Размышления о смысле жизни

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • взгляд на человеческую жизнь со стороны;
  • возможность подумать о насыщенности и общей ценности жизни человека.

Материалы: Листы бумаги, ручки, карандаши.

Ход занятия

I.

Ведущий. Ребята, возьмите бумагу и ручку и напишите: моя жизнь - это...

Пожалуйста, закончите фразу. Если хотите, можете проиллюстрировать свое высказывание.

Р.: "Моя жизнь - это неоднозначное явление в жизни человечества на Земле".

Н.: "Моя жизнь - это скейт, друзья и всё-всё, что интересует меня в ней!!!"

Д.: "Моя жизнь - это моя жизнь, в которой бывает всё, и хорошее, и плохое".

К.: "Моя жизнь - это спорт, друзья и всегда хорошее настроение".

Т.:"Моя жизнь это - школа, природа, компьютер, айпад, контрабас, школа искусств, путешествия, телевизор, теннис".

Ведущий. Посмотрите, какие разные и оригинальные высказывания получились у Вас! Прекрасные иллюстрации! Спасибо! (Рисунок1)

II.

Участники рассаживаются в круг, и ведущий "загадочным голосом" рассказывает притчу.

Ведущий. Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить такие надписи:

"Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года".

"Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет". [2]

Ведущий. Как вы думаете, может быть, на Кавказе не умеют считать?

Может быть, эти приписки на могильных плитах делались с каким-либо смыслом?

После обсуждения ведущий говорит о том, что смысл приписок состоит в следующем: так односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни человека.

Таким образом, паспортное время и психологическое время это вещи разные. Протяженность психологического времени зависит от смысла жизни человека.[4]

Ведущий. Ребята, подумайте, вспомните, может быть, вокруг вас живут люди, о которых можно сказать, что они прожили достаточно долгую психологическую жизнь?

А может быть, вы слышали о таких людях от родственников или знакомых? Расскажите о них.

Возможно, вам захочется пофантазировать и создать образ какого-нибудь человека и его жизни.

А: "Мой дедушка (отец моего отца), прожил большую жизнь. Он построил дом для своей семьи, вырастил четверых детей, посадил множество плодовых деревьев. Развел свиней, коров и кур. У старшего сына (моего отца) родился сын (я). Меня назвали в его честь - Арам. Но не успел дедушка насладиться счастьем, рождением внука, - через год он умер. Все оплакивали его, и никто до сих пор не забыл. Я считаю, он прожил большую жизнь".

Л: "Когда у нас гости, моя бабушка всегда рассказывает о своей маме. Я всегда присутствую при этом, и каждый раз узнаю что-то новое. Она была очень добрым, отзывчивым человеком, помогла многим людям. Я думаю, что это был удивительной души человек. Прабабушка не была образованной, но "знала все". Ее жизнь была полна добрых дел настолько, что кажется бесконечной, а жизнь обычного человека - просто песчинкой...".

Е: "Моя бабушка много сделала для всех. Она очень долго работала, хотя у нее больные ноги. Она и сейчас много делает. Я прихожу из школы, бабушка встречает меня. Она готовит обед. Бабушка очень больна, еле ходит, но по-прежнему ходит в магазины и в другие разные учреждения".

Д: "У меня знакомых и родственников таких нет. Но есть люди, которые живут добрыми делами. И количество сделанных добрых дел, иногда во много раз превышает количество прожитых лет".

М: "Человек родился в 1909 году, а умер в 1945 году. Прожил 46 лет, а на надгробии написано - 5 лет. Получается, что он 5 лет прожил на пользу людям, делая добро, а 41 год прожил для себя, впустую".

К: "Я хотела рассказать о своей маме. Моя мама необыкновенный и замечательный человек. Она всегда всем помогает".

Ведущий. Ребята, скажите, пожалуйста, а что вы чувствовали, когда рассказывали о близких вам людях? Какие эмоции вы испытывали?

Ответы детей.

А: гордость.

Л: было очень приятно говорить об этом.

Е: чувство жалости.

К: хотелось плакать.

Ведущий. Когда у человека возникают такие чувства, в поведении человека что-то меняется? Что?

Ответы детей.

- Да, меняется в положительную сторону.

- Хочется стать лучше.

Ведущий. А может быть, ничего не произойдет? Ну, погордился, ну, поплакал и дальше пошел. Мало ли чувств мы испытываем в течение дня?

Ответы детей.

- Возможно и так, но я думаю, что все равно во внутреннем мире человека что-то меняется.

- Когда мы испытываем положительные или отрицательные эмоции, мы развиваемся, учимся жить, познаем жизнь.

Ведущий. Конечно! И, наверное, этому человеку нужно обязательно сказать что-то приятное, чтобы у него было хорошее настроение.

Я благодарю вас за занятие. Мне было очень интересно слушать ваши рассказы.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984.
  2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 2008.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т., Тихонова Е. В состоянии готовности //Школьный психолог - 2004.- №7
  4. Пряжникова Е., Пряжников Н. Достойная эпитафия // Школьный психолог - 2002.- № 3
  5. Яковлева Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности. М., 2008.
  6. Сафронов Тихон, учащийся гимназии - автор рисунка 1.