Урок-консультация "Подготовка к ЕГЭ"

Разделы: История и обществознание


Цель урока – формирование навыков выполнения заданий части В, С ЕГЭ.

Задачи урока:

  • Образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом
  • Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать термины с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, умение вычленять из большого объема текста необходимую, составлять план
  • Воспитательная: способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.

Форма урока: урок-консультация.

Оборудование: учебник “Обществознание, 11 класс” под ред. Л.Н.Боголюбова (профильный уровень), тесты, тексты, презентация с примерами заданий.

Содержательные элементы (в соответствии с Кодификатором ЕГЭ):

3.1. Социальная стратификация и мобильность.
3.2. Социальные группы.
3.3. Социализация индивида.

Этапы урока:

№№

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация знаний

1 уровень. Составьте 10 предложений по теме “Общество”.

2 уровень. Составьте план по теме “Общество”.

3 уровень. Выполните задание “Какой смысл вкладывают социологи в понятие “общество”. Составьте 2 предложения”

Выбор уровня, выполнение заданий

Обмен в парах, взаимопроверка-дополнение ответов одноклассника

2.

Закрепление материала

Решение заданий в формате ЕГЭ:

– работа со схемой - “Классификация социальных групп”;
– решение части В;
– работа в группах – выполнение заданий С5, С8;
– работа с текстом 1, 2, 3 (отработка навыка работы с текстом).

Примеры заданий части В и С приведены ниже.

– Работа по восстановлению схемы “Классификация социальных групп”.

– Работа с памяткой.

3.

Этап самоконтроля и разбора заданий

Правильность выполнения заданий В, С1-С2 проверяется в процессе обсуждения, С3-С4-сдается учителю.

Участвуют в обсуждении

4.

Домашнее задание

Решить тест (часть А), написать эссе

 

5.

Рефлексия

“Мишень”

 

Домашнее задание

1.Социальная структура общества – это:

а) строение общества в целом;
б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;
в) социальные связи, социальные институты, обеспечивающие социальные связи;
г) все перечисленное выше.

2. Что включает в себя понятие социальной структуры общества?

а) классовую структуру общества;
б) социально-профессиональную структуру;
в) структуру населения;
г) все указанное выше.

3. Социальные общности – это:

а) отношения между людьми в обществе;
б) совокупность социальных классов;
в) реально существующие совокупности людей, объединенных едиными признаками.

4. Что из перечисленного относится к понятию социальной группы?

а) класс;
б) социальный слой;
в) семья;
г) трудовой коллектив;
д) все перечисленное.

5. Социальная группа – это:

а) любой коллектив;
б) любая совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящихся во взаимодействии;
в) группа, представляющая определенный социальный стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других;

6. Приведите в соответствие конкретные социальные общности и их типы:

а) нации;
б) женщины, молодежь, пенсионеры;
в) болельщики футбольной команды.

1) Социально-демографическая общность;
2) кратковременные, немногочисленные общности;
3) устойчивые, массовые общности.

7. По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются:

а) на большие и малые;
б) на формальные и неформальные;
в) на первичные и вторичные.

8. Малочисленный состав, устойчивое личное общение, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения – зто признаки:

а) большой социальной группы;
б) малой социальной группы;
в) формальной социальной группы.

9. К первичным социальным группам относят:

а) семью;
б) школьный класс;
в) трудовой коллектив;
г) все перечисленное выше.

10. Какие признаки характеризуют социальный институт?

а) тип социальной зависимости между людьми;
б) система образцов, моделей поведения, обеспечивающая сохранение, укрепление и развитие существующих общественных порядков;
в) общественная идея, поддержанная соответствующей организацией людей;
г) все перечисленное выше.

11. В основе марксистского учения об обществе лежит:

а) теория социальной стратификации;
б) классовая теория деления общества;
в) теория биосоциального деления общества.

12. Какой признак классов в марксистской теории считается ведущим?

а) роль в общественной организации труда;
б) доля и форма получения дохода;
в) отношения к средствам производства.

13. Социальная стратификация – это:

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой;
б) система признаков, определяющих социальную структуру;
в) представление о стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.

14. Центральное понятие теории социальной стратификации – страта – означает:

а) расслоение общества;
б) большую группу людей, отличающуюся по их положению в социальной структуре;
в) процесс дифференциации общества;
г) все перечисленное выше.

15. Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:

а) уровень доходов;
б) социальный престиж;
в) политическое положение – обладание властью;
г) все перечисленное.

16. Приведите в соответствие название теории и характеризующие ее положения:

а) все общественные процессы рассматриваются с точки зрения борьбы классов;
б) при определении социальной структуры нужно учитывать разные критерии: доход, профессия, образование, возраст и др.;
в) единственным основанием расслоения общества выступает обладание собственностью;
г) социальные изменения и социальная структура многомерны и многообразны.

Классовая теория ------– теория социальной стратификации -----------

17. Социальная мобильность – это:

а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре;
б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие;
в) движение к позициям с более высоким или более низким престижем;
г) все перечисленное выше.

18. Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:

а) изменение профессии;
б) переезд из одного города в другой без изменения профессии;
в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер – ведущий инженер);
г) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование стал начальником цеха);
д) понижение в должности.

Вертикальная мобильность --------
Горизонтальная мобильность ---------

19. Социальная мобильность – это:

а) только групповые перемещения;
б) только индивидуальные перемещения;
в) все перечисленное выше.

20. Маргинальные слои – это:

а) люди, занимающие высокое положение в обществе;
б) относящиеся к средним слоям;
в) занимающие промежуточное положение между бедными и средними;
г) опустившиеся на дно общества;
д) временно утратившие связь со своим социальным слоем.

Темы для домашнее эссе:

  1. Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы. И каждый не одну играет роль. Шекспир
  2. "Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными" (И.Гете).
  3. "Семья – это кристалл общества" (В.Гюго).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3