Цель урока: познакомить с наречием, его назначением в языке.
Развитие речи: составление предложений.
I. Программное содержание.
Образовательные задачи.
- Проследить усвоение новых знаний по теме «Наречие».
- Формировать умение находить наречия в текстах, определять роль наречий и конструировать предложения, включая в них наречия;
- Закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
- Повторить грамматическую характеристику слов изученных частей речи.
Развивающие задачи.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на использование изученного учебного материала.
- Выявлять творческий потенциал учащихся.
Воспитательные задачи.
Воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету.
Воспитывать умения работать в парах.
II. Подготовка к занятию. Оборудование, материалы
- Учебник « Русский язык», 4 класс, В.В. Репкин, Е.В. Восторгова., Т.В. Некрасова
- Карточки со словарными словами на доске.
- Карточки для карты понятий.(Приложение 1 и 2).
- Карточки со словами для карты понятий. (Приложение 3)
- Презентации детей.
- Презентация учителя.
- «Орфографическая тетрадь», В.В. Репкин, Некрасова Т.В стр. 74.
III. Словарная работа. Повторение фонетики. (Словарные слова находятся на доске)
овца, яблоко, поредела, радостно, четверг, метель, телёнок
а) – Выбрать заданное слово, запишите его и подчеркнуть ошибкоопасное место в слове,
– Запишите слово, в котором есть всегда твёрдый звук (овца). Какой это звук?
– Запишите слово, в котором есть всегда мягкий звук (четверг) Какой это звук?
– Запишите слово, в котором все согласные мягкие (метель).
– Запишите слово, в котором 4-ре слога (поредела).
– Запишите слово, в котором есть непроизносимая согласная (радостно).
– Запишите слово, в котором звуков больше, чем букв (яблоко).
– Запишите оставшееся слово (телёнок).
– Проверьте записанные слова со словами на доске. Ошибки исправьте. Оцените свою работу.
II. Постановка учебной проблемы.
– Какое словарное слово, является наречием?
– Что запомнили об этой части речи с предыдущего урока?
– Мы полностью изучили наречие?
– Предположите, какой будет тема урока?
III. Оформление карты понятий "Части речи" Приложение 1
– На какой вопрос отвечаем, работая по 4 параграфу (Какие ещё части речи есть в русском языке)? (На доске вывешивается «Части речи»)
– На какие две группы делятся все части речи?
– Какие части речи называют самостоятельные? (Вывешивается «Самостоятельные»)
– Какие части речи называют служебные? (Вывешивается «Служебные»)
– Заполним всю нашу карту понятий. (Детям розданы карточки карты с названиями частей речи, вопросами, работой частей речи и их общим грамматическим значением.
Сначала выкладываются названия частей речи, вопросы частей речи, затем - работа частей речи, последними выкладываются ОГЗ). Приложение 2
– Оцените свою работу.
1. Вопросы по карте понятий.
– Сколько частей речи мы уже знаем?
– Что общего у частей речи объединенных в группе ИМЕНА?
– Что обозначает круг вокруг буквы Р?
– Какие наклонения есть у глагола?
– С какой часть речи связанны имена прилагательные?
2. Заполнение карты понятий "Части речи".
– Вам надо определить к какой части речи относится ваше слово и доказать это.
– Чтобы определить часть речи, что нужно вам знать?
[ОГЗ (общее грамматическое значение), на какой вопрос отвечает слово].
У каждого ученика слово на карточке, он подбирает вопрос определяет ОГЗ и заполняет карту понятий: слил, десяток, сотня, смело, около, они, белить, белизна, белый, набело, через, ему, завить, кудри, кудрявый, вверх, подле, десять, верховодить, верх, верхний, быстро, над, я, пить, одна, два, сто, питьевая. Приложение 3
– Оцените свою работу.
IV. Повторение изученного материала о наречии.
– Вспомним презентацию Тимура Нуриева.
– Чем интересна часть речи НАРЕЧИЕ (Слайд № 1)
– С какой часть речи связанно наречие?
– В чём заключается общее грамматическое значение наречие? (Слайд № 2)
– Есть ли у слов с этим общим грамматическим значением частные значения рода, числа, падежа, лица? (Слайд № 3)
– Что обозначает грамматическая модель наречия? (Слайд № 4)
– Как будет выглядеть грамматическая характеристика наречия? (Слайд № 5)
V. Закрепление знаний.
1) Составить высказывание.
– С любым наречием на странице 74 «Орфографической тетради» составьте всказывание.
– Наречие самая трудная часть речи в плане правописания, поэтому в «Русской орфографии» именно этой части речи уделяется несколько страниц.
– Откройте стр. 74,
– Правописание наречий будем изучать чуть позже, а сейчас выберете любое наречие и составьте с ним высказывание. (Дети устно составляют предложения)
2) Запись высказывания.
– Запишем моё предложение и сделаем грамматическую характеристику известных частей речи.
Бабушка любит пить чай вприкуску с конфетами.
– Кому нужно откройте наши справочники или объединиться в пары.
3) Проверка работы. (Слайд № 6)
Бабушка (бабушка) – сущ., одуш., нариц., ж.р., 1 скл., И.п., ед. ч;
любит (любить) – глаг., II спр., изъяв. н., Н.в., 3 л., ед.ч.
пить – глаг., инфинитив, I спр,
чай – сущ., неод., нариц., м.р., 2 скл., В.п., ед. ч.;
вприкуску – нареч., не изменяется
конфетами – (конфета) – сущ., неод., нариц., ж.р., 1 скл., Т.п., мн. ч.
с – предлог.
– Нужна ли памятка для грамматического разбора в наш справочник для наречия?
Если кому необходимо сделайте её.
– Оцените свою работу.
VI. Презентация о наречии других учеников.
VII. Домашнее задание.
Упр. 161, желающие могут сделать презентацию к упр.
VIII. Итог урока.
– Ребята! Вы хорошо работали на уроке.
– Чем важным занимались мы сегодня? (Повторили грамматическую характеристику слов изученных частей речи. Находить наречия в текстах).
– Все ли секреты наречий мы открыли?
– Спасибо за урок!