Цели:
- Познакомить с понятием сложного предложения.
- Учить находить сложные предложения.
- Развивать умения ставить знаки препинания в сложных предложениях.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
- Предметные результаты: различать простые и сложные предложения, находить главные члены, применять правила правописания знаков препинания (запятой) в сложных предложениях.
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
- Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
- Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
- Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Оборудование: презентация, листы для выполнения заданий, детали схемы.
1. Организационный момент. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята. Ваши умные глаза, улыбки помогут нам на нашем уроке.
Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Слайд 1)
На экране появляется
- Веселый
- Интересный урок
- Простой
- Какой частью речи являются данные слова? Докажите.
- Подберите к данным именам прилагательным слова с противоположным значением. Как называются такие слова?
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
2. Создание эмоционального настроя. (музыка) (Слайд 2)
Продолжите загадку. (На экране бегущая строка). (Слайд 3)
Листья на деревьях пожелтели.
В край далёкий птицы улетели.
Небо хмурится, дождик льётся.
Это время.........зовётся.
Наш урок сегодня посвятим этому удивительному времени года.
3. Повторение изученного о предложении
Введение в тему урока.
- Найдите в загадке прилагательные. Докажите.
Сколько предложений в загадке? Как определили? Вспомните, что мы называем предложением.
Давайте вспомним виды предложений. (Слайд 4)
Подул ветерок-проказник и внес путаницу. Наведите порядок, помогите поставить все на свои места. Обобщите и расскажите.
Предположите, какая тема урока?
- Прочитайте 1 предложение и дайте характеристику.
- Найдите грамматическую основу, подчеркните её в стихотворении.
- Назовите. (Слайд 5)
Предложение с 1 грамматической основой называется ПРОСТЫМ.
- Предположите, какой будет тема урока.
- Прочитайте запись из задания № 1.
Березки надели яркие сарафанчики рябинки нарядились в разноцветные платья
- Какое задание мы можем выполнить?
- Определите сколько предложений. Докажите. Расставьте границы предложений. (Слайд 6)
- Найдите и подчеркните грамматические основы в предложениях. 2 ученика составляют схемы предложений.
- Проверьте. (Слайд 7)
- Найдите знакомые орфограммы, назовите их, подчеркните.
4. Физминутка для глаз. (Слайд 8)
В конце физминутки закройте глазки. Откройте. /В это время меняется слайд. (Слайд 9)
Получается сложное предложение./
Продолжим работу. Сравните написанное на доске и на листочке. Кто заметил, что изменилось в нашей записи?
- Изменился ли смысл данной записи?
- Сколько предложений у меня на экране?
- Как мы получили такое предложение. Как в математике называется такое действие? (Сложение)
- Как бы вы назвали такое предложение?
Это предложение называется СЛОЖНЫМ
- Запишите это сложное предложение. Найдите грамматическую основу. Сколько получилось грамматических основ?
- Как мы разделили на письме 2 грамматические основы? (запятой)
Запятая – это граница между двумя простыми предложениями.
- Дополните наши схемы.
5. Изучение нового.
- Уточните нашу тему. На доске “ Простые и сложные предложения”.
- Сформулируйте учебную задачу (чему мы будем учиться на уроке?)
Составление памятки
По каким признакам мы будем отличать простое предложение от сложного? Составим схему-помощницу “как отличить простое предложение от сложного” 2 ученика работают у доски.
- Достаньте из конверта карточки с темой урока
- Найдите главный отличительный признак простого предложения от сложного.
- Найдите недостающие детали в схеме. Проверьте.
- Подготовьте рассказ по схеме.
- Так какой главный отличительный признак простого предложения от сложного?
- Используя схему, применим ваши знания на практике.
- Найдите сложное предложение.
Быстро пролетели последние дни лета.
Посыпались на землю пёстрые листья, под ними спрятались грибки.
Заблестели в воздухе лёгкие паутинки.
Прочитайте. Докажите. Обратите внимание на орфограммы.
Запишите. Назовите грамматическую основу.
6. Физминутка. Немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста.
Сегодня в начале урока мы говорили о прилагательных. Вставьте пропущенные прилагательные в текст, расставьте знаки препинания.
Скоро налетят ................ветры пойдут................дожди деревья скинут свой...................наряд.
Слова для справок: злые, холодные, прекрасный
Назовите. У кого какие варианты?
Запишите свой вариант.
У кого получилось сложное предложение? Прочитайте. Докажите.
А у меня получилось вот так.
Скоро налетят злые ветры. Пойдут холодные дожди, деревья скинут свой прекрасный наряд.
Обобщение знаний по теме урока.
Прочитайте все предложения, начиная с самого первого. Что у нас получилось? (текст)
Докажите. Какой тип текста? Мы собрали текст из предложений. А схему-помощницу собрали из признаков предложений. Переверните схему. Что у нас получилось? (Картинка)
Соответствует ли текст картинке?
7. Творческая работа.
Предлагаю выполнить творческое задание. Продолжите текст о том как звери и птицы готовятся к зиме, используя разные виды предложений. Кто хочет, зачитайте.
8. Рефлексия
Сбылись ли ваши ожидания?
Выразите свое отношение к уроку.
Продолжите предложение, написанное на осеннем листочке.
Зачитайте.
- Сегодня я узнал...
- Мне было интересно...
- Я научился...
- Меня удивило...
Спасибо всем за работу.