Использование материалов отечественных мультфильмов на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


Мне кажется, что каждый сознательный гражданин должен очеловечивать детей вокруг себя. Потому что если их оставлять наедине с телевизионными каналами и компьютерными программами, то это грозит национальной безопасности страны.

Сергей Никитин.

Газета для пассажира "Стрела", №52-1

Ключевые слова: медиасреда, современные факторы воспитания, искусство, образовательный потенциал отечественных мультфильмов, воспитательный потенциал отечественных мультфильмов, образовательные технологии на уроках обществознания.

Телевизор, Интернет, компьютерные игры окружают современного ребенка повсюду, прочно вошли в его жизнь. Роль активной медиасреды неуклонно растет и это влияние трудно контролировать.

Но современный учитель может сделать все эти потоки информации направляемыми и обучающими хотя бы на своем уроке, в учебном классе.

Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным.

Многие учителя включают в работу на уроке видеофрагменты, отрывки спектаклей, мультфильмы. Это учителя не только литературы, но и МХК, истории, географии, биологии, иностранных языков.

В январе 2013 года на страницах СМИ появился список мультфильмов для просмотра в начальной школе, который был составлен депутатов Государственной Думы Игорем Зотовым и мультипликаторами Эдуардом Назаровым и Гарри Бардиным. В список вошли 50 отечественных мультфильмов.

Реакция и мнения общественности на этот список были различными, иногда полярными. Некоторые отрицали важность и даже указывали на вредность для современных детей мультфильмов, созданных в Советском Союзе. Время и ценности - уже не те.

Мне хочется рассказать об опыте использования мультфильмов на уроках обществознания. Учитель может использовать медиатеку, которая есть в кабинете и в школе, заранее, не нарушая законодательство об авторских правах, сделать копии на электронном носителе. Если есть возможность выходить в Интернет на уроке, то мультфильмы можно смотреть в режиме on-line. Или же просмотр дается как домашнее задание, а на уроке идет обсуждение.

Важно выбирать мультфильмы, исходя из некоторых критериев.

Критерии отбора мультфильма для просмотра.

На уроке и этапы работы с содержанием мультфильма на уроке.

Мультфильм должен быть добрым. Мультфильмы производства отечественных киностудии. Продолжительность просмотра. Задания для анализа. Коллективное обсуждение в классе.
Определены нормами

САНПИНА

Учитель составляет вопросы для обсуждения, составляет рабочий лист для учащихся.

И несколько советов учителю, который решил использовать мультфильмы на уроках обществознания:

Просмотр и анализ материалов мультфильма не должны быть целью урока, работу такого вида целесообразно проводить на одном-двух уроках в месяц.

Показывать мультфильмы лучше на большом экране. Это оправдано и медицинскими рекомендациями и специалистами по психологии восприятия. Класс должен быть правильно освещён - это поможет избежать утомления зрения.

Качество изображения должно быть высоким, не иметь видео - и аудиодефектов. Для многих учащихся это может быть первое знакомство с отечественным мультфильмом, так пусть это знакомство и дальнейшая работа с материалами мультфильма на уроке оставят положительное и яркое впечатление.

Во многих семьях есть традиция смотреть фильмы и мультфильмы вместе. Пусть такой совместный просмотр и анализ просмотренного станет хорошей формой проведения уроков и даже традицией этого класса! Вопросы по мультфильму могут составлять и сами школьники, совместное обсуждение позволит формировать навык определения собственной позиции, нахождение того, что понравилось - не понравилось и почему. Ведь важно учить этому школьников! Для учителя интересно наблюдать за классом и отмечать реакцию на те или иные моменты мультфильма

Работа школьников на уроке над содержанием мультфильма (или видеофрагмента) включает такие части:

  Пред - демонстрационный. Просмотр, работа с материалами Рабочего листа. Последемонстрационный.
1 вариант Беседа по ранее изученному материалу.

Понятия.

Причинно - следственные связи.

Просмотр, заполнение листа в процессе просмотра или после. Беседа по материалу мультфильма (учащиеся используют записи, могут возникнуть и новые вопросы для обсуждения).
2 вариант Этого этапа нет. Просмотр, составление вопросов, определение темы, что понравилось, что нет, объяснение своей позиции. Коллективное обсуждение, представление своей позиции классу.

Ученик узнаёт мнения одноклассников и учителя, формирует свою позицию. При этом его собственное отношение может и поменяться. Но важно, что в процессе обсуждения идет развитие речи, мышления, важна активность при представлении своей точки зрения.

Существуют мультфильмы на философские темы, созданные знаменитыми советскими и российскими авторами. Это работы Гарри Бардина, Федора Хитрука, Александра Татарского. Такие мультфильмы можно и нужно анализировать в старших классах

На этапе подбора мультфильма учителю важно собрать о нем дополнительную информацию: год создания, художник - мультипликатор, в какой технологии создан мультфильм, история создания.

Подборку мультфильмов я веду давно, но мой список не закончен. Вот некоторые примеры мультфильмов и их место в тематическом планировании уроков обществознания.

Класс Тема Название мультфильма режиссер
5 класс Семья Бабушкин урок
5 класс Свободное время Сказка о потерянном времени

Режиссёр - Кирилл Малянтович, художник-постановщик - Борис Моисеев.

5 класс Образование и самообразование На последней парте (1 серия)
    Игры разума. (сериал "Барбоскины")
    Вовка в Тридевятом царстве
6 класс Школа Баранкин, будь человеком!

Александра Снежко - Блоцкая

  Дружба Пузырь, соломинки и лапоть Режиссёр Леонид Амальрик
  Деятельность Великий Нехочуха, режиссер Юрий Бутырин
9 класс Нормы права. История одного преступления

Федор Хитрук

  Свобода Соловей

Гора самоцветов

10-11 класс Выбор. Свобода. Ответственность Адажио

Гарри Бардин

10-11 класс Конфликты.

Глобальные проблемы

Конфликт

Гарри Бардин

10 - 11 класс Социальные нормы Человек в рамке

Федор Хитрук

11 класс Семья Как жены мужей продавали

Режиссер, автор сценария - Ирина Гурвич

  Семья Как мужья жен проучили

Режиссер, автор сценария - Ирина Гурвич

11 класс Политическая деятельность.

Бюрократия

Эксперимент. Режиссер Ефим Гамбург, автор сценария - М.Кривич, О.Ольгин

Рабочие листы с заданиями и вопросами для заполнения на уроках истории и обществознания.

Гарри Бардин. Адажио.

Уважаемый ученик!

Ты будешь смотреть интересный мультфильм. Будь внимателен! Затем ответь на вопросы рабочего листа (письменно) и обсуди ответы с одноклассниками. Успехов!

режиссер этого мультфильма как называется этот мультфильм автор музыки
     

Вопросы для обсуждения

Кратко расскажи содержание мультфильма
Тема этого мультфильма?
Предложи своё название для этого мультфильма?
Приведи примеры из Истории человечества, когда человек так поступает
Легко ли быть белой вороной?
Какую роль играет музыка в этом мультфильме

Какие мысли возникли у тебя при просмотре этого мультфильма

Это одно из описаний этого мультфильма в Интернете.

История о трагедии новатора - вождя, пророка, о последствиях прихода в мир новых идей, о том, как искажаются последователями поиски вечных истин.

К каким выводам вы пришли в ходе дискуссии в классе?

Гарри Бардин. Конфликт.

режиссер этого мультфильма как называется этот мультфильм автор музыки
     

Вопросы для обсуждения

Дайте ваше объяснение слову КОНФЛИКТ  
Кратко расскажи содержание мультфильма  
Герои мультфильма?

 
Почему спички стали героями этого мультфильма  
Тема этого мультфильма?  
Предложи своё название для этого мультфильма?  
Вспомните основные части мультфильма и расставьте их в логическом порядке
Попробуйте озвучить этот мультфильм

Л.Н.Боголюбов Обществознание, 11 класс, профильный уровень.

Прочитай текст учебника и дай объяснение

БЮРОКРАТИЯ

Какова роль бюрократии в современном мире?

Каково место бюрократии в управлении государством?

Отношение к бюрократии в современном мире?

Просмотр мультфильма "Эксперимент". По итогам просмотра записи в рабочем листе и обсуждение в классе.

Название
Объясните название
О чем мультфильм
Тема, поднятая в мультфильме

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.