Цели.
1. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
2. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных.
3. Развитие внимания, мышления, воображения.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие общей и мелкой моторики, массаж пальцев рук.
6. Формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением деревьев; листья деревьев (береза, тополь, дуб, осина, клен, ива, рябина); игрушечный медвежонок; магнитофон; сосновые шишки; карточки "4-й лишний".
Словарь по теме
Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки.
Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый.
Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять.
Ход занятия
Вступительная часть
1. Организационный момент:
Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу.
- Дети, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Летом лес был зеленый. А теперь березки и клены желтые. Осины и рябинки красные. Между ними елочки зеленеют. Налетел ветер. Закружились листья в воздухе, словно бабочки. (Дети сдувают листья деревьев с ладоней). Потом тихо-тихо на землю опускаются. (Дети изображают падающие листья).
- В каком лесу мы сейчас с вами побывали?
- Какого цвета лес был летом?
- Какого цвета стали березки и клены осенью?
- Какого цвета стали осины и рябины осенью?
- Какие деревья не изменили своего цвета?
- Как кружатся листья в воздухе?
- Молодцы! А сейчас тихонько присядьте на стульчики, только будьте внимательны, найдите стульчики с листочками, которые у вас были в начале занятия.
Основная часть
2. Образование относительных прилагательных.
Стук в дверь.
- Дети, сегодня к нам в детский сад пришел гость - лесной житель: МЕДВЕЖОНОК. Он пришел к нам с подарками. Гуляя по осеннему лесу, он собирал опавшие листья. Давайте определим, листья каких деревьев подарил нам МЕДВЕЖОНОК.
Игра "Какие листья?":
- Посмотрите, у меня лист клена - кленовый лист. А у вас?
- А у меня лист березы - березовый.
- А у меня лист осины - осиновый.
- А у меня лист рябины - рябиновый и т.д.
- Дети, вы догадались, в каком лесу живет МЕДВЕЖОНОК? (В лиственном лесу).
- Назовите лиственные деревья, которые вы знаете. (Дети называют деревья, после чего на доске вывешиваются картинки с их изображением).
- А какой еще бывает лес? (Хвойный). Назовите хвойные деревья, которые вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением ели, сосны).
3. Игра "Продолжи предложение" (Дифференциация понятий "Хвойные"-"Лиственные" деревья).
- Дети, МЕДВЕЖОНОК очень хочет поиграть с вами в игру "Продолжи предложение".
- Осенью сбрасывают листья березы, ... А еще какие деревья? (Клены, тополя, ивы, дубы).
- Всю зиму остаются зелеными сосны, ... А еще какие деревья? (Пихты, ели, кедры).
Молодцы!
4. Игра "Какие бывают леса?" (Образование относительных прилагательных).
Вновь играет тихая, спокойная музыка.
- Дети, у нас снова подул осенний ветерок, мы все превратились в листочки. Все закройте глазки и представьте, что ветерок нас закружил, приподнял, и мы летим над землей.
- Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут дубы, клены, осины, значит, какой это лес? (Лиственный лес).
- Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут сосны и ели, значит, какой это лес? (Хвойный лес).
- А теперь мы видим лес, в котором растут ели, березы и дубы, значит, какой это лес? (Смешанный лес).
- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут дубы, значит, как называется эта роща? (Дубовая роща).
- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут березы, значит, как называется эта роща? (Березовая роща).
- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут осины, значит, как называется это роща? (Осиновая роща).
- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут ивы, значит, как называется эта роща? (Ивовая роща).
- А если в роще растут клены, то значит, как называется эта роща? (Кленовая роща).
- Очень долго продолжался наш полет. И вот, мы вновь оказались на нашей лесной полянке.
5. Динамическая пауза.
Осенние листья тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
6. Закрепление значения слов, обозначающих части деревьев. (Употребление формы родительного падежа существительных).
Игра "У чего есть...":
- Дети, давайте вспомним, у чего есть...
- Ствол? (У березы, тополя, осины, ...)
- Крона? ...
- Листья? ...
- Хвоя? ...
- Кора? ...
- Корень? ...
Заключительная часть
7. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
- Дети, мы очень много сегодня говорили о деревьях, а что еще растет в лесу? (Грибы, цветы, ягоды).
- Какие вы знаете лесные ягоды? (Брусника, малина, клубника, черника, смородина, клюква).
- А что можно приготовить из них? (Можно сварить варенье).
- Давайте сварим и угостим вареньем МЕДВЕЖОНКА, ведь он сладкоежка.
- Я сварю варенье из брусники - брусничное варенье. А вы?
- Я сварю малиновое варенье.
- Я сварю клубничное варенье и т.д.
- Дети, МЕДВЕЖОНОК очень доволен! В подарок он принес вам сосновые шишки, давайте с ними поиграем.
8. Пальчиковая гимнастика.
Детям раздаются шишки. Дети катают их между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник!
9. Развитие внимания, мышления.
- Дети, наш МЕДВЕЖОНОК совсем запутался, давайте ему поможем определить, что лишнее и почему?
Предлагаются карточки с картинками "4-й лишний": "ромашка, роза, тюльпан, сосна"; "дуб, ель, береза, тополь".
- А теперь МЕДВЕЖОНОК решил поиграть с вами. Найдите ошибки в его высказываниях и исправьте их:
- На клене желтеют березовые листья.
- На березе краснеют и опадают листья.
- Когда идет дождь, на улице сухо.
- С ели опадают желтые листья.
- Молодцы! МЕДВЕЖОНОК благодарит вас, дети. Он прощается с вами, ему пора возвращаться в лес. Давайте скажем хором: ДО СВИДАНИЯ!
10. Итог занятия.