Цель: продолжить знакомство учащихся с биографией К.И. Чуковского; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.
Оборудование:
- Портрет К.И. Чуковского;
- Выставка его книг;
- Аудио запись произведения «Путаница».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
Дыхательное упражнение “Паровоз”
Паровоз кричит:
“Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!”
А колеса стучат,
А колеса говорят:
“Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!”
Переводим дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе
III. Постановка целей урока.
– Как вы думаете с творчеством, какого замечательного детского писателя мы будем сегодня продолжать знакомиться?
IV. Работа по теме урока.
– Что вы знаете о жизни и творчестве К.И. Чуковского?
Корней Иванович Чуковский (1882—1969) — русский писатель, переводчик. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.
Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.
У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.
Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?
Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил, Крокодилович...
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.
И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так появился «Мойдодыр».
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Актуализация знаний
– Вспомните строчку: «Вдруг из – под собаки лают ворота»? К какому жанру устного народного творчества относятся эти строки?
Значит, с каким произведением мы сегодня будем работать?
Правильно мы сегодня познакомимся с небылице К.И.Чуковского «Путаница».
2. Первичный анализ текста.
– Прослушайте внимательно данное произведение и подумайте, к какому жанру оно относится?
Прослушивание небылицы “Путаница”.
3. Вторичный анализ текста.
Чтение произведения учителем и хорошо читающими детьми
– Какое настроение создает поэт своим произведением?
– Как вы понимаете слово “небылица”?
– А сейчас мы будем читать это произведение.
Чтение сказки учащимися.
4. Словарная работа.
– При чтении отмечайте карандашом непонятные для вас слова (чтение по столбцам)
– Какие слова непонятные встретились в тексте?
На доске выписаны слова.
- Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
- Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
- Ушат – небольшая кадка с ушами.
– Что произошло с героями сказки?
– Почему им надоело говорить своими голосами?
– Зачитайте слова зайки, что он говорил зверятам.
– К чему же привела их шалость?
– Можно ли баловаться со спичками?
– К чему это может привести?
– Как звери восприняли пожар?
– Смогли бы звери самостоятельно потушить пожар в море? Почему?
– Кто помог потушить море?
– Почему бабочке удалось затушить море?
– Сейчас давайте попробуем прочитать небылицу по ролям.
– Кто является действующими лицами произведения? (Автор, котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька)
Работа в парах
5. Игра «Подбери рифму»
Подберите рифмы к словам: пирожок, котёнок, глаза, золотой.
Работа в группах
Сейчас вы попробуете себя в роли художников – оформителей. Вам нужно нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению и защитить свой рисунок. У вас на столах лежат альбомные листы и карандаши.
VII. Рефлексия
Незаконченная фраза.
Меня поразило… Что думал?
Меня удивило… Что чувствовал?
Я узнал… Что меня удивило?
VIII. Подведение итогов урока
Что из работы на уроке больше всего понравилось?
Какое произведение мы сегодня изучали? А какие произведения К.И. Чуковского вы ещё знаете?
Домашнее задание
Выучить отрывок из произведения «Путаница»