Цели:
- познакомить учащихся с понятием “арифметическая прогрессия”;
- формировать умение находить n-й член и сумму n первых членов арифметической прогрессии, применяя соответствующие формулы;
- способствовать развитию логического мышления и речи учащихся.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Домашнее задание: п. 25-26, № 579, 584, 603 [1].
2. Актуализация опорных знаний.
- Что такое последовательность?
- Приведите пример последовательности, каждый член которой:
а) больше предыдущего в 3 раза;
б) меньше предыдущего на 3;
в) равен предыдущему.
- Какая последовательность называется возрастающей? Убывающей?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с одним из видов последовательностей, который называется “арифметическая прогрессия”. [Слайд 1]
4. Изучение нового материала (с применением компьютерной презентации).
1. Давайте рассмотрим последовательность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, ... [Слайд 2]
- Назовите первый член этой последовательности. (3)
- Какое число является пятым членом последовательности? (23)
- Назовите её восьмой член. (38)
- Каким свойством обладают члены данной последовательности? [Слайд 3]
(Каждый следующий отличается от предыдущего на 5, или каждое следующее число больше предыдущего на 5.)
2. Даётся определение арифметической прогрессии. [Слайд 4]
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом (разностью прогрессии).
3. Задание на распознавание. [Слайд 5]
Какие из последовательностей являются арифметическими прогрессиями?
- – 2; 0; – 2; 0; – 2; 0; ...
- 4; 8; 16; 32; 64; ...
- 7; 5; 3; 1; - 1; ...
- 9,2; 11,3; 9,3; 11,4; 9,4; ...
- 4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4; ...
Учащиеся анализируют записанные последовательности, выясняют, что арифметическими прогрессиями являются третья и пятая последовательности.
- Укажите для арифметических прогрессий первый член и разность.
(7; 5; 3; 1; - 1; ... ; = 7; d = - 2; 4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4;...; = 4,2; d = 0,3)
4. Знакомство со свойством членов арифметической прогрессии.[Слайд 6]
Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов.
5. – Примените это свойстводля данных арифметических прогрессий. [Слайд 7]
7; 5; 3; 1; - 1; ... ( = 5; = 3; = 1);
4,2; 4,5; 4,8; 5,1; 5,4; ... ( = 4,5; = 4,8; = 5,1).
- Верно и обратное утверждение: если в последовательности каждый член, начиная со второго, равен среднему арифметическому предыдущего и последующего членов, то эта последовательность является арифметической прогрессией. [Слайд 8]
6) Знакомство с формулой n – ого члена арифметической прогрессии.[Слайд 9]
- Зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой её член, пользуясь формулой n-го члена арифметической прогрессии = + d(n – 1).
7) Знакомство с формулами суммыn первых членов арифметической
прогрессии. [Слайд 10]
- При решении некоторых задач требуется найти сумму нескольких первых членов арифметической прогрессии. В этом случае можно воспользоваться одной из двух формул: = ; = n.
- В каких случаях вы будете пользоваться первой формулой? Второй формулой?
8) Применение изученных формул.[Слайд 11]
- Заполните таблицу:
№ п/п | d | n | |||
1 | 3 | 2 | 5 | ||
2 | 4 | - 1 | 7 | ||
3 | - 2 | 3 | 6 | ||
4 | - 5 | 2 | 8 | ||
5 | 1,2 | 3 | 5 | ||
6 | - 1,5 | - 2 | 7 | ||
7 | 3 | 6 | 17 | ||
8 | 2 | 8 | 9 | ||
9 | - 2,1 | 4 | 13,9 | ||
10 | 3 | 2,4 | 27 | ||
11 | - 3 | 10 | 15 | ||
12 | 12 | 3 | 22,8 |
Ключ к тренажёру:
№ п/п | d | n | |||
1 | 3 | 2 | 5 | 11 | 35 |
2 | 4 | - 1 | 7 | - 2 | 7 |
3 | - 2 | 3 | 6 | 13 | 33 |
4 | - 5 | 2 | 8 | 9 | 16 |
5 | 1,2 | 3 | 5 | 13,2 | 36 |
6 | - 1,5 | - 2 | 7 | - 13,5 | -52,5 |
7 | 2 | 3 | 6 | 17 | 57 |
8 | - 5 | 2 | 8 | 9 | 16 |
9 | - 2,1 | 4 | 5 | 13,9 | 29,5 |
10 | 3 | 2,4 | 11 | 27 | 165 |
11 | - 3 | 1 | 10 | 6 | 15 |
12 | 0,8 | 0,2 | 12 | 3 | 22,8 |
Работа по заполнению таблицы ведётся фронтально. Каждый раз обращается внимание на использование соответствующих формул.
Сильным учащимся можно предложить следующий тренажёр:
№ п/п | d | n | т | ||||
1 | 9 | 13 | 8 | 11 | |||
2 | 8 | –2,1 | 7 | –1,8 | |||
3 | 11 | 35 | 9 | 32 | |||
4 | 14 | 34 | 8 | 46 | |||
5 | 15 | 48 | 12 | 43,5 | |||
6 | 0,8 | 3,4 | 23,1 | ||||
7 | –2,4 | –10 | –12,4 | ||||
8 | –14 | 0 | –56 | ||||
9 | 15 | 18 | 17 | 24 | |||
10 | 6 | 18 | 10 | 12 |
Ключ к тренажёру:
№ п/п | d | n | т | ||||
1 | – 3 | 2 | 9 | 13 | 8 | 11 | 45 |
2 | 0 | – 0,3 | 8 | –2,1 | 7 | –1,8 | –8,4 |
3 | 20 | 1,5 | 11 | 35 | 9 | 32 | 302,5 |
4 | 60 | –2 | 14 | 34 | 8 | 46 | 658 |
5 | 27 | 1,5 | 15 | 48 | 12 | 43,5 | 562,5 |
6 | 0,8 | 0,26 | 11 | 3,4 | – | – | 23,1 |
7 | –2,4 | – 7,6 | 2 | –10 | – | – | –12,4 |
8 | –14 | 2 | 8 | 0 | – | – | –56 |
9 | –24 | 3 | 15 | 18 | 17 | 24 | –45 |
10 | –25,5 | –1,5 | 6 | 18 | 10 | 12 | –22,5 |
5. Подведение итогов урока. [Слайд 12]
- Какая последовательность называется арифметической прогрессией?
- Что такое разность арифметической прогрессии?
- Каким свойством обладают члены арифметической прогрессии?
- Как найти неизвестный член арифметической прогрессии?
- Каким образом ищется сумма n первых членов арифметической прогрессии?
- Какие типы задач мы решали по теме “Арифметическая прогрессия”? [Слайд 13]
(Нахождение:
- n-го члена арифметической прогрессии по её первому члену и разности;
- первого члена по её n члену и разности;
- разности арифметической прогрессии по её первому и n члену;
- суммы n первых членов арифметической прогрессии;
- первого члена арифметической прогрессии по её n члену и сумме n первых членов;
- нахождение номера n-го члена арифметической прогрессии;
- n-го члена арифметической прогрессии по её первому члену и сумме n первых членов.)
Использованная литература.
- Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова “Алгебра. 9 класс”, Москва “Просвещение”, 2009 год.