Классный час, посвященный 70-летию освобождения Ленинграда от блокады

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • знакомство учащихся 5-6 классов с историей блокады Ленинграда;
  • знакомство с различными видами источников по истории жизни города в период блокады,
  • воспитание гордости за подвиг города,
  • воспитание уважительного отношения к истории страны и народа.

Основные знания: Великая Отечественная война, подвиг армии и народа, блокада Ленинграда, жизнь людей в городе, память о войне, дневник Тани Савичевой, 7 симфония Д.Д.Шостаковича, "голос блокадного Ленинграда" - Ольга Берггольц.

План:

  • Вводная беседа с целью актуализации знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Что такое блокада. Когда и как началась блокада города.
  • Пискаревское кладбище в Ленинграде.
  • Жизнь людей в годы войны.

7 Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича

Дневник Тани Савичевой. Судьба девочки.

"Голос блокадного Ленинграда" - Ольга Берггольц.

Обобщение материалов. Представление материалов мини - сочинения "По материалам этого классного часа я понял, что:"

Оборудование:

  • мультимедийная доска, презентация к занятию;
  • рабочий лист для заполнения;
  • аудио и видеозаписи по истории блокады.

Ход занятия

  Рабочий лист для работы на занятии  
1. Вводная беседа с целью актуализации знаний учащихся о Великой Отечественной войне. Презентация, слайды 1-4
2. Что такое блокада. Когда и как началась блокада города. Презентация, слайд 5-6
3. Пискаревское кладбище в Ленинграде Презентация, слайды 7-8
4. Жизнь в городе в годы войны Презентация, слайды 9-14
5. Блокада Ленинграда глазами очевидцев.

7 Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича

Презентация, слайды 15 - 16
6. Дневник Тани Савичевой Презентация, слайды 17-18
7. Голос блокадного Ленинграда - Ольга Берггольц Презентация, слайд19
8. Обобщение. Представление материалов мини - сочинения "Я понял, что блокада:". Рабочий лист

Рабочий лист для учащихся. Учащиеся могут заполнить его самостоятельно, или вносить записи по ходу занятия. Для учителя важно не только то, на занятии будет дан фактический материал, но и то, что по итогам изучения и осмысления учащиеся напишут мини - сочинение, в котором они осмыслят исторический материал.

Вводная беседа с целью актуализации знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Примерные вопросы:

- Что такое Великая Отечественная война?

- Откуда вы знаете об этом событии?

- Какие сражения вы знаете?

- Назовите имена героев войны?

Далее учитель рассказывает учащимся о плане Барбаросса, о первых месяцах войны на советско - германском фронте.

Что такое блокада. Когда и как началась блокада города.

Учащиеся получают материал о начале блокады. Учитель организует беседу по прочитанному материалу.

Пискаревское кладбище в Ленинграде.

Рассказ учителя, чтение стихов О. Берггольц.

Жизнь в городе в годы войны.

Беседа с учащимися.

Вспомните, что означает слово "блокада"? Представьте жизнь в осаждённом городе, с какими трудностями столкнулись жители города?

Работа с раздаточным материалом.

Блокада Ленинграда глазами очевидцев. Седьмая Ленинградская симфония Д.Д.Шостаковича.

Учащиеся смотрят фрагмент документального фильма, затем слушают аудиозапись части Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.

Дневник Тани Савичевой.

Песня, в исполнении Эдиты Пьехи, чтение материалов о жизни и судьбе Тани Савичевой.

Голос блокадного Ленинграда - Ольга Берггольц.

Учитель рассказывает о работе Ольги Берггольц на Ленинградском радио в годы войны, чтение стихотворения "Армия" и его анализ.

Обобщение. Представление материалов мини - сочинения "Я понял, что блокада:".

Использованы материалы:

  1. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории. Издательство "Просвещение", 1996.
  2. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.
  3. Художественное оформление Янов В. Я.. История России. Учебник.- М.:"ПРОСПЕКТ", 1997.
  4. Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%EE%EA%E0%E4%E0_%CB%E5%ED%E8%ED%E3%F0%E0%E4%E0
  5. Сайт Пискаревское мемориальное кладбище.
  6. http://pmemorial.ru/memorial
  7. Симфония №7 Д.Шостакович,
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%EC%F4%EE%ED%E8%FF_%B9_7_%28%D8%EE%F1%F2%E0%EA%EE%E2%E8%F7%29.
  9. Журнал "Филиппок", Дневник Савичевой Тани. http://www.filipoc.ru/heroes/dnevnik-tani-savichevoy
  10. Вторая мировая война в лицах. Дневник Тани Савичевой. http://warface.narod.ru/
  11. Ольга Берггольц. http://www.peterburg.biz/olga-berggolts.html

Приложения.