Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень. Деревья наших лесов"

Разделы: Логопедия


Цели.

1. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

2. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи форму родительного падежа имён существительных.

3. Развитие внимания, мышления, воображения.

4. Развитие речевого дыхания.

5. Развитие общей и мелкой моторики, массаж пальцев рук.

6. Формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением деревьев; листья деревьев (береза, тополь, дуб, осина, клен, ива, рябина); игрушечный медвежонок; магнитофон; сосновые шишки; карточки "4-й лишний".

Словарь по теме

Существительные: лес, роща; дерево, береза, дуб, осина, клен, рябина, тополь, ель, ёлка, сосна, кедр, пихта; корни, ствол, крона, ветки, листья, кора, хвоя, иголки, шишки.

Прилагательные: хвойные, лиственный (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, осенний (лес); березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый.

Глаголы: расти, желтеть, краснеть, опадать, собирать, гулять.

Ход занятия

Вступительная часть

1. Организационный момент:

Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу.

- Дети, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Летом лес был зеленый. А теперь березки и клены желтые. Осины и рябинки красные. Между ними елочки зеленеют. Налетел ветер. Закружились листья в воздухе, словно бабочки. (Дети сдувают листья деревьев с ладоней). Потом тихо-тихо на землю опускаются. (Дети изображают падающие листья).

- В каком лесу мы сейчас с вами побывали?

- Какого цвета лес был летом?

- Какого цвета стали березки и клены осенью?

- Какого цвета стали осины и рябины осенью?

- Какие деревья не изменили своего цвета?

- Как кружатся листья в воздухе?

- Молодцы! А сейчас тихонько присядьте на стульчики, только будьте внимательны, найдите стульчики с листочками, которые у вас были в начале занятия.

Основная часть

2. Образование относительных прилагательных.

Стук в дверь.

- Дети, сегодня к нам в детский сад пришел гость - лесной житель: МЕДВЕЖОНОК. Он пришел к нам с подарками. Гуляя по осеннему лесу, он собирал опавшие листья. Давайте определим, листья каких деревьев подарил нам МЕДВЕЖОНОК.

Игра "Какие листья?":

- Посмотрите, у меня лист клена - кленовый лист. А у вас?

- А у меня лист березы - березовый.

- А у меня лист осины - осиновый.

- А у меня лист рябины - рябиновый и т.д.

- Дети, вы догадались, в каком лесу живет МЕДВЕЖОНОК? (В лиственном лесу).

- Назовите лиственные деревья, которые вы знаете. (Дети называют деревья, после чего на доске вывешиваются картинки с их изображением).

- А какой еще бывает лес? (Хвойный). Назовите хвойные деревья, которые вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением ели, сосны).

3. Игра "Продолжи предложение" (Дифференциация понятий "Хвойные"-"Лиственные" деревья).

- Дети, МЕДВЕЖОНОК очень хочет поиграть с вами в игру "Продолжи предложение".

- Осенью сбрасывают листья березы, ... А еще какие деревья? (Клены, тополя, ивы, дубы).

- Всю зиму остаются зелеными сосны, ... А еще какие деревья? (Пихты, ели, кедры).

Молодцы!

4. Игра "Какие бывают леса?" (Образование относительных прилагательных).

Вновь играет тихая, спокойная музыка.

- Дети, у нас снова подул осенний ветерок, мы все превратились в листочки. Все закройте глазки и представьте, что ветерок нас закружил, приподнял, и мы летим над землей.

- Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут дубы, клены, осины, значит, какой это лес? (Лиственный лес).

- Сейчас мы пролетаем лес, в котором растут сосны и ели, значит, какой это лес? (Хвойный лес).

- А теперь мы видим лес, в котором растут ели, березы и дубы, значит, какой это лес? (Смешанный лес).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут дубы, значит, как называется эта роща? (Дубовая роща).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут березы, значит, как называется эта роща? (Березовая роща).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут осины, значит, как называется это роща? (Осиновая роща).

- А сейчас мы пролетаем над рощей, в которой растут ивы, значит, как называется эта роща? (Ивовая роща).

- А если в роще растут клены, то значит, как называется эта роща? (Кленовая роща).

- Очень долго продолжался наш полет. И вот, мы вновь оказались на нашей лесной полянке.

5. Динамическая пауза.

Осенние листья тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

6. Закрепление значения слов, обозначающих части деревьев. (Употребление формы родительного падежа существительных).

Игра "У чего есть...":

- Дети, давайте вспомним, у чего есть...

- Ствол? (У березы, тополя, осины, ...)

- Крона? ...

- Листья? ...

- Хвоя? ...

- Кора? ...

- Корень? ...

Заключительная часть

7. Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

- Дети, мы очень много сегодня говорили о деревьях, а что еще растет в лесу? (Грибы, цветы, ягоды).

- Какие вы знаете лесные ягоды? (Брусника, малина, клубника, черника, смородина, клюква).

- А что можно приготовить из них? (Можно сварить варенье).

- Давайте сварим и угостим вареньем МЕДВЕЖОНКА, ведь он сладкоежка.

- Я сварю варенье из брусники - брусничное варенье. А вы?

- Я сварю малиновое варенье.

- Я сварю клубничное варенье и т.д.

- Дети, МЕДВЕЖОНОК очень доволен! В подарок он принес вам сосновые шишки, давайте с ними поиграем.

8. Пальчиковая гимнастика.

Детям раздаются шишки. Дети катают их между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

9. Развитие внимания, мышления.

- Дети, наш МЕДВЕЖОНОК совсем запутался, давайте ему поможем определить, что лишнее и почему?

Предлагаются карточки с картинками "4-й лишний": "ромашка, роза, тюльпан, сосна"; "дуб, ель, береза, тополь".

- А теперь МЕДВЕЖОНОК решил поиграть с вами. Найдите ошибки в его высказываниях и исправьте их:

- На клене желтеют березовые листья.

- На березе краснеют и опадают листья.

- Когда идет дождь, на улице сухо.

- С ели опадают желтые листья.

- Молодцы! МЕДВЕЖОНОК благодарит вас, дети. Он прощается с вами, ему пора возвращаться в лес. Давайте скажем хором: ДО СВИДАНИЯ!

10. Итог занятия.