Цели: создание условий для формирования у учащихся УУД
Личностных:
- формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметных:
- умение создавать обобщения, строить логические рассуждения, делать выводы;
- умение работать с учебником, электронным приложением к учебнику;
- развитие ИКТ-компетенции.
Предметных:
- формирование общих представлений о целях изучения курса информатики;
- формирование общих представлений об информации и информационных процессах.
Оборудование:
- компьютерный класс,
- доступ в Интернет,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска,
- учебник для 5 класса «Информатика» Л.Л.Босова.
Используемая технология: технология развития критического мышления.
Технологические этапы:
- стадия вызова;
- стадия осмысления;
- стадия рефлексии.
Используемый приём: кластеры.
Ход урока
Так как это первый урок в 5 классе, то учитель знакомит учащихся с целями изучения курса информатики, обращает внимание на структуру учебника и систему условных обозначений. Затем знакомит их с электронным приложением к учебнику и способами доступа к электронным образовательным ресурсам, входящим в состав электронного приложения, а также ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Важный этап этого урока – правила техники безопасности и организация рабочего места. Их можно усвоить с помощью плаката «Техника безопасности» и учебника [3].
I этап Фаза «Вызов»
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием, без которого не может обойтись ни один человек, живущий в современном обществе. Речь пойдет об информации.
Далее на доске учитель пишет слово «информация» (ключевое слово).
Рисунок 1
Учащимся предлагается привести примеры. Всё фиксируется на доске и располагается вокруг ключевого слова.
Рисунок 2
Данный этап позволяет узнать представление учащихся об изучаемом понятии, на которое далее будут накладываться новые знания. Анализируем полученную картину. Необходимо, чтобы были представлены примеры восприятия информации всеми органами чувств человека. Если этого нет, то с помощью наводящих вопросов учащиеся пытаются это сделать, учитель дополняет слайд.
Рисунок 3
II этап Фаза «Осмысление»
Продолжаем обсуждение полученной схемы.
Анализируем приведенные примеры и обобщаем, используя более «крупные» понятия – «сведения об окружающем нас мире», «органы чувств», «человек». Помещаем этот слайд рядом с Рисунком 2.
Рисунок 4
Результатом работы на этом этапе должны стать следующая классификация информации:
- по способу получения (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, тактильная);
- по форме представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)
Далее целесообразно распределить обучающихся на группы по 4 человека. Учащимся задаётся вопрос: на какие виды можно разбить информацию, представленную на Рисунке 2 с точки зрения формы представления? При выполнении этого задания может возникнуть необходимость добавления примеров информации в первоначальный слайд.
Результаты обсуждаются учащимися в группах, записываются в тетради. Если у детей возникнут трудности при выполнении данного задания, им может помочь вспомогательный слайд с различными формами представления информации (Рисунок 5).
Рисунок 5 [2]
Далее мы возвращаемся к нашей схеме и акцентируем внимание на классификацию информации по способу получения и форме представления. Полученный слайд размещаем рядом с уже созданными слайдами на доске.
Рисунок 6
После этого учащиеся знакомятся с презентацией « Информация вокруг нас» [2].
III этап ФАЗА «Рефлексия»
На фазе рефлексии учащиеся систематизируют информацию, полученную на предыдущих этапах. Задание группам: опираясь на выводы, сделанные в результате обсуждения предыдущих заданий, сформулировать понятие Информация. Представители от групп озвучивают свои версии, которые записывается на доске. Далее обращаемся к учебнику, сравниваем полученные результаты.
Действия людей, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации учащиеся обсуждают в ходе выполнения имеющегося в рабочей тетради задания №9. Каждая из групп работает с одним из пунктов а) -г); представители групп поочерёдно сообщают полученные результаты, обосновывая свою точку зрения.
IV этап Обсуждение домашнего задания
Дома учащимся предлагается придумать несколько примеров, доказывающих несовершенство наших органов чувств и пути решения этой проблемы.
Параграф 1, рабочая тетрадь №10 (кроссворд)
Список литературы:
- Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 5 класса Босова Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
- Информатика 5-6 классы: методическое пособие./Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.