Цели урока:
Предметные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- практическая работа в группах, находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
- на основе полученной информации рассматривать, сопоставлять и сравнивать увиденные в музее экспонаты с иллюстративным материалом учебника. Уметь называть животное и определять его место обитания в зависимости от района обитания;
- приводить примеры животных холодных районов;
- устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Знания: усвоят, что на Земле есть очень холодные районы - Северный Ледовитый океан и Антарктида.
Умения: научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
Навыки: находить отличия двух похожих объектов.
- Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
- Познавательные: обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока.
- Коммуникативные: слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Сценарий урока.
NB: Все виды деятельности организует учитель в Дарвиновском музее и в школе после посещения музея. Также, по усмотрению учителя, может быть проведена предварительная работа сначала в школе, а потом и в залах музея.
В зависимости от того, каких результатов хочет добиться учитель, уровня подготовленности учащихся и класса в целом и уровня сложности урока, учитель по своему усмотрению выбирает нужные виды работы на данном уроке.
Форма организации деятельности.
Удобнее разделить класс на группы (по желанию учащихся) и осуществлять исследовательскую деятельность в группах, независимо от сложности выполняемых заданий.
Все необходимые материалы (простые карандаши или ручки, рабочие листы), учитель готовит заранее. На официальном сайте Дарвиновского музея есть в основном все фотографии представителей изучаемых холодных районов, поэтому фотоаппараты и фотокамеры не понадобятся.
С понятиями холодный район (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс) дети знакомятся на экскурсии, а после экскурсии в школе закрепляют эти понятия, выполняя разнообразные задания практической работы и просматривая видеофильм по данной теме.
Вариант 1. (учитель знакомит детей с понятиями по данной теме до экскурсии, дает первоначальные представления о данных природных зонах и их особенностях в классе)
Если учитель знакомит детей с понятиями по данной теме до экскурсии, используются рабочие листы №1 и №2. (см. Приложение 2)
Класс делится на 4 группы (по желанию учащихся). Учитель заранее разрезает рабочие листы №1 и №2 по горизонтали и раздаёт учащимся каждой группы. Каждая группа получает по 2 задания из рабочих листов. Каждый рабочий лист предполагает выполнение определённого вида задания.
Рабочий лист №1. Кто из животных живёт в районе Северного Ледовитого океана?
Рабочий лист №2. Кто из животных живёт в Антарктиде?
(Поставь рядом с картинкой галочку в пустую клетку.)
Общая формулировка задания для групп отображается на классном экране или доске. Это позволяет ребёнку самостоятельно прочитать задание, понять суть выполняемой работы и определить план действий.
Вариант 2.(учитель знакомит детей с понятиями по данной теме после экскурсии)
Если учитель знакомит детей с понятиями по данной теме после экскурсии, то на основе увиденного и услышанного у детей расширяется кругозор, появляются новые знания, что даёт возможность более свободно ориентироваться в материалах рабочих листов №1 и №2 , высказывать свою точку зрения, вести обсуждения в группах.
Также в зависимости от уровня подготовки учащихся и класса в целом даются рабочие листы №3 и №4 (см. Приложение 2) для более глубокой систематизации и анализа материала по данной теме. (Работа с рабочими листами №!-4 в этом случае проводится аналогично Варианту 1.)
Рабочий лист №3. Найди обитателей Арктики.
Рабочий лист №4. Найди обитателей Антарктиды.
(Проведи стрелку от выбранного животного в пустую клетку.)
Работа с кейсами (заданиями повышенной сложности) проводится до подведения основного итога урока по данной теме. Работа с кейсами проводится по группам, но, в отличие от рабочих листов, задания кейсов не разрезаются, а даются целиком (листА-4) каждой группе. Каждая группа получает задания кейсов 1 и 2. (см. Приложение 3)
Подведение итогов.
После работы в группах все материалы прикрепляются на заранее приготовленное рабочее демонстрационное поле, индивидуальное для каждой группы, и вывешиваются на классную доску. (образец демонстрационного листа) Затем каждая группа рассказывает о своем проекте по плану:
1. Название холодного района (Арктика, Антарктида, Северный полюс, Южный полюс)
2. Есть ли водное пространство или суша. Если есть, то чем они покрыты.
3. Какой полюс расположен в данном районе (северный или южный).
4. Какие животные обитают в данной холодной зоне.
Вопросы для характеристики данного холодного района (план) демонстрируются на рабочем экране (использование проектора или интерактивной доски.) Ребята сами определяют, кто по какому пункту плана будет выступать от их группы.
Для подведения общего итога используется Презентация "Где живут белые медведи" (см. Приложение 5) и Кейс №3 (см. Приложение 3).
На следующем уроке, для закрепления изученного, можно дать детям поработать с кроссвордом.
(см. Приложение 4)