Тип урока: урок – открытие новых знаний.
Вид урока: дидактическая сказка.
Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.
Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.
Планируемые результаты:
- – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
- – обозначают буквой,
- – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
- – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
- – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.
Личностные результаты:
- – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.
Универсальные учебные действия:
- Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.
- Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.
- Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.
Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
№ этапа урока | Деятельность учителя Методы, приёмы, средства |
Деятельность ученика (форма работы) | |||||||||
1. Организационный этап. |
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
|
Проверяют готовность рабочего места к уроку. |
|||||||||
2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала |
Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока. – Скажите, какое идёт время года? – Сегодня к нам на урок пришли герои из сказки. Давайте отгадаем кто это? Прослушивание отрывка мультфильма из электронного приложения к учебнику В. Г. Горецкого «Азбука» – Кто проживает в лесу? – А в мешке у дедушки Лесовичка удивительное существо, которое произносит интересные звуки. Послушаем и отгадаем, кого же он нам принёс? (Звук шипения змеи.) Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но у нас герои сказочные, а в сказках змеи зимой не спят. (Показать игрушку.) 1. Фонетическая разминка. Давайте теперь все вместе произнесём этот звук, который издаёт змея: Ш – ш – ш – ш – ш. 2. Подведение к формулированию темы. Этот звук обозначается буквой ш. Прочитаем эту букву. Сформулируйте тему нашего урока. Приложение 1. Слайд 1. Правильно. И сегодня на уроке мы будем: – изучать новый звук и новую букву, – учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв, – учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. Это и будут задачи нашего урока. Помогать нам будет дедушка Лесовичок и его дружок Змей. Они приготовили для нас много разных интересных заданий. |
Ответы на вопросы.
Просмотр мультфильма.
Прослушивания звука «Шипение змеи» и выделения звука [ш].
Фонетическая разминка.
Дети называют тему урока. – «Звук [ ш ]. Буквы Ш, ш.» Вместе с учителем определяют задачи, которые они должны выполнить. |
|||||||||
3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности. |
Достаю из мешка дедушки Лесовичка шар – задание. «Угадай-ка». 1. Выделение звука в словах и определение его положения. – А что же случилось в лесу дальше? Просмотр и прослушивание следующей части мультфильма. – В каких словах вы услышали любимый звук нашего Змея? – Найдите на картинке слова со звуком [ш] и определите его место в слове (в середине, в начале слова). Произнесём звук [ш] – определим: согласный он или гласный? 2. Знакомство с буквой. Обозначают этот звук буквой «ша». (просмотр электронного приложения). А раз у нас слова могут начинаться с этой буквы, значит, какой делаем вывод? 3. Слого-звуковой анализ слов. Продолжаем работать по картинке. – Куда пришёл Лесовичок? Какие деревья окружают полянку? Какой они надели наряд? – Отгадайте загадку.
4. Угадайте, какому слову принадлежит какая схема. Подчеркните новую букву. Помните правила сотрудничества! Самопроверка по образцу. Обобщение. Произнесём все вместе звук [ш] еще раз и дадим ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске). Вывод повторяют все хором. Шар – задание. Физминутка. «Поиграй-ка». Змей приготовил для вас игру. Я называю слова, а вы определяете, есть в них звук [ш] – подпрыгивайте и хлопайте в ладоши, если нет – просто стойте. Шуба, крыша, шаль, шиповник, дерево, шарф, штраф, шёлк, пушок, шалаш, хвост, шутка, крошка, ушки, бровки, хлеб, плюшка, машина, вершина, малина. |
Прослушивание сказки, запоминание слов со звуком [ ш ].
(пришла, зимушка, шапки, пушистый, мешок, игрушки, Мишка, мышки, машинка, хлопушки, шары, мешок, хорошо) Называют слова со звуком [ш] по картинке, определяют его место. Самопроверка. Делают вывод: звук [ш] согласный, глухой т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, произносится без участия голоса; шипящий т.к. слышится свист и шипение состоит звук только из шума – шипения. Печатание букв в тетради. Делают вывод: буква «ша» бывает заглавной и строчной. Дети описывают картинку, отвечая на вопросы, составляя предложения.
Коллективная работа по слого-звуковому анализу слова шишки. Знакомство с правилом – ши пиши с буквой и. Слайд 2. Вывод: звук [ш] всегда твёрдый. Работа в парах – соотнести схемы слов и слова. (Приложение 2.) Самопроверка, оценивание своей работы. Слайд 3. Дети подводят итог, что узнали: Буква ш обозначает звук [ш] согласный, глухой, всегда твердый. Слайд 4.
Дети выполняют игровую физминутку. |
|||||||||
4. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала. |
Шар – задание. «Почитай-ка». 1) Чтение с доски чистоговорок. 2) Работа с учебником с. 17. Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу. – Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие – с заглавной? Подберите имена со слогом ша. Даша, Маша, Саша, Гоша, Наташа, Гриша, Нюша. 3) Составление слов по данным слогам и деление их на две группы: двусложные и односложные.
Физминутка для глаз. Играем в «жмурки» со Змеем. (С силой зажмурить глаза, открыть и найти, куда спрятался Змей.) |
Хоровое чтение с доски чистоговорок. Слайд 5, 6. Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение. Работа в парах – взаимопроверка.
Дети делают вывод: имена собственные пишутся с заглавной буквы. Коллективная работа. Дети выходят к доске и из слогов составляют слова. (Приложение 3) Распределяют их в группы по количеству слогов. Выделение ши. |
|||||||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности |
4) Работа с учебником и электронным пособием. Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой. – Чтение слогов и слов на с. 17. – Чтение вместе с учителем, а затем самостоятельное чтение текста по электронному пособию «Читаем сами». Шар-задание «Отвечай – ка» Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса. Выборочное чтение. – Куда выскочили мишка и мышки? Прочитайте это предложение. – Что сделали друзья? Свой ответ подтвердите предложением из текста. – Какой праздник ждали друзья? Актуализация полученных ранее знаний. – Какая главная мысль этого рассказа? – Как можно озаглавить? – Как вы думаете, что произошло потом на полянке? |
Самостоятельная работа.
Фронтальная работа. Самостоятельная работа. Дети отвечают на вопросы, строят правильно предложения, дают название рассказу, заканчивают его по– своему. |
|||||||||
6. Этап применения знаний и способов действий. |
Шар-задание «Размышляй-ка» Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса. 1) Дедушка Лесовичок хочет рассказать нам вот такую историю. Прослушивание стихотворения «Петушки». Работа по содержанию, над обогащением словарного запаса. – Что значит «распетушились»? (Толковый словарь С. Ожегова: распетушиться (разг.) – вести себя задиристо и запальчиво, горячиться.) – Прочитайте самостоятельно это стихотворение. Индивидуальное задание для хорошо читающих детей. – Найти слова со слогом ши и подчеркнуть его. – Про кого так говорят «распетушились»? А что же надо делать. Как поступать, чтобы не стать таким «петушком»? 2) Чтение скороговорок по группам, выделение слов с буквой Ш. Помните, о чём мы с вами сейчас говорили, это поможет выполнить следующее задание. Приложение 4. |
Дети отвечают на вопросы и узнают значение выражения по толковому словарю С. Ожегова.
Чтение учениками стихотворения.
Выполнение дополнительного задания. Выводы детей, высказывание своего мнения. Работа по рядам. Дети выбирают командира и тренируются в хоровом чтении скороговорок, а также вспоминают правила сотрудничества и дружной работы. Делают вывод: у какой группы работа получилась лучше? Почему? |
|||||||||
7. Этап подведения итогов урока |
– Ребята, наш урок подходит к концу. Дедушка Лесовичок помог нам, что узнать нового? – Чему мы научились? – Где вам новые знания пригодятся? – Какие задания были более интересными? – Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома? |
Ответы детей. |
|||||||||
8. Этап рефлексии |
Вы хорошо потрудились – наши гости доволен. Что вам понравилось? Что было трудным? Оцените свою работу на уроке шариком – красным, синим или зелёным – и подарите его Дедушке Лесовичку и Змею, пусть они расскажут своим друзьям, где побывали и с кем познакомились. Слайд 8. – Попрощаемся с нашими гостями. Урок закончен. Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! |
Дети анализируют свою работу, делают выводы, подводят итог и «дарят» цветные шары.
|