Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разделы: Коррекционная педагогика


Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Оно является очень важным для развития познавательной деятельности ребенка, для подготовки его к обучению к школе.

Ощущение и восприятие - это процессы отражения предметов и явлений окружающей действительности. Ощущения возникают при воздействии на организм отдельных свойств предметов (запаха, вкуса, цвета, звука, двигательных стимулов). Восприятие - это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Процесс восприятия тесно связан с речью, мышлением, памятью, представлениями.

У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата имеет место отставание в развитии этих процессов. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому при подготовке ребенка к школе очень важно развивать у него процессы ощущения и восприятия. При этом важно развивать целенаправленность восприятия. В играх, на прогулке, на занятиях изобразительной деятельности, труда необходимо обращать внимание ребенка на те, или иные свойства предметов, учить его вслушиваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания - это более сложный этап восприятия, который тесно связан с памятью, речью, мышлением. Важно, чтобы восприятие ребенка всегда было осмысленным.

В процессе предметной и игровой деятельности ребенка необходимо учить устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Для совершенствования восприятия очень полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения.

В процессе этой деятельности ребенок учится пользоваться наглядным образцом и выполнять действие по устной инструкции, у него развивается воображение, представления, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

При проведении специальных занятий с детьми по развитию восприятия следует иметь в виду, что восприятие формируется в процессе осмысленных действий с предметами.

Зрительное восприятие у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации, снижения остроты зрения и т.п. Во всех этих случаях ребенку трудно отыскать взглядом предмет, рассмотреть его и проследить его перемещение. Поэтому развивая зрительное восприятие надо помнить о необходимости тренировки движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной его фиксации. Для этого используют специальные игры-занятия, в том числе и игру «Лабиринт», где нужно проследить извилистый путь различных персонажей сказки.

С детьми старшего дошкольного возраста полезно использовать игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игры в настольный теннис и др.

Все эти задания являются очень важными, так как показано, что у детей с нарушениями фиксации взора, с недостаточным прослеживанием предмета и ограниченным полем зрения в дальнейшем могут иметь место нарушения внимания и неумение сосредоточиться на задании.

У многих детей с органическим поражением ЦНС особенно у детей с церебральным параличом, недостаточно развита зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие. В дальнейшем эти нарушения могут вызвать затруднения в обучении этих детей. У детей может формироваться так называемый патологический глазодвигательный стереотип, который чаще всего проявляется в игнорировании одного из полей зрения. Это приводит к своеобразным нарушениям зрительного восприятия, затрудняет процесс овладения чтением и письмом. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания.

Для развития и совершенствования восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами полезно использовать специальные упражнения.

I серия упражнений: раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные иргы («Почтовый ящик»), доски Сегена. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учится выполнять это задание.

Все упражнения на узнавание и соотнесение геометрических фигур тренируют зрительное внимание и способствуют развитию у ребенка пространственных представлений.

Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинают с различения шара, круга и их размеров (большой - маленький). Берется ящик, в стенках которого имеются прорези большого и маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет: Вот большой шарик. Шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его - а это маленький шар (маленький шар ребенка тоже ощупывает). Большой шар положи в большое окошко, маленький - в маленькое. Ребенок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.

На следующих занятиях ребенка учат различать формы шара и куба, круга и квадрата. Берется коробка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, шары и кубики тоже двух размеров. На первом занятии ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На этом занятии у него воспитываются элементарные навыки переноса: шар - отверстие круглой формы - окошко, кубик - квадрат. Вначале взрослый предлагает ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Когда он это усвоил, предлагается следующая игра: даются два шарика и два кубика (большие и маленькие). Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем дается инструкция: в большое окошко брось большой шарик, в маленькое - маленький шарик. Число геометрических фигур, которые дети должны различать, постепенно увеличиваются. Игра «Почтовый ящик» дается для закрепления. Предъявляются доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним (доска Сегена). Ребенок должен научиться в каждую прорезь класть соответствующую фигурку.

Различение и закрепление понятий большой и маленький проводится в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

Игры с разборными игрушками особенно полезны для детей с двигательными расстройствами и, в первую очередь, для детей с церебральными параличами. В этих играх не только формируется представление о величине предмета, но развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками, пирамидками.

Ребенка учат различать высоту предметов (высокий - низкий) длину (длинный - короткий), объем. Эти понятия усваиваются и закрепляются и в быту, и в игровой, и в конструктивной деятельности.

Для формирования этих понятий проводятся специальные игры - упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически получают конкретные представления о различной форме, величине предметов, приобретают навыки пространственной ориентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым. В занятиях со строительным материалом значительно обогащается содержание детской игры.

Для игры со строительным материалом, кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, даются дополнительные наборы небольших игрушек. Важно, чтобы эти игрушки были устойчивы, по размерам соответствовали постройкам и не имели отвлекающих деталей. Игрушки ребенку даются тогда, когда он уже сделал постройку, это стимулирует его, заставляет довести игру до конца.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать определенную последовательность. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необходимо ее несколько раз повторить. В начале занятия показать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.

Ребенка учат устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, дают понять, что так можно построить, например, машину и поиграть с ней.

На следующих занятиях можно научить детей строить дорожки различной длины и возить по ним машину. Затем учат строить стул, стол, диванчик, кроватку для куклы, скамейку, ворота, лесенки, домики и т.п. При этом постоянно отрабатывают и закрепляют понятия большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий. Ни в коем случае нельзя допускать механической деятельности ребенка под диктовку взрослого, необходимо приучать его к самостоятельности, активности, творчеству, развивать у него воображение.

Дети с церебральным параличом испытывают особые затруднения в конструктивной деятельности: движения рук неловки, они часто роняют строительный материал, не уверены в своих силах, пугаются, что ничего не получится, не решаются приступать к заданию, при неудачах огорчаются и теряют интерес к игре. Поэтому им часто необходимы спокойные, очень подробные объяснения, подсказывания, совместные со взрослыми действия.

II серия упражнений: развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Эти занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте. У детей с церебральным параличом могут быть различные нарушения слуха. Слушание песен, рассказов, сказок, музыки способствует развитию слухового восприятия и слухового внимания. Использование различных музыкальных инструментов развивает у ребенка ощущение ритма и длительности звуков, тембра и контраста голосов.

Важно проводить специальные занятия по развитию фонематического слуха. Ребенку предлагаются упражнения на различение слов на слух, сначала подбираются слова более контрастные по звучанию, затем менее контрастные и, наконец, отличающиеся одной по звучанию фонемой. Ребенку предлагаются задания на придумывание слов с определенными звуками в начале или конце слова. Для развития фонематического слуха проводят также специальные игры-упражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: коза-коса, мел-мель и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки.

На следующем этапе занятий при произнесении слов взрослый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался только на слуховое восприятие.

У детей с церебральным параличом часто может быть нарушено и тактильное восприятие. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыка письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Восприятие предметов на ощупь называется стереогнозом. Стереогноз имеет очень важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. У здорового ребенка эта функция формируется в процессе предметно-практической и манипулятивной деятельности на основе сохранного тактильного восприятия. У детей с церебральным параличом ограничение предметно-практической и манипулятивной деятельностью, а также нарушения тактильного восприятия препятствуют развитию стереогноза.

Для развития этой функции используются игры по типу «Волшебного мешка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в процессе повседневной предметно-практической деятельности.

Практический опыт детей с церебральным параличом часто крайне ограничен. Поэтому необходимо постоянно обогащать этот опыт.

III серия упражнений: развитие представлений о цвете. У многих детей с отклонениями в развитии, особенно при нарушениях интеллекта отмечаются трудности в дифференциации цвета. Для формирования у них представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно. На первом этапе ребенка учат сличению цветов. Дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т.п. На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции. На третьем - он сам называет тот или иной цвет.

IV серия упражнений: узнавание геометрических фигур. Эти упражнения тренируют зрительное внимание и способствуют развитию пространственных представлений.

На самом начальном этапе упражнения начинаются с различения формы шара, круга и их размеров (большой - маленький). На следующих занятиях ребенка учат различению форм шара, куба, круга и квадрата. Число геометрических фигур, которые дети должны различать, постепенно увеличивается. Используются игры, описанные в первой серии упражнений («Почтовый ящик», доски Сегена).

Очень выжным является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок узнает геометрические фигуры на ощупь, а потом рассматривает их.

V серия упражнений: развитие пространственных представлений. Многие дети с особыми нуждами испытывают значительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. Известно, что начальные представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела. Многие дети с церебральным параличом отстают в развитии движений, с трудом воспринимают и запоминают части своего тела, долго путаются в определении направления. Они с трудом усваивают такие пространственные представления как вверху, внизу, слева, справа, сзади, сбоку, спереди, между.

Кроме того, им трудно сложить из частей целое при занятиях с разрезными картинками, при сооружении построек из кубиков. У некоторых наблюдаются стойкие проявления зеркальности при рисовании, на начальных этапах обучения письму. Дети затрудняются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание сходных по графике букв, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, нарушения пространственного анализа и синтеза вызывают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети длительное время не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа налево, с середины тетради. При обучении чтению они не могут удерживать в поле зрения строку, теряют ее, перескакивают на другую строчку. Нарушения пространственного анализа и синтеза могут мешать и обучению счетным операциям.

Развитие пространственных представлений является важным разделом педагогической работы по подготовке детей к обучению в школе. Многие из описанных выше игр-упражнений, а также развитие движений, речи, практической деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необходимы и специальные последовательные занятия, которые проводятся поэтапно.

На первом этапе у ребенка последовательно формируют пространственную дифференцировку самого себя, представление о схеме тела, представления и ощущения расположения и перемещения его тела в пространстве, развивают представления об ориентации в пространстве, о дистанции и интервалах.

На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности. Для развития представлений о схеме тела могут быть использованы следующие упражнения.

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: посмотри, потрогай глаза, нос, лоб …, потрогай стопу, колено… Затем выполнение этих действий переносится на взрослого: Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши. Затем формируется представление о правой и левой руке. При тяжелых формах ДЦП эти упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до носа, глаз, ног и т.д.). Затем ребенок закрывает глаза и все эти упражнения повторяются. При выполнении упражнений ребенок называет ту часть тела, которую трогает он или воспитатель, или показывает.

На третьем этапе все эти упражнения проводятся на кукле, потом на картинке, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т. д., при этом его всегда следует просить называть то, что он рисует.