Цель урока – формирование навыков выполнения заданий части В, С ЕГЭ.
Задачи урока:
- Образовательная : повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом
- Развивающая : продолжить работу по развитию умений анализировать термины с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, умение вычленять из большого объема текста необходимую, составлять план
- Воспитательная : способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.
Форма урока: урок-консультация.
Оборудование: учебник “Обществознание, 11 класс” под ред. Л.Н.Боголюбова (профильный уровень), тесты, тексты, презентация с примерами заданий.
Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):
3.1. Социальная стратификация и мобильность.
3.2. Социальные группы.
3.3. Социализация индивида.
Этапы урока:
№№ |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Актуализация знаний |
1 уровень. Составьте 10 предложений по теме “Общество”. 2 уровень. Составьте план по теме “Общество”. 3 уровень. Выполните задание “Какой смысл вкладывают социологи в понятие “общество”. Составьте 2 предложения” |
Выбор уровня, выполнение заданий Обмен в парах, взаимопроверка-дополнение ответов одноклассника |
2. |
Закрепление материала |
Решение заданий в формате ЕГЭ: – работа со схемой - “Классификация
социальных групп”; |
Примеры заданий части В и С приведены ниже. – Работа по восстановлению схемы “Классификация социальных групп”. – Работа с памяткой. |
3. |
Этап самоконтроля и разбора заданий |
Правильность выполнения заданий В, С1-С2 проверяется в процессе обсуждения, С3-С4-сдается учителю. |
Участвуют в обсуждении |
4. |
Домашнее задание |
Решить тест (часть А), написать эссе |
|
5. |
Рефлексия |
“Мишень” |
Домашнее задание
1.Социальная структура общества – это:
а) строение общества в целом;
б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;
в) социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи;
г) все перечисленное выше.
2. Что включает в себя понятие социальной структуры общества?
а) классовую структуру общества;
б) социально-профессиональную структуру;
в) структуру населения;
г) все указанное выше.
3. Социальные общности – это:
а) отношения между людьми в обществе;
б) совокупность социальных классов;
в) реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками.
4. Что из перечисленного относится к понятию социальной группы?
а) класс;
б) социальный слой;
в) семья;
г) трудовой коллектив;
д) все перечисленное.
5. Социальная группа – это:
а) любой коллектив;
б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии;
в) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;
6. Приведите в соответствие конкретные социальные общности и их типы:
а) нации;
б) женщины, молодежь, пенсионеры;
в) болельщики футбольной команды.
1) Социально-демографическая общность;
2) кратковременные, немногочисленные общности;
3) устойчивые, массовые общности.
7. По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются:
а) на большие и малые;
б) на формальные и неформальные;
в) на первичные и вторичные.
8. Малочисленный состав, устойчивое личное общение, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения – зто признаки:
а) большой социальной группы;
б) малой социальной группы;
в) формальной социальной группы.
9. К первичным социальным группам относят:
а) семью;
б) школьный класс;
в) трудовой коллектив;
г) все перечисленное выше.
10. Какие признаки характеризуют социальный институт?
а) тип социальной зависимости между людьми;
б) система образцов, моделей поведения, обеспечивающая сохранение, укрепление и развитие существующих общественных порядков;
в) общественная идея, поддержанная соответствующей организацией людей;
г) все перечисленное выше.
11. В основе марксистского учения об обществе лежит:
а) теория социальной стратификации;
б) классовая теория деления общества;
в) теория биосоциального деления общества.
12. Какой признак классов в марксистской теории считается ведущим?
а) роль в общественной организации труда;
б) доля и форма получения дохода;
в) отношения к средствам производства.
13. Социальная стратификация – это:
а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой;
б) система признаков, определяющих социальную структуру;
в) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.
14. Центральное понятие теории социальной стратификации – страта – означает:
а) расслоение общества;
б) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре;
в) процесс дифференциации общества;
г) все перечисленное выше.
15. Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:
а) уровень доходов;
б) социальный престиж;
в) политическое положение – обладание властью;
г) все перечисленное.
16. Приведите в соответствие название теории и характеризующие ее положения:
а) все общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов;
б) при определении социальной структуры нужно учитывать разные критерии: доход, профессия, образование, возраст и др.;
в) единственным основанием расслоения общества выступает обладание собственностью;
г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны.
Классовая теория ------– теория социальной стратификации -----------
17. Социальная мобильность – это:
а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре;
б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие;
в) движение к позициям с более высоким или более низким престижем;
г) все перечисленное выше.
18. Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:
а) изменение профессии;
б) переезд из одного города в другой без изменения профессии;
в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер – ведущий инженер);
г) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование стал начальником цеха);
д) понижение в должности.
Вертикальная мобильность --------
Горизонтальная мобильность ---------
19. Социальная мобильность – это:
а) только групповые перемещения;
б) только индивидуальные перемещения;
в) все перечисленное выше.
20. Маргинальные слои – это:
а) люди, занимающие высокое положение в обществе;
б) относящиеся к средним слоям;
в) занимающие промежуточное положение между бедными и средними;
г) опустившиеся на дно общества;
д) временно утратившие связь со своим социальным слоем.
Темы для домашнее эссе:
- Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы. И каждый не одну играет роль. Шекспир
- "Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными" (И.Гете).
- "Семья – это кристалл общества" (В.Гюго).