Цели:
- знакомство учащихся 5-6 классов с историей блокады Ленинграда;
- знакомство с различными видами источников по истории жизни города в период блокады,
- воспитание гордости за подвиг города,
- воспитание уважительного отношения к истории страны и народа.
Основные знания: Великая Отечественная война, подвиг армии и народа, блокада Ленинграда, жизнь людей в городе, память о войне, дневник Тани Савичевой, 7 симфония Д.Д.Шостаковича, "голос блокадного Ленинграда" - Ольга Берггольц.
План:
- Вводная беседа с целью актуализации знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
- Что такое блокада. Когда и как началась блокада города.
- Пискаревское кладбище в Ленинграде.
- Жизнь людей в годы войны.
7 Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича
Дневник Тани Савичевой. Судьба девочки.
"Голос блокадного Ленинграда" - Ольга Берггольц.
Обобщение материалов. Представление материалов мини - сочинения "По материалам этого классного часа я понял, что:"
Оборудование:
- мультимедийная доска, презентация к занятию;
- рабочий лист для заполнения;
- аудио и видеозаписи по истории блокады.
Ход занятия
Рабочий лист для работы на занятии | ||
1. | Вводная беседа с целью актуализации знаний учащихся о Великой Отечественной войне. | Презентация, слайды 1-4 |
2. | Что такое блокада. Когда и как началась блокада города. | Презентация, слайд 5-6 |
3. | Пискаревское кладбище в Ленинграде | Презентация, слайды 7-8 |
4. | Жизнь в городе в годы войны | Презентация, слайды 9-14 |
5. | Блокада Ленинграда глазами очевидцев. 7 Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича |
Презентация, слайды 15 - 16 |
6. | Дневник Тани Савичевой | Презентация, слайды 17-18 |
7. | Голос блокадного Ленинграда - Ольга Берггольц | Презентация, слайд19 |
8. | Обобщение. Представление материалов мини - сочинения "Я понял, что блокада:". | Рабочий лист |
Рабочий лист для учащихся. Учащиеся могут заполнить его самостоятельно, или вносить записи по ходу занятия. Для учителя важно не только то, на занятии будет дан фактический материал, но и то, что по итогам изучения и осмысления учащиеся напишут мини - сочинение, в котором они осмыслят исторический материал.
Вводная беседа с целью актуализации знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
Примерные вопросы:
- Что такое Великая Отечественная война?
- Откуда вы знаете об этом событии?
- Какие сражения вы знаете?
- Назовите имена героев войны?
Далее учитель рассказывает учащимся о плане Барбаросса, о первых месяцах войны на советско - германском фронте.
Что такое блокада. Когда и как началась блокада города.
Учащиеся получают материал о начале блокады. Учитель организует беседу по прочитанному материалу.
Пискаревское кладбище в Ленинграде.
Рассказ учителя, чтение стихов О. Берггольц.
Жизнь в городе в годы войны.
Беседа с учащимися.
Вспомните, что означает слово "блокада"? Представьте жизнь в осаждённом городе, с какими трудностями столкнулись жители города?
Работа с раздаточным материалом.
Блокада Ленинграда глазами очевидцев. Седьмая Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича.
Учащиеся смотрят фрагмент документального фильма, затем слушают аудиозапись части Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.
Дневник Тани Савичевой.
Песня, в исполнении Эдиты Пьехи, чтение материалов о жизни и судьбе Тани Савичевой.
Голос блокадного Ленинграда - Ольга Берггольц.
Учитель рассказывает о работе Ольги Берггольц на Ленинградском радио в годы войны, чтение стихотворения "Армия" и его анализ.
Обобщение. Представление материалов мини - сочинения "Я понял, что блокада:".
Использованы материалы:
- Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории. Издательство "Просвещение", 1996.
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.
- Художественное оформление Янов В. Я.. История России. Учебник.- М.:"ПРОСПЕКТ", 1997.
- Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%EE%EA%E0%E4%E0_%CB%E5%ED%E8%ED%E3%F0%E0%E4%E0
- Сайт Пискаревское мемориальное кладбище. http://pmemorial.ru/memorial
- Симфония №7 Д.Шостакович, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%FF_%B9_7_%28%D8%EE%F1%F2%E0%EA%EE%E2%E8%F7%29.
- Журнал "Филиппок", Дневник Савичевой Тани. http://www.filipoc.ru/heroes/dnevnik-tani-savichevoy
- Вторая мировая война в лицах. Дневник Тани Савичевой. http://warface.narod.ru/
- Ольга Берггольц. http://www.peterburg.biz/olga-berggolts.html