Сопровождение перспективных детей по индивидуальным образовательным программам

Разделы: Внеклассная работа


Ученик будет знать, что существует,
ребёнок научится ходить сам по
проторённому пути, а подопечный
тьютора научится создавать путь.
Н.В. Рыбалкина

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Как решить эту задачу? Одним из способов реализации является индивидуализация образовательного процесса: разработка и внедрение образовательных маршрутов учащихся.

Каковы истоки индивидуального образовательного маршрута? Предпосылками для разработки теоретических основ индивидуального образовательного маршрута школьника являются педагогические исследования С.В.Воробьёва, Е.И.Казакова, Н.А.Лабунской, Н.В.Чекалева, А.П.Тряпицыной и других.

Цель индивидуального сопровождения: развитие самостоятельности мышления и способности к самообразованию, расширение фонда знаний как базы для дальнейшего гуманитарного образования.

Основными задачами работы с перспективными детьми считаю:

  • совершенствование творческих способностей учащихся, при помощи специальной системы познавательных задач;
  • развитие мышления, умения самостоятельно приобретать и применять знания по русскому языку и литературе;
  • обеспечение готовности учащихся к дальнейшему самообразованию.

Особенности индивидуального образовательного маршрута:

  • педагог ориентирует ученика в образовательном пространстве;
  • формирует вместе с ребенком индивидуальный учебный план и расписание занятий;
  • обеспечивает правильное использование соответствующего учебно-методического сопровождения образовательного процесса;
  • сотрудничает с родителями в процессе индивидуальной образовательной программы;
  • строит вместе с ребенком траектории его индивидуального развития.

Нормативное обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы:

  • положение об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся по индивидуальной образовательной программе;
  • приказ о сопровождении обучающихся по индивидуальной образовательной программе.

Структура ИОП:

  • титульный лист, где указывается наименование образовательного учреждения, наименование программы, адресность программы (фамилия, имя, отчество обучающегося, класс);
  • характеристика социума, личности;
  • раздел “Кем я хочу быть? Что для этого мне нужно сделать?”. Планируемые результаты реализации программы. В данном разделе излагаются результаты реализации ИОП;
  • пояснительная записка;
  • индивидуальный учебный план (базисная часть, вариативный компонент, региональный компонент, компонент образовательного учреждения, дополнительное образование в образовательном учреждении, дополнительное образование вне образовательного учреждения, участие в общественной деятельности в образовательном учреждении и вне учреждения, участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проектах, программах, индивидуальное сопровождение (диагностика, психологические тренинги, социальная работа, профориентация)

Применяемые технологии обучения:

  • модульные технологии;
  • обучение в сотрудничестве;
  • развитие критического мышления;
  • метод проектов;
  • проблемное обучение4
  • икт технологии.

Метод погружения:

  • погружение в предмет (однопредметное погружение);
  • эвристическое (метапредметное) погружение;
  • погружение в сравнение (межпредметное погружение);
  • погружение в культуру.

Пошаговое сопровождение высокомотивированных детей позволило мне увидеть проблемы и перспективы в работе учителя с этой категорией детей.

Индивидуальное сопровождение апробировала с 7 класса, затем продолжила в старшей школе.

Как проводить занятия по новым стандартам? Какие задания предложить ученикам, чтобы они были интересны и зажигательны, и в то же время помогали достигать требования ФГОСов?

Подбираю такие задания, например, лингвистические задачи продвинутого уровня, логико-поисковые – на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, частично-поисковые разного уровня – на развитие самостоятельного, нестандартного мышления, оргдеятельностные, метапредметные, компетентностные, коммуникативные, креативные. Кроме этого, консультирую по теме, анализирую с ребёнком материал.

Считаю, что эти этих задания помогают организовать универсальную учебную деятельность учеников, проверить и оценить их результаты в соответствии с требованиями стандартов. Можно использовать задания, например, которые вошли в состав Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, проводимых Центром дистанционного образования “Эйдос”, Центра “Снейл”, Центра “Перспектива”.

Вся эта работа способствует полной реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Использование нетрадиционных методов обучения (личностно-ориентированное обучение, методы поискового, исследовательского характера, игровые методы, модули) способствуют развитию познавательного интереса ученика к предмету, формируют у него гибкость мышления, умения логически рассуждать, неординарно подходить к проблемам, думать, делать выводы, находить оригинальное решение.

Индивидуальный маршрут позволяет сделать обучение продуктивным. Учащийся способен включаться в самостоятельный поиск, показывая высокие результаты при сдаче экзамена по русскому языку и литературе, в олимпиадах по предметам.

Формы работы с перспективными обучающимися разные: клуб “Умники и умницы”, школа самоопределения, интеллектуальный марафон, предметная эвристическая олимпиада, научно-практическая интернет-конференция, фестиваль исследовательских и творческих работ, творческая мастерская, тематический конкурс, семинар, сотрудничество с Центрами дистанционного образования, Школой космонавтики, молодёжный предметный чемпионат.

Таким образом, образовательная индивидуальная программа реализует дифференцированный подход к ученику, даёт возможность наиболее способным, развитым детям быстрее продвигаться в процессе познания, свободно и творчески развиваться.

Результаты деятельности с перспективными детьми:

  • ученики являются победителями и призёрами предметных Муниципальных олимпиад, дистанционных Всероссийских олимпиад Центра Снейл, Центра дистанционного образования “Эйдос”, “Эрудит”, “Перспектива” и Международных интеллектуальных игр “Эрудиты планеты”;
  • призёрами городской научно-практической конференции школьников “Юность и наука- третье тысячелетие”, конкурса-семинара “Таймырские чтения”;
  • лауреатами Всероссийских фестивалей исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, “Первые шаги”;
  • учатся в Краевой дистанционной школе “Юный исследователь”.

Высокомотивированные учащиеся имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, активно проявляют себя на уроках, легко справляются с проблемно-поисковыми вопросами, умеют отстаивать своё мнение, вступают в дискуссию, достигают высоких результатов в научно-исследовательских работах, предлагают новые идеи, аргументируют свои решения.

Для определения траектории движения к личностным достижениям в гимназии используется технология портфолио. Мы работаем с “Портфолио достижений”, так как для учащегося важна успешность, а название “портфолио” сразу закрепляет настрой на успех. Основной смысл портфолио - “показать все, на что ты способен”. Мы считаем, что работа над портфолио помогает нашим учащимся вырабатывать умение ставить цель и прокладывать путь к достижению этой цели.

По итогам олимпиад, конкурсов, викторин в гимназии проводятся торжественные линейки по вручению наград, выпускаются газеты, размещается информация на сайте гимназии.

Целенаправленная работа с детьми содействует получению высоких результатов в развитии одаренности у детей.

Таким образом, нужно продолжать работу по развитию одаренности учащихся гимназии:

  • проводить ежегодные гимназические научно-исследовательские конференции;
  • поощрять одаренных учащихся грамотами;
  • поощрять педагогов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;
  • финансировать поездки и участие учащихся в научно-исследовательских конференциях различного уровня;
  • активно вовлекать учащихся в проведение предметных олимпиад, конкурсов.

Опыт работы с перспективными детьми был представлен на Всероссийских конкурсах и опубликован в сборниках статей “Педагогические инновации”, Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, IX Международной научно-практической конференции “Перспектива”.

Презентация