Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
- сформировать у учащихся понятие о деепричастном обороте;
- формировать умения находить его в тексте, обособлять, графически обозначать.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
- развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку
- формирование способности самооценки своих действий
- формирование чувства уверенности в своих силах;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя
- формирование четких и последовательных действий в процессе работы.
Познавательные УУД:
- формирование навыка работы с различными текстами источниками информации с целью отбора необходимого материала;
- формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы.
- формирование умений графически обозначать изученные орфограммы и деепричастный оборот в тексте.
Коммуникативные УУД:
- формирование умений совместного решения проблемы;
- формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
- формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Предметные результаты:
- обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о деепричастии; - совершенствовать навык разграничения основного и добавочного действия;
- совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них;
- совершенствовать навык конструирования предложений с деепричастными оборотами.
Ресурсы: Учебник “Русский язык”, 7класс. Авторы Т.А.Ладыженская и др., мультимедийный проектор ,презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2)
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку.Создает эмоциональный
настрой на урок.(Слайд1) –Вы согласны с М.Пришвиным? Пусть эти слова станут девизом нашего урока. - Оставьте строчку для названия темы и запишите число, классная работа. |
Приветствуют учителя, проверяют свою
готовность к уроку.
Записывают число, классная работа |
Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками (Р). Действие смыслообразования (Л). |
2. Актуализация знаний | Цель: проверить теоретическую
подготовленность учащихся. 1. Индивидуальная работа. Выполнение интерактивного теста “Причастный оборот”. 2. Игра “Согласен – не согласен” - Я утверждаю, что деепричастие –это самостоятельная часть речи.... Учащиеся продолжают характеризовать деепричастие как часть речи 3. Лингвистическая разминка. Игра “Найди деепричастие” (Слайд 2) |
1 учащийся у компьютера Слушают утверждение одноклассника и добавляют свои. Самооценка. Проверяют по эталону и фиксируют верные ответы знаком + на полях тетради (+) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. |
3. Постановка проблемы, фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | Цель: “подвести” учащихся к новому
знанию, организовать учебный диалог. Запишите предложение вставьте пропущенные буквы-орфограммы, выделите грамматическую основу. На доске запись предложения: Д..брота зарождает?ся в детств.. и ж..вёт (в) душе ч..ловека. - Какое это предложение? (Простое предложение с однородными сказуемыми) -Замените 1-е сказуемое, выраженное глаголом, на деепричастие. Доброта, зарождаясь в детстве, живёт в душе человека. Найдите словосочетание с главным словом деепричастием. (Зарождаясь в детстве) – Как бы вы назвали данную синтаксическую конструкцию? (Деепричастный оборот) - Итак, назовите тему урока (Деепричастный оборот) (Слайд 3) – Какие знания помогли вам сделать такой вывод? (О причастном обороте) Запишите тему урока. - Какие цели вы поставите перед собой при изучении данной темы? (Слайд 4) |
Ведут диалог с учителем
Называют и записывают тему урока |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. |
4. Сообщение темы учащимися | – Скажите своими словами, что такое
деепричастный оборот? (Деепричастие + зависимое слово= деепричастный оборот) -От какого слова и какой вопрос вы зададите к ДО? - Чем является ДО в предложении? (Обстоятельством) – Какая пунктуация соответствует деепричастному обороту? Попробуйте переставить ДО в начало, в середину и в конец предложения.Составьте схемы предложения с деепричастным оборотом Работа на доске Зарождаясь в детстве, доброта живёт в душе человека. /_._._._/, _________ Доброта живёт в душе человека, зарождаясь в детстве. ______, /_._._._/, |
Ставят цели урока | |
5. Постановка цели учащимися | Что обозначает ДО?(деепричастный
оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает
добавочное действие и совершается тем же лицом,
предметом или явлением, которое совершает
основное действие) - В 8 классе мы будем изучать тему “обособленные обстоятельства”, это и есть ДО, т.е. обособленные обстоятельства, выраженные ДО. А теперь составьте и запишите предложение с одиночным деепричастием. На что вы обратили внимание? (Одиночное деепричастие тоже обособляется на письме запятыми ) Доброта, зарождаясь, живёт в душе человека. |
Oбъясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у. | |
- Обобщите всю информацию и сделайте
вывод - В чём отличие в обособлении причастного и деепричастного оборотов? (Деепричастный оборот и одиночное деепричастие обособляются всегда, причастный оборот - только после определяемого слова, одиночное причастие не обособляется никогда). - В чем особенность этих предложений? (Слайд 5) - ДО стал фразеологизмом, в таких случаях он не обособляется |
Делают выводы . Сравнивают |
||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: усвоение учащимися новой темы с
проговариванием. Работа в парах. Работа с учебником параграф 27, Стр.78 Чтение и осмысление правила.. Пересказ нового материала друг другу. - Оцените ответы друг друга, если ответы верные поставьте + на полях тетради, если ваш товарищ затрудняется в ответах помогите ему разобраться в этом вопросе в течение урока. Упр. 164, у доски 2 уч-ся (2 предложения) Обобщить , сделать вывод. Заслушать 1 пару учащихся. Тренировочное упражнение 1. (Слайд 6,7) 2.. Раздаточный материал. Упр. 2.Особенности обособления ДО. Трудные случаи. Раздаточный материал (Слайд 8,9) Схема предложений вывесить на доску. |
Читают теоретический материал.
Учащиесярассказывают теоретический материал
друг другу.
(+)
(+) если выполнил верно
Проверка по эталону (+) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. |
7. Контроль | Самостоятельная работа. Тест. (5 мин) На доске: ОТВЕТЫ: 2,3,3, самоанализ ошибок |
Взаимопроверка по эталону (+) |
Познавательные, регулятивные, личностные. |
8. Оценивание учащихся | За активную работу на уроке бонусные + От 5 + и ...= 5 4 + = 4 3+ = 3 |
самооценка | регулятивные, личностные. |
9. Итог урока | Подведем итоги - Что называется ДО? Как еще его называют? - Как найти ДО в предложении? И т.д. |
Отвечают на вопросы | Познавательные, коммуникативные, личностные. |
10. Рефлексия | (СЛАЙД 10) сегодня я узнал... было интересно... было трудно... я выполнял задания... я понял, что... теперь я могу... я почувствовал, что... я приобрел... я научился... у меня получилось ... я смог... |
Рефлексия: каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске | Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. |
11. Домашнее задание | (Слайд 11) Дифференцированного
характера Написать сочинение по теме “Твори добро” Упр. 165, параграф 27. Сделать опорную карточку. |
Записывают в дневник |