Цель: на практическом материале подвести учеников к понятию "имена собственные", к их написанию с большой буквы.
Задачи урока:
- Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных.
- Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении.
- Развивать речь и мышление учащихся.
УУД: Метапредметные:
Регулятивные:
- Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- Определять степень успешности своей работы и работы других;
- Проверять и оценивать друг друга.
Познавательные:
- Умение ориентироваться в учебнике;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Учиться работать в группе.
Коммуникативные:
- Развивать умения договариваться о совместной работе;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- Умение слушать других;
- Предлагать помощь, сотрудничество.
Личностные:
- Формировать умение высказывать своё отношение к работе;
- Эмоционально "проживать" текст, выражать свои эмоции.
Планируемые результаты:
- научатся объяснять написание слов;
- писать имена собственные с заглавной буквы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки с заданиями для работы в парах и в группах, карточки со словами для выбора правильного ответа, учебник русского языка А. В. Поляковой для 2 класса, смайлики, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Аутогенная тренировка.
- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:
"У меня хорошее настроение. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке".
Встаньте ровнее.
Головки повыше, спинки прямее!
Тихо сядьте все за парты.
Ровно руки положите,
На меня все посмотрите.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний. (Слайд 2)
Дети. Дюймовочке. О. Очень. Любят. Сказку.
- Прочитайте. Что можете сказать?
- Какое задание можно предложить для выполнения?
- Какое предложение получится?
- Как его запишем?
- Что вы заметили?
3. Выход на проблему.
- В каких случаях мы используем написание заглавной буквы?
1)
А учительница с нами через улицу идёт -
Словно буква прописная за собой строку ведёт: (Начало предложения)
2) Назовите настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая)
Как звали отца Буратино? (Карло)
Кто одолел Тараканище? (Воробей)
Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку)
В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? ("Гуси-лебеди")
В какой деревне разносит почту Печкин? ( В Простоквашино)
Что такое Лена? (Река Лена)
Как звали собаку Мальвины? (Артемон)
- Что интересного вы заметили в словах-отгадках викторины и в заданиях викторины?
- Выберите правильные написания. (Слайд 3)
(Таблички по группам: имена и фамилии, клички животных, названия рек и деревень, названия книг, нарицательные существительные).
- Какая группа лишняя? Почему? (нарицательные)
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Чему вы должны научиться?
4. Физминутка.
Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось
Наклонилось вправо, влево
И в улыбке расплылось
Покрутилось, повертелось,
На земную глянув ось,
И с хорошим настроеньем
За работу принялось.
5. Решение проблемы. Работа в парах.
Задание по рядам - найдите одинаковые слова и запишите их правильно.
1) Собирала (М, м)аргаритка
(М, м)аргаритки на горе.
Растеряла (М, м)аргаритка
(М, м)аргаритки во дворе.2) Возвращаясь под вечер с (П,п)оля
Потеряла (С, с)ерёжку (П,п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя (С, с)ерёжка!3) На виду честного (Л, л)юда
Трусит ехать с горки (Л, л)юда.
А у (С, с)ани, а у (С, с)ани
С горки сами мчатся (С, с)ани.
- Какие одинаковые слова вы выписали?
- А написали их одинаково? (Проверка. Слайды 4-6)
- А чем они различаются?
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику - с. 43, упр. 76. Комментированное письмо.
Правило на с. 43.
7. Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои, (Смотрим на ладоши)
Их, как хочешь, поверни:
И вот этак, и вот так, (Потираем руками)
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладони друг с другом соседом по парте)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
8. Систематизация знаний.
1) Работа в группах. Карточки
С большой буквы.
Вот село (В,в)ысокое. Это - кот (П,п)ушок.
Место здесь (В,в)ысокое. Он и вправду, как (П,п)ушок.
Вот моя подружка (р,Р)оза. Вот какая чудо-(р,Р)ыбина!..
А в руках подружки - (р,Р)оза. Рисовала Люда -(р,Р)ыбина.
- Проверьте, у вас так получилось? (Слайд 7)
2) Работа по учебнику. Упр. 77, с. 44. Самостоятельная работа.
9. Рефлексия.
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Каких целей достигли? (Выслушать ответы детей.)
- Чтение стихотворения "Прописная буква" В. Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак! (Слайд 8)
10. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. Покажите учителю и друг другу. (Слайд 9) Дома: упражнение 78 (выборочно), с. 44-45 (Слайд 10)