Урок обучения грамоте по теме "Звук [ш]. Буква Ш, ш". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок – открытие новых знаний.

Вид урока: дидактическая сказка.

Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ш] и буквы Ш, ш.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для ознакомления учащихся и изучения звука [ш], букв Ш, ш; развитие речи, памяти, мышления.

Планируемые результаты:

  • – распознают в словах и характеризуют звук [ш], как согласный, глухой и всегда твёрдый,
  • – обозначают буквой,
  • – устанавливают на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и,
  • – читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания,
  • – отвечают на вопросы, выделяют главную мысль, озаглавливают текст.

Личностные результаты:

  • – эмоциональное проживание текстов, иллюстрации, осмысление своей работы на уроке.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: соотносят результат со своей деятельностью и оценивают его.
  • Познавательные: общеучебные – отличают новое от уже известного; логические – характеризуют букву Ш.
  • Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Основное содержание темы, понятия и термины: твёрдый глухой согласный звук [ш], буквы Ш, ш; слого-звуковой анализ слов; правописание сочетания ши.

Оборудование: учебник «Азбука» В.Г. Горецкого и др., электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

 

№ этапа урока Деятельность учителя
Методы, приёмы, средства
Деятельность ученика (форма работы)

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки и тетрадки?
Молодцы, ребятки!

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

– Скажите, какое идёт время года?

– Сегодня к нам на урок пришли герои из сказки. Давайте отгадаем кто это?

Прослушивание отрывка мультфильма из электронного приложения к учебнику В. Г. Горецкого «Азбука»

– Кто проживает в лесу?

– А в мешке у дедушки Лесовичка удивительное существо, которое произносит интересные звуки. Послушаем и отгадаем, кого же он нам принёс?

(Звук шипения змеи.)

Угадали? Это змей. Хоть он зимой спит, но у нас герои сказочные, а в сказках змеи зимой не спят. (Показать игрушку.)

1. Фонетическая разминка.

Давайте теперь все вместе произнесём этот звук, который издаёт змея: Ш – ш – ш – ш – ш.

2. Подведение к формулированию темы.

Этот звук обозначается буквой ш. Прочитаем эту букву.

Сформулируйте тему нашего урока.

Приложение 1. Слайд 1.

Правильно. И сегодня на уроке мы будем:

– изучать новый звук и новую букву,

– учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв,

– учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

Это и будут задачи нашего урока.

Помогать нам будет дедушка Лесовичок и его дружок Змей. Они приготовили для нас много разных интересных заданий.

Ответы на вопросы.

 

 

Просмотр мультфильма.

 

 

 

Прослушивания звука «Шипение змеи» и выделения звука [ш].

 

Фонетическая разминка.

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют тему урока.

– «Звук [ ш ]. Буквы Ш, ш.»

Вместе с учителем определяют задачи, которые они должны выполнить.

3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.

Достаю из мешка дедушки Лесовичка шар – задание. «Угадай-ка».

1. Выделение звука в словах и определение его положения.

– А что же случилось в лесу дальше?

Просмотр и прослушивание следующей части мультфильма.

– В каких словах вы услышали любимый звук нашего Змея?

– Найдите на картинке слова со звуком [ш] и определите его место в слове (в середине, в начале слова).

Произнесём звук [ш] – определим: согласный он или гласный?

2. Знакомство с буквой.

Обозначают этот звук буквой «ша». (просмотр электронного приложения). А раз у нас слова могут начинаться с этой буквы, значит, какой делаем вывод?

3. Слого-звуковой анализ слов.

Продолжаем работать по картинке.

– Куда пришёл Лесовичок?

Какие деревья окружают полянку?

Какой они надели наряд?

– Отгадайте загадку.

На сосне она висит,
Очень далеко глядит!
Ну а если упадёт,
То получит кто-то в лоб!

4. Угадайте, какому слову принадлежит какая схема. Подчеркните новую букву.

Помните правила сотрудничества!

Самопроверка по образцу. 

Обобщение. Произнесём все вместе звук [ш] еще раз и дадим ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).

Вывод повторяют все хором. 

Шар – задание. Физминутка. «Поиграй-ка».

Змей приготовил для вас игру. Я называю слова, а вы определяете, есть в них звук [ш] – подпрыгивайте и хлопайте в ладоши, если нет – просто стойте.

Шуба, крыша, шаль, шиповник, дерево, шарф, штраф, шёлк, пушок, шалаш, хвост, шутка, крошка, ушки, бровки, хлеб, плюшка, машина, вершина, малина.

 

Прослушивание сказки, запоминание слов со звуком [ ш ].

 

 

(пришла, зимушка, шапки, пушистый, мешок, игрушки, Мишка, мышки, машинка, хлопушки, шары, мешок, хорошо)

Называют слова со звуком [ш] по картинке, определяют его место. Самопроверка.

Делают вывод: звук [ш] согласный, глухой т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, произносится без участия голоса; шипящий т.к. слышится свист и шипение состоит звук только из шума – шипения.

Печатание букв в тетради.

Делают вывод: буква «ша» бывает заглавной и строчной.

Дети описывают картинку, отвечая на вопросы, составляя предложения.

 

 

 

Коллективная работа по слого-звуковому анализу слова шишки. Знакомство с правилом – ши пиши с буквой и.

Слайд 2.

Вывод: звук [ш] всегда твёрдый.

Работа в парах – соотнести схемы слов и слова. (Приложение 2.)

Самопроверка, оценивание своей работы. Слайд 3.

Дети подводят итог, что узнали:

Буква ш обозначает звук [ш] согласный, глухой, всегда твердый.

Слайд 4.

 

Дети выполняют игровую физминутку.

4. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

Шар – задание. «Почитай-ка».

1) Чтение с доски чистоговорок.

2) Работа с учебником с. 17.

Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

– Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие – с заглавной?

Подберите имена со слогом ша.

Даша, Маша, Саша, Гоша, Наташа, Гриша, Нюша.

3) Составление слов по данным слогам и деление их на две группы: двусложные и односложные.

Ландыши   шило
Машина   груши
Вершина   шина

Физминутка для глаз.

Играем в «жмурки» со Змеем. (С силой зажмурить глаза, открыть и найти, куда спрятался Змей.)

 

Хоровое чтение с доски чистоговорок.

Слайд 5, 6.

Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение.

Работа в парах – взаимопроверка.

 

Дети делают вывод: имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Коллективная работа. Дети выходят к доске и из слогов составляют слова. (Приложение 3)

Распределяют их в группы по количеству слогов.

Выделение ши.

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

4) Работа с учебником и электронным пособием.

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

– Чтение слогов и слов на с. 17.

– Чтение вместе с учителем, а затем самостоятельное чтение текста по электронному пособию «Читаем сами».

Шар-задание «Отвечай – ка»

Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса. Выборочное чтение.

– Куда выскочили мишка и мышки? Прочитайте это предложение.

– Что сделали друзья? Свой ответ подтвердите предложением из текста.

– Какой праздник ждали друзья?

Актуализация полученных ранее знаний.

– Какая главная мысль этого рассказа?

– Как можно озаглавить?

– Как вы думаете, что произошло потом на полянке?

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа.

Дети отвечают на вопросы, строят правильно предложения, дают название рассказу, заканчивают его по– своему.

6. Этап применения знаний и способов действий.

Шар-задание «Размышляй-ка»

Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.

1) Дедушка Лесовичок хочет рассказать нам вот такую историю.

Прослушивание стихотворения «Петушки». Работа по содержанию, над обогащением словарного запаса.

Что значит «распетушились»?

(Толковый словарь С. Ожегова: распетушиться (разг.) – вести себя задиристо и запальчиво, горячиться.)

– Прочитайте самостоятельно это стихотворение.

Индивидуальное задание для хорошо читающих детей.

– Найти слова со слогом ши и подчеркнуть его.

– Про кого так говорят «распетушились»?

А что же надо делать. Как поступать, чтобы не стать таким «петушком»?

2) Чтение скороговорок по группам, выделение слов с буквой Ш.

Помните, о чём мы с вами сейчас говорили, это поможет выполнить следующее задание.

Приложение 4.

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы и узнают значение выражения по толковому словарю С. Ожегова.

 

 

Чтение учениками стихотворения.

 

Выполнение дополнительного задания.

Выводы детей, высказывание своего мнения.

Работа по рядам. Дети выбирают командира и тренируются в хоровом чтении скороговорок, а также вспоминают правила сотрудничества и дружной работы.

Делают вывод: у какой группы работа получилась лучше? Почему?

7. Этап подведения итогов урока

– Ребята, наш урок подходит к концу. Дедушка Лесовичок помог нам, что узнать нового?

– Чему мы научились?

– Где вам новые знания пригодятся?

– Какие задания были более интересными?

– Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?

Ответы детей.

8. Этап рефлексии

Вы хорошо потрудились – наши гости доволен.

Что вам понравилось?

Что было трудным?

Оцените свою работу на уроке шариком – красным, синим или зелёным – и подарите его Дедушке Лесовичку и Змею, пусть они расскажут своим друзьям, где побывали и с кем познакомились.

Слайд 8. 

– Попрощаемся с нашими гостями. Урок закончен. Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!

Дети анализируют свою работу, делают выводы, подводят итог и «дарят» цветные шары.

 

 

 

 

 

Приложения.