Урок ИЗО по теме "Наши друзья – животные". 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Цель урока: создать рукотворную книгу "Загадки про кошек и котов"

Задачи урока:

Учебные:

  • Познакомить учащихся понятием "художник - анималист".
  • Привлечь внимание учащихся к выразительности движений фигуры животных.
  • Познакомить учащихся с именами художников-анималистов: Е. Чарушин, В.Серов, В. Ватагин, М. Кукунов.
  • Научить учащихся понимать и видеть красоту животных.
  • Формировать художественные знания, умения и навыки.
  • Познакомить с техникой работы сухой кистью методом тычка".

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
  • Воспитывать уважение и восхищение работами художников - анималистов.
  • Формировать понимание общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира.
  • Воспитывать у учащихся терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
  • Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Развивающие:

  • Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).
  • Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.
  • Развивать художественный вкус и творческие способности.
  • Развивать эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.

Технологии: проектная, ИКТ-технология

Тип урока: сообщение нового материала, комбинированный с использованием ИКТ - технологий.

Методы: наглядный, словесный, проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы (работы в паре), исследовательский, проектный (создание коллективной работы).

Материалы и оборудование

  • Альбомные листы с нанесённым контуром, кисть-шетина, кисть-белка, краски, палитра, основа для создания рукотворной книги, салфетки, баночки для воды, простой карандаш, ластик, ножницы, клей.
  • Репродукции художников с изображениями животных.
  • Литературный ряд: загадки о животных, книги о животных.
  • Презентация к уроку.
  • Мультимедийный проектор, компьютер, документ-камера, детские песни про кошек и котов.

Межпредметные связи: литература, музыка, технология, информатика и ИКТ.

План урока:

1. Организационная часть. - 1 мин.

2. Беседа о художниках-анималистах. - 10 мин.

3. Постановка проблемы, пути её решения. Объяснение техники работы сухой кистью методом тычка с применением документ-камеры. - 10 мин.

4. Творческая работа в парах, решение творческой проблемы, поисковый метод. - 13 мин.

5. Закрепление знаний учащихся. Рефлексия. - 5 мин.

6. Выставка работ, подведение итогов. - 5 мин.

7. Домашнее задание. - 1 мин.

Ход урока

1. Организационная часть

Снова нам звенит звонок,
Начинается урок.
На нашу выставку смотри,
Ничего не упусти.

2. Беседа о художниках-анималистах

Учитель:

Здравствуйте! Ребята, сегодня у нас на уроке открылась выставка, где представлены книги детских писателей. Все книги имеют красивые картинки которые называются иллюстрациями.

Вопрос: Кто нарисован на иллюстрациях?

(Ответы детей: медведи, волки, зайцы и прочая живность).

Вопрос: Кто же создаёт такие прекрасные иллюстрации?

Ответ: Художники.

Учитель:

Да, многие художники брались за карандаш и краски, чтобы изобразить животных. Это В. Ватагин, М. Кукунов, В. Серов, Е. Чарушин. Таких художников, которые рисуют животных называют художниками-анималистами.

Слово "анималист" означает "рисующий животных".

Вопрос: Как вы думаете, почему художники так любят изображать животных?

Ответ: (...они наши друзья, у них такой же характер как у некоторых ребят...)

Вопрос: Как же будет называться тема нашего урока?

Ответ: "Наши друзья - животные".

Учитель:

Среди всех работ художников-анималистов выделяются работы Евгения Ивановича Чарушина.

(Использование презентации).

Учитель:

Слайд № 1, 2.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам "преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях".

Слайд № 3.

Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки "Мурзук". Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

Слайд № 4.

В 1930 году, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, Чарушин Е. попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных.

Вопрос: С какими рассказами Е.Чарушина вы познакомились на уроках чтения?

Ответ: (ответы учащихся)

Учитель:

До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: "Птенцы", "Волчишко и другие", "Облава", "Цыплячий город", "Джунгли - птичий рай", "Животные жарких стран".

Продолжал он иллюстрировать других авторов - С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.

Слайд № 5.

Последней книгой Чарушина стали "Детки в клетке" С.Я.Маршака.

Слайд № 6

А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

Учитель:

Среди работ художников - анималистов невозможно не узнать рисунки художника

Евгения Ивановича Чарушина.

Вопрос: Кого любит рисовать Е. Чарушин?

Ответ: Детёнышей животных.

Вопрос: А как вы думаете, почему?

Ответ: Они забавные, интересные и т. п.

Вопрос: Какие чувства у вас вызывают иллюстрации Е. Чарушина, когда вы их рассматриваете?

Ответ: Нежности, жалости, хочется прижать к себе, погладить и т. п.

Учитель:

Нарисованные Е. Чарушиным зайчата, медвежата, лисята, тигрята, совята вызывают чувство нежности. Они совсем как живые, эти чарушинские зверята. Под пушистой шкуркой зверька мы можем почувствовать тепло, бьющееся сердце. Посмотрите, как Е. Чарушин лаконичными средствами умеет выразить характер каждого. А чтобы читатель мог лучше это увидеть, то часто он своих героев рисует крупным планом.

Слайд № 7, 8.

Вопрос: Как вы думаете, какой характер у этого рысёнка, что он испытывает, чувствует? Какой характер у этого медведя?

(Работа с классом по иллюстрациям Е. Чарушина, высказывания детей).

Слайд № 9.

Учитель: Е. Чарушин старается показать своих героев в те моменты, когда их характер раскрывается особенно ярко. Поэтому художник любит показывать их в действии.

Вопрос: Что собирается делать этот котёнок?

(Работа с классом по иллюстрации Е. Чарушина, высказывания детей).

3. Постановка проблемы, пути её решения. Объяснение техники работы сухой кистью методом тычка с применением документ-камеры

Постановка проблемы:

Учитель: Евгений Иванович Чарушин очень любил животных, в том числе и представителей кошачьих. Он собрал много загадок про них, придумал название книги, начал работу над иллюстрациями, а потом ему не хватило времени завершить свою работу до конца.

Пути решения проблемы:

Вопрос: Мы сможем ему помочь завершить книгу? А каким образом? Что мы должны сделать? Как мы сможем передать пушистую шёрстку у животного?

Ответ: (рассуждения учащихся: нарисовать пушистых кошек, приклеить на

страничку, расположенную вертикально, закрепить иллюстрацию на основе).

Физкультминутка

Плачет киска в коридоре
У нее большое горе
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

(Дети изображают стихотворение с помощью движений)

Учитель:

Как вы заметили раньше, у Е. Чарушина особенная техника рисования животных и птиц. Такого изображения художник добивается особыми художественными средствами, особой техникой рисования. А называется она техника рисования сухой кисточкой с грубой щетиной методом тычка.

... на карандашный набросок сухой кистью наносим светло-коричневый цвет краски, затем тёмно-коричневый, затем чёрный, добиваясь необходимого оттенка, тонкой кистью прорисовываем мелкие части, добиваясь выразительного изображения, прорисовываем глаза, усы ...

<Рисунок 1>

4. Творческая работа в парах, решение творческой проблемы, поисковый метод

(Самостоятельная работа детей, использование музыкального сопровождения. По окончании работы в паре работы объединяются в коллективную работу).

<Рисунок 2>

5. Закрепление знаний учащихся. Рефлексия

О чём мы сегодня узнали на уроке?

С какими новыми словами познакомились?

Что понравилось на уроке?

Какая часть работы тебе понравилась больше?

Где тебе было трудно?

6. Выставка работ, подведение итогов

- Кого вы нарисовали?

- Какое настроение, какой характер вы хотели бы показать?

- Как вам это удалось?

7. Домашнее задание

Предлагаю прочитать рассказ Е. Чарушина "Медвежата".

"...Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам", - писал Е. И. Чарушин.

<Приложение 1>