Одним из основных средств реабилитации детей-инвалидов является игротерапия. Через игротерапию осуществляется интенсивная эмоциональная регуляция психологического самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости. Общение и занятия по игротерапии способствуют диагностике ранних психологических затруднений и их болезненной коррекции.
Целесообразность использования игротерапии в организации восстановительного периода по улучшению самочувствия детей со сходными медико-психологическими показаниями обусловлена тем, что игра остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения, существует единство психологической природы игры и общения и в игре ребенок может свободно выражать себя.
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом, родителями, опекуном. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. При определении функций игротерапии следует исходить из того, что она необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми и помогает формированию доверительных отношений психологов, психотерапевтов, педагогов с родителями. В связи с этим и осуществляется разработка и внедрение специфических методов игротерапии, направленных на установление позитивно-эмоционального отношения ребенка к взрослому, развитие контактов и взаимоотношений детей между собой для преодоления замкнутости, низкой самооценки, необщительности и фо-бических реакций.Игротерапия способствует установлению тесного терапевтического контакта взрослых наставников с родителями каждого ребенка в самых различных формах – от просвещения и консультирования до тренинга родительских групп.
В условных обстоятельствах игра моделирует действительность, дает возможность ребенку переживать ощущение удачи, успеха, помогает раскрыть свои физические, умственные и интелектуальные способности. В обстановке игры проявляется личность ребенка. Наиболее удачным видом игровой терапии является куклотерапия. Ее образность, наглядность и материальность позволяют ребенку глубже вливаться в игровую ситуацию.
Перед началом игры проводится беседа с ребенком, родителями, выслушиваются жалобы и выясняются особенности характера ребенка, условия жизни. Затем готовится сценарий игры с участием кукол. Форма участия может быть разной: ребенок-зритель, ребенок-участник, свободная игра детей без направлений и подсказки, педагоги и воспитатели как партнеры в игре, придумывание детьми собственных игр.
Игровая психотерапия направлена на реабилитацию, разностороннее развитие и обогащение личности ребенка. Наличие куклы в игре создает особую ситуацию для развития фантазии ребенка. Применение куклотерапии позволяет соединять игровую деятельность с решением взрослых межличностных проблем, переоценкой сложившейся системы ценностей. Использование кукол, игровых подходов позволяет произвести регрессию возраста и избавится от отклонений в развитии.
В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл, где ребенок свободно может выражать свой социальный опыт подавленный или ограниченный социальным контролем. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.
Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить функции игротерапии:
По функциям взрослого в игре различают
- недирективную игротерапию;
- директивную игротерапию.
По форме организации деятельности различают:
- индивидуальную игротерапию;
- групповую игротерапию.
По структуре используемого в игротерапии материала:
- игротерапию с неструктурированным материалом;
- игротерапию со структурированным материалом.
Почему возникла идея создания игротеки?
1. Информационный голод при использовании игрового материала.
2. Не богатый выбор и дороговизна игр и игрового материала.
3. Граммотное и профессиональное консультирование родителей и детей при подборе игр соответствующих возрастному развитию детей.
В игротеке собрано большое количество удачных( с точки зрения развития ребенка) и уникальных игр, привезенных из разных уголков россии.
Многие игры привлекают интерес ребенка только первое время, есть так называемый момент насыщения, после чего ребенок больше не возвращается к игре, и игра только занимает место в Вашем доме.
Постоянная возможность обновления игровых впечатлений у ребенка будит его интерес и желание к овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
Несколько взятых напрокат игр в игротеке замечательно заменят ребенку купленную новую игру в магазине и всегда будет интересна ему.
В игротеке представлены следующие игровые направления:
Это – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театр кукол, кукольный кружок, агрессивные. Строительные и познавательные игры, конкурсы, игры для детей раннего возраста (1-3), развивающие игры, досуговые игры,- настольные игры, познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора, детское творчество, спортивные игры
турниры, игры - арттерапии, игры-танцы, игры-театрализации. Особое место занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающей в себе подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента – музыку, слово и импровизацию. В результате создается эмоционально-положительная среда для релаксации детей.
Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.
Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние самих родителей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у детей.
Практические приемы игротерапии
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:
- обеспечить эмоциональную разрядку;
- снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
- уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
- улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
- освоить групповые правила поведения;
- наладить контакт между родителями и детьми;
- развить ловкость и координацию движений.
Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия и другие, эффективность уже давно доказана и сегодня мы предлагаем их родителям
Возможно, детский психолог проведёт игротерапию более профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребёнок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.
Игра имеет исключительное значение для профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалоге общения взрослого и ребенка через принятие, отражение и пониманию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным:
- определение конкретных целей своих поступков;
- выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей;
- предвидение конечного результата своих действий и поступков;
- принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки;
- отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения и формирование ребенка как личности.