Мне кажется, что каждый сознательный гражданин должен очеловечивать детей вокруг себя. Потому что если их оставлять наедине с телевизионными каналами и компьютерными программами, то это грозит национальной безопасности страны.
Сергей Никитин.
Газета для пассажира "Стрела", №52-1
Ключевые слова: медиасреда, современные факторы воспитания, искусство, образовательный потенциал отечественных мультфильмов, воспитательный потенциал отечественных мультфильмов, образовательные технологии на уроках обществознания.
Телевизор, Интернет, компьютерные игры окружают современного ребенка повсюду, прочно вошли в его жизнь. Роль активной медиасреды неуклонно растет и это влияние трудно контролировать.
Но современный учитель может сделать все эти потоки информации направляемыми и обучающими хотя бы на своем уроке, в учебном классе.
Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным.
Многие учителя включают в работу на уроке видеофрагменты, отрывки спектаклей, мультфильмы. Это учителя не только литературы, но и МХК, истории, географии, биологии, иностранных языков.
В январе 2013 года на страницах СМИ появился список мультфильмов для просмотра в начальной школе, который был составлен депутатов Государственной Думы Игорем Зотовым и мультипликаторами Эдуардом Назаровым и Гарри Бардиным. В список вошли 50 отечественных мультфильмов.
Реакция и мнения общественности на этот список были различными, иногда полярными. Некоторые отрицали важность и даже указывали на вредность для современных детей мультфильмов, созданных в Советском Союзе. Время и ценности - уже не те.
Мне хочется рассказать об опыте использования мультфильмов на уроках обществознания. Учитель может использовать медиатеку, которая есть в кабинете и в школе, заранее, не нарушая законодательство об авторских правах, сделать копии на электронном носителе. Если есть возможность выходить в Интернет на уроке, то мультфильмы можно смотреть в режиме on-line. Или же просмотр дается как домашнее задание, а на уроке идет обсуждение.
Важно выбирать мультфильмы, исходя из некоторых критериев.Критерии отбора мультфильма для просмотра.
На уроке и этапы работы с содержанием мультфильма на уроке.
Мультфильм должен быть добрым. | Мультфильмы производства отечественных киностудии. | Продолжительность просмотра. | Задания для анализа. | Коллективное обсуждение в классе. |
Определены нормами САНПИНА |
Учитель составляет вопросы для обсуждения, составляет рабочий лист для учащихся. |
И несколько советов учителю, который решил использовать мультфильмы на уроках обществознания:
Просмотр и анализ материалов мультфильма не должны быть целью урока, работу такого вида целесообразно проводить на одном-двух уроках в месяц.
Показывать мультфильмы лучше на большом экране. Это оправдано и медицинскими рекомендациями и специалистами по психологии восприятия. Класс должен быть правильно освещён - это поможет избежать утомления зрения.
Качество изображения должно быть высоким, не иметь видео - и аудиодефектов. Для многих учащихся это может быть первое знакомство с отечественным мультфильмом, так пусть это знакомство и дальнейшая работа с материалами мультфильма на уроке оставят положительное и яркое впечатление.
Во многих семьях есть традиция смотреть фильмы и мультфильмы вместе. Пусть такой совместный просмотр и анализ просмотренного станет хорошей формой проведения уроков и даже традицией этого класса! Вопросы по мультфильму могут составлять и сами школьники, совместное обсуждение позволит формировать навык определения собственной позиции, нахождение того, что понравилось - не понравилось и почему. Ведь важно учить этому школьников! Для учителя интересно наблюдать за классом и отмечать реакцию на те или иные моменты мультфильма
Работа школьников на уроке над содержанием мультфильма (или видеофрагмента) включает такие части:
Пред - демонстрационный. | Просмотр, работа с материалами Рабочего листа. | Последемонстрационный. | |
1 вариант | Беседа по ранее изученному материалу. Понятия. Причинно - следственные связи. |
Просмотр, заполнение листа в процессе просмотра или после. | Беседа по материалу мультфильма (учащиеся используют записи, могут возникнуть и новые вопросы для обсуждения). |
2 вариант | Этого этапа нет. | Просмотр, составление вопросов, определение темы, что понравилось, что нет, объяснение своей позиции. | Коллективное обсуждение, представление своей позиции классу. |
Ученик узнаёт мнения одноклассников и учителя, формирует свою позицию. При этом его собственное отношение может и поменяться. Но важно, что в процессе обсуждения идет развитие речи, мышления, важна активность при представлении своей точки зрения.
Существуют мультфильмы на философские темы, созданные знаменитыми советскими и российскими авторами. Это работы Гарри Бардина, Федора Хитрука, Александра Татарского. Такие мультфильмы можно и нужно анализировать в старших классах
На этапе подбора мультфильма учителю важно собрать о нем дополнительную информацию: год создания, художник - мультипликатор, в какой технологии создан мультфильм, история создания.
Подборку мультфильмов я веду давно, но мой список не закончен. Вот некоторые примеры мультфильмов и их место в тематическом планировании уроков обществознания.
Класс | Тема | Название мультфильма режиссер |
5 класс | Семья | Бабушкин урок |
5 класс | Свободное время | Сказка о потерянном времени Режиссёр - Кирилл Малянтович, художник-постановщик - Борис Моисеев. |
5 класс | Образование и самообразование | На последней парте (1 серия) |
Игры разума. (сериал "Барбоскины") | ||
Вовка в Тридевятом царстве | ||
6 класс | Школа | Баранкин, будь человеком! Александра Снежко - Блоцкая |
Дружба | Пузырь, соломинки и лапоть Режиссёр Леонид Амальрик | |
Деятельность | Великий Нехочуха, режиссер Юрий Бутырин | |
9 класс | Нормы права. | История одного преступления Федор Хитрук |
Свобода | Соловей Гора самоцветов |
|
10-11 класс | Выбор. Свобода. Ответственность | Адажио Гарри Бардин |
10-11 класс | Конфликты. Глобальные проблемы |
Конфликт Гарри Бардин |
10 - 11 класс | Социальные нормы | Человек в рамке Федор Хитрук |
11 класс | Семья | Как жены мужей продавали Режиссер, автор сценария - Ирина Гурвич |
Семья | Как мужья жен проучили Режиссер, автор сценария - Ирина Гурвич |
|
11 класс | Политическая деятельность. Бюрократия |
Эксперимент. Режиссер Ефим Гамбург, автор сценария - М.Кривич, О.Ольгин |
Рабочие листы с заданиями и вопросами для заполнения на уроках истории и обществознания.
Гарри Бардин. Адажио.
Уважаемый ученик!
Ты будешь смотреть интересный мультфильм. Будь внимателен! Затем ответь на вопросы рабочего листа (письменно) и обсуди ответы с одноклассниками. Успехов!
режиссер этого мультфильма | как называется этот мультфильм | автор музыки |
Вопросы для обсуждения
Кратко расскажи содержание мультфильма |
Тема этого мультфильма? |
Предложи своё название для этого мультфильма? |
Приведи примеры из Истории человечества, когда человек так поступает |
Легко ли быть белой вороной? |
Какую роль играет музыка в этом мультфильме |
Какие мысли возникли у тебя при просмотре этого мультфильма |
Это одно из описаний этого мультфильма в Интернете.
История о трагедии новатора - вождя, пророка, о последствиях прихода в мир новых идей, о том, как искажаются последователями поиски вечных истин.
К каким выводам вы пришли в ходе дискуссии в классе?
Гарри Бардин. Конфликт.
режиссер этого мультфильма | как называется этот мультфильм | автор музыки |
Вопросы для обсуждения
Дайте ваше объяснение слову КОНФЛИКТ | |
Кратко расскажи содержание мультфильма | |
Герои мультфильма? | |
Почему спички стали героями этого мультфильма | |
Тема этого мультфильма? | |
Предложи своё название для этого мультфильма? | |
Вспомните основные части мультфильма и расставьте их в логическом порядке | |
Попробуйте озвучить этот мультфильм |
Л.Н.Боголюбов Обществознание, 11 класс, профильный уровень.
Прочитай текст учебника и дай объяснение
БЮРОКРАТИЯ
Какова роль бюрократии в современном мире?
Каково место бюрократии в управлении государством?
Отношение к бюрократии в современном мире?
Просмотр мультфильма "Эксперимент". По итогам просмотра записи в рабочем листе и обсуждение в классе.
Название |
Объясните название |
О чем мультфильм |
Тема, поднятая в мультфильме |