?v=rqceEodDe5Q3 конкурс. Угадай произведение
Слайд 13
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал
“А что у вас?”
И про наших двух ужей,
Двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей
“Мы с приятелем”
День лежу, второй лежу,
Третий в школу не хожу.
И друзей не подпускают,-
Говорят, что заражу!...
“Грипп”
Нет, я не спорю, не сержусь –
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак.
“Не спать!”
“Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко”.
Перо цепляется за “ко”
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
“Чистописание”
4 конкурс. Узнай произведение по предмету
Слайд 14
(Ведущий показывает предмет или рисунок, дети должны назвать стихотворение, которому соответствует этот предмет.)
1. Медицинский градусник. (Стихотворения "Тридцать шесть и пять", "Грипп")
2. Велосипед. (Стихотворение "Несбывшиеся мечты")
3. Ружье. (Стихотворение "Андрюшка")
4. Кошелек. (Стихотворение "Находка")
5. Клетка для птиц. (Стихотворение "Зяблик")
6. Светофор. (Стихотворение "Дядя Степа – милиционер")
7. Шприц. (Стихотворение "Прививка")
5 конкурс. Вспомните название стихотворения и попробуйте продолжить его
Слайд 15-16-17
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью......... Каланча
Вы послушайте ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счету ...... ровно пять
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый ..................красный шарЭто только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
................................... Улыбаюсь и шучу.Хорошенько посмотрите -
Это просто мальчик Витя,
Мамин Витя,
Папин Витя
Из квартиры номер шесть.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных,
......................................... Ничего не хочет есть.Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
................................... Вот компания какая!Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
- Наступила зима. -
В трусах
На прогулку....................... выходит Фома.Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая скотина............................! нужна самомуОчень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду..................... возражаю...Я крутился, я крутился,
А потом я “приземлился”
От кровати в двух шагах
И .........................в руках... с подушечкой
6 конкурс. Загадки
Слайд 18-19
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет - молодец!Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте - кто?...Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает как кто?...
Да! Индюк! Признаться, братцы,
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или ... кто?...Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут – лисички, там – опята.
Ну а это, на полянке,
Ядовитые ... Что? ...Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите. –
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?...
То, что я сказал вам, - тайна!
Догадались вы случайно,
Это был большой секрет...
Но от вас секретов нет!
7 конкурс. Блиц-турнир.
Слайд 20-21
- А сейчас мы проведем блиц-турнир и определим победителей.
(бумажный вариант раздается командам)
- Когда и где родился С.В. Михалков?
- Сколько лет было С.В. Михалкову, когда он впервые написал стихотворение?
- В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам?
- Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"?
- В каких произведениях герои проказники-щенки?
- Раз, Два, Три, Четыре, Пять – кто носит такие имена?
- Имя упрямого мальчика, который нигде и никому не верил.
- Какую фамилию носит Дядя Степа?
- Перечислите прозвища Дяди Степы.
- Где служил Дядя Степа? Куда пошел работать после армии?
- На стадион Дядю Степу пропускали бесплатно: думали, что он...
- Кого взяли с собой в дорогу ребята из стихотворения "Песенка друзей"?
- "У меня пропал щенок". Количество времени (часов), которое девочка ждала, звала своего друга.
- Проверим ваши ответы. Молодцы, ребята!
Жюри подводит итог, а мы узнаем интересные факты.
Интересные факты
Слайд 22
Читатели всех поколений
Годов этак с трех и до ста
Ему отдают без сомненья
Свои души, сердца, голоса.
В 1999 г. астрономами открыта новая малая планета Солнечной Системы и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова
Слайд 23
Автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации.
Сергей Михалков — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1970г.), трёх Сталинских премий второй степени (1941,1942, 1950г.) и Государственной премии СССР (1978г.), академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.
Всего Сергей Владимирович Михалков имел более 20 орденов и медалей.
5. Подведение итогов.
Слайд 24
27 августа 2009г. С. В. Михалков ушел из жизни. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 13 марта 2013 года ему исполнилось бы 100 лет
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.
“В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"”.
С.В. Михалков
- Сегодня, ребята, вы показали свои знания.
(награждение победителей и вручение памятных сувениров).
Желаем вам новых интересных литературных открытий.
(можно показать детям мультфильм “Про Фому”)
Использованные ресурсы.
- http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/1016064/
- https://nsc.1sept.ru/articlef.php?ID=200300903
- http://biblium9.narod.ru/Mihalkov.htm
- http://www.myshared.ru/slide/123208/
- http://pptonline.ru/slide/id/257540
- http://pptonline.ru/slide/id/124460
- http://bk-detstvo.narod.ru/mihalkov.html
- http://persona.rin.ru/view/f/0/15530/mihalkov-sergej-vladimirovich
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Михалков,_Сергей_Владимирович
- http://ria.ru/video/20090827/182597015.html#13910903924874&message=
resize&relto=login&action=removeClass&value=registration - http://www.youtube.com/watch?v=rqceEodDe5Q
- http://my.mail.ru/video/mail/ms.plevako/213/618.html#video=/mail/puhlik_the_best/352/9144