Цель: формирование системы лингвистических понятий по теме: “Сложное предложение: виды сложноподчинённых предложений”.
Задачи.
- Образовательные : рассмотреть понятие “виды придаточных предложений” как часть научной системы, создать условия для осознания связи понятий “второстепенные члены предложения” и “виды сложноподчинённых предложений”;
- Развивающие : способствовать развитию умений: перерабатывать научную информацию в схему, таблицу; сравнивать, сопоставлять, проектировать обобщённую модель понятия, анализировать способ действия, применяя известный для решения задач с изменёнными условиями; умения проводить самооценку, самоанализ, самокоррекцию;
- Воспитательные : создать условия для осмысления народной мудрости, заложенной в русских пословицах (правильное отношение к жизни, к окружающим людям).
Планируемый результат всего урока: осмыслена классификация сложноподчинённых предложений, создана обобщённая модель, учащиеся используют известный способ действия для решения задач с изменёнными условиями, формируется обобщённый способ деятельности.
Оборудование: видеопроектор, схема в дополнительной тетради, раздаточный материал для индивидуальной работы по определению видов сложноподчинённых предложений (подобраны русские пословицы и афоризмы), лист самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Создание частной модели.
Задача: создать учебную ситуацию.
Планируемый результат: восстановить в виде схемы, таблицы классификацию второстепенных членов предложения и способ действия для их определения.
- Как выдумаете, для чего даны предложения?
- С какой точки зрения их можно проанализировать?
- Выполните анализ, представьте результат в виде схемы, таблицы, кому трудно – в виде текста. (Работа в малых группах)
Я вижу серое небо. – Я вижу, что небо стало серым.
Мы приехали в любимую деревню. – Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
Ребята после школы поступят в вузы. – Когда ребята окончат школу, они поступят в вузы.
Промежуточный результат: учащиеся дали определения: простого предложения (1 балл), сложноподчинённого (2 балла), нашли предикативные части (2 балла), грамматические основы (2 балла, если правильно указали составное именное сказуемое, если не указали – 1 балл), восстановили в виде схемы классификацию второстепенных членов предложения (за каждый второстепенный член предложения – 2 балла) и способ действия для их определения(2 балла), в сложноподчинённых определили главную и придаточную части (2 балла), увидели, что придаточные отвечают на те же вопросы, что и второстепенные члены предложения. На этом этапе ученики максимум могут получить 17 баллов.
Ученики предлагают тему (записывают в тетрадь) и цели урока (Что должны знать и уметь?) записывают в листе самооценки.
- Что для этого нужно сделать? (Изучить теорию, переработать научную информацию в схему, таблицу, сопоставить, скорректировать предложенную модель).
III. Коррекция модели.
Задача: организовать работу с теоретическим материалом учебника (параграф 13: “Виды сложноподчинённых предложений”).
Планируемый результат: учащиеся должны осознать основу классификации сложноподчинённых предложений, уметь трансформировать научный текст в схемы, таблицы, уметь читать их.
Организация работы:
1. Прочитать параграф.
2. Сопоставить предполагаемую схему (модели видов сложноподчинённых) с теоретическим материалом:
- Чем отличается “сопоставить” от “сравнить”?
- Почему недостаточно сравнить?
3. Создать окончательный вариант схемы.
4. Прочитать схему.
Промежуточный результат: учащиеся скорректировали модель, т.е. создали обобщённую, увидели, что способ действия при определении второстепенных членов предложения подходит к новым условиям:
определению вида придаточных предложений (2 балла за каждый вид придаточного предложения – итого 6 баллов); предложили способ действия для определения вида сложноподчинённого предложения (в листе).
IV. Функционирование модели.
Задача: опробировать частный алгоритм или способ действия для определения видов сложноподчинённых предложений (новые условия).
Планируемый результат: учащиеся должны уметь определять логические связи между главной и придаточной частью, моделировать структуру, определять вид придаточного предложения, опираясь на алгоритм, на составленную схему, таблицу.
Организация работы: индивидуально каждому предложено 5 предложений с разными видами придаточных, нужно определить вид, провести графическую работу, нарисовать схемы.
В качестве предложений подобраны русские пословицы и афоризмы.
- Что такое пословица? Какие пословицы близки по смыслу? Можете ли назвать ещё подобные? (В своём глазу бревна не заметишь, в чужом – соринку увидишь; Что людям радеешь (желаешь), то и сам добудешь).
- Что такое афоризм? Чем близок пословице? Чем отличается?
- Чем может помочь схема? Для чего она нужна?
- Какая схема сложнее? (Поэтому за каждую вертикальную – 1 балл, итого – 5 баллов; за каждую горизонтальную – 2 балла, максимум – 10 баллов. Вы можете выбрать любой вариант схемы, а хотите получить больше баллов – составьте обе, получить по максимуму 15 баллов).
Дидактический материал:
- Каков ты до меня, таков я до тебя.
- Не ищи правды в других, коли её в тебе нет.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Глупые люди полагают, что злое дело можно скрыть (М.Ганди).
- Жалок тот, в ком совесть нечиста! (А.С.Пушкин).
На обратной стороне доски составлены схемы предложений, указан вид. Это учащимся для самопроверки.
Промежуточный результат: учащиеся провели графическую работу, нарисовали схемы, определили вид сложноподчинённых предложений, используя известный способ действия для решения задач с изменёнными условиями, сформировали обобщённый способ деятельности. 1 балл за каждое предложение – итого 5 баллов.
V. Контроль и рефлексия.
Задача: выяснить, кто из учащихся достиг планируемого результата, в чём испытывают затруднения, кому нужна индивидуальная консультация.
Планируемый результат: ученики должны провести самооценку, самоанализ, самокоррекцию (в листе самооценки). За каждый этап работы подсчитать количество баллов: максимум 53 балла.
От 48 до 53 баллов – “Молодец! Умница! Я рада за тебя!”
От 35 до 47 баллов – “Хорошо, но можно и лучше!”
От 20 до 34 баллов – “Многое ещё нужно знать и уметь! Для этого приложи максимум усилий!”
От 0 до 19 баллов – “Твои знания и умения, огорчили не только меня, но и тебя не порадовали. Нужно много работать, чтобы результат был лучше”.
Промежуточный результат: ученики провели самооценку, самоанализ, скорректировали для себя домашнюю работу.
VI. Домашнее задание ученики формулируют, исходя из листа самооценки.
Базовый уровень: теория – параграф 13, устный рассказ по схеме, таблица на стр.79-80; практика – упр.95.
Задание повышенного уровня сложности – в комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” найти СПП (5 предложений), провести графическую работу, определить вид придаточных, нарисовать схемы.