Интегрированная образовательная деятельность с использованием современных способов организации детей на занятии и интерактивной формой работы способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки, умение свободно делиться впечатлениями, позволяет создать положительную мотивацию, стимулирует работоспособность детей,
Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка направлены на социализацию детей с нарушением речи, на защиту и сохранение здоровья, регулируют нервно - психические процессы, стимулируют работу мозга, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Использование единого игрового или сказочного сюжета, красочного демонстрационного материала и оригинальных пособий, доступная и привлекательная игровая ситуация делают познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.
Практика показала, что использование интегрированного подхода к образовательной деятельности развивает потенциал детей, имеющих нарушение речи, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Нестандартная, интересная форма занятий с. использованием интегрированного подхода к образовательной деятельности позволяет раскрыть педагогические возможности коллектива, поддерживает у детей стойкий интерес к теме и позволяет избежать переутомления.
Ниже приведен конспект интегрированной образовательной деятельности. Данное мероприятие было разработано в результате поиска новых форм и методов организации коррекционного процесса и проведено в начале 2-го года обучения детей с общим недоразвитием речи с целью повторения ранее изученного материала. Был использован фольклорный материал, являющийся источником богатейшего речевого материала, отвечающего всем требованиям литературного языка. Речевой материал доступен в произносительном плане, прост по звуковому составу слова, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием. Герои русских народных сказок помогают детям становиться добрее, понимать шутки, учат радоваться.
"Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет".
Конспект интегрированной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР, 2-ой год обучения)
Цель: повторение ранее полученных знаний, совершенствование речевых возможностей детей с ОНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза, выделение гласного звука в начале и в середине слова; согласного в начале слова, определение звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных;
- обогащение и активизация словаря детей, развитие связной речи;
- совершенствование грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования и словоизменения, согласования существительных и числительных;
- составление предложений с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, конструктивного праксиса, мелкой и общей моторики, координации речи с движением, артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные:
- приобщение дошкольников к нравственной культуре и уважению вечных ценностей: любви, дружбы, доброты, трудолюбия;
- формирование навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимодействия в игре и на занятии на материале разнообразных форм русского народного фольклора.
- создание благоприятного психологического климата в группе, установление позитивных межличностных отношений, сплочение детского коллектива.
Оборудование:
Домик Вани и Маши, избушка Бабы Яги, корзина с яблоками, картинки яблок с изображениями артикуляционных профилей гласных звуков, листья деревьев с изображенными на обратной стороне картинками, массажные шарики "Су-Джок", мостик, зеркало, шапочки-маски гусей, костюмы для взрослых: Яблонька, Печка, Речка, Баба Яга.
Ход мероприятия
Под народную музыку дети входят в музыкальный зал.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в Страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но волшебная Страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу и нашим гостям.
- Путь нам предстоит долгий, поэтому давайте разомнемся.
Выполнение под музыку упражнений на развитие общей моторики и артикуляционной гимнастики. Песня "Если вы не очень боитесь Кощея:"
Учитель-логопед: Ребята, вы готовы оказаться в сказке? У меня в руках волшебное блюдечко и наливное яблочко, они нам покажут, в какую сказку мы с вами сегодня попадем: "Катись-катись яблочко, по голубому блюдечку, покажи нам сказку".
Театрализованное представление фрагмента сказки "Гуси-лебеди".
Входит Маша и усаживает Иванушку на лавочку перед домом.
Маша.
Милый братец мой, послушай:
Поиграй один, Ванюша!
Здесь на травке посиди!
Никуда не уходи!
А я только на одну минуточку схожу к подружкам!
Маша уходит. Появляются двое детей - гуси-лебеди, они машут руками-крыльями, кричат "га-га-га", берут Ванечку под руки и хотят убежать с ним).
Учитель-логопед:
Ой, постойте, погодите!
Вы Ванюшу отпустите!
Гуси-лебеди:
Мы Ванюшу не отпустим,
Отнесём его Ягуси.
А если будешь нам мешать
Можем и тебя забрать! ШШШ!
(Гуси улетают вместе с Ваней. Прибегает Машенька, оглядывается, видит, что Вани нет, плачет.)
Маша:
Ваня, Ваня! Отзовись!
Где ты, братик, покажись!
Ах, найти мне братца где?
Кто поможет мне в беде? (плачет, закрыв лицо руками).
Учитель-логопед: Ребята, вы догадались, в какую сказку мы с вами сегодня попадем?
Дети: В сказку "Гуси-лебеди".
Учитель-логопед: Машу жалко. Поможем ей найти Ванечку?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Тогда отправляемся в сказку!
Взявшись за руки, дети и логопед идут по залу под музыку ("Песенка про сказку" Стихи Ю. Мориц. Музыка С. Никитина. Исполняют Т. и С.Никитины. 1-й куплет "Сказка по лесу идет - Сказку за руку ведет.")
Появляется Яблоня.
Учитель-логопед:
Здравствуй, Яблонька, здравствуй, голубушка!
Ты скажи нам, милая, правды не тая,
Гуси здесь не пролетали?
Над тобой не гоготали?
Яблоня:
В полюшке стою одна,
Вся округа мне видна.
Выполните мои задания,
А потом, мои друзья,
Вам секрет открою я!
Яблоня: Тяжело мне, ребята, ветви до самой земли склонились. Сорвите скорей мои яблочки, помогите мне!
Учитель-логопед: Ребята, давайте поможем Яблоньке.
Логопед срывает яблоки, а дети хором считают: "одно спелое яблоко, два спелых яблока, три спелых яблока и т.д.)
Яблоня: Есть у меня еще яблочки волшебные - поющие! Отгадайте, какое яблочко какую песенку поет!
Яблоня показывает детям яблоки с изображениями артикуляционных профилей гласных звуков. Дети называют гласные и пропевают их с движением рук.
Рис. 1
Яблоня: Ой, какие молодцы! А сейчас я вам назову слово, а вы мне первый звук.
Астра, утка, игра, эхо, обруч.
А теперь вы должны услышать гласный звук в середине слова: дом, пир, мак, суп.
Яблоня: Молодцы, ребята! Идите по дорожке до ближайшего лесочка. Найдете Печку, она вам поможет. И вот еще! Передайте Печке!
Подает детям корзинку с сорванными яблоками.
Дети благо дарят Яблоню и идут под музыку по залу. ("Песенка про сказку". Стихи Ю. Мориц, музыка С. Никитина. 2-й куплет).
Появляется Печка.
Учитель-логопед:
Печка, печенька, голубушка моя,
Ты скажи нам, милая, правды не тая,
Гуси здесь не пролетали,
Над тобой не гоготали?
Печка: Помогите мне, друзья, и вам секрет открою я!
Скажите, ребята, какое время года наступило? А что происходит осенью? Помогите мне убрать опавшую листву, чтобы я могла испечь пирожки.
Дети убирают листья, проговаривая: "это лист клена - это кленовый лист и т.д.", называют картинки на обратной стороне листьев, выделяют первый звук и дают ему характеристику.
Слова: мишка, желуди, пень, грибы, дерево, яблоки.
Печка: Спасибо, ребята! Теперь я смогу испечь пирожки!
Учитель-логопед:
А мы поможем тебе замесить тесто.
Тесто будем мы месить -
Пирожки для всех лепить.
Работа с массажерами Су Джок.
Нам нужно для Вани испечь пирожок! круговые движения по часовой стрелке.
Какая начинка в нем будет? Творог? круговые движения против часовой стрелке.
Он будет куриный? Или мясной? катаем массажеры вдоль ладоней.
А может быть, мы испечем с ветчиной? катаем массажеры поперек ладоней.
Добавим мы ягод и мармелад! перекатываем массажер пальцами правой руки.
Начинке такой будет Ванечка рад! перекатываем массажер пальцами левой руки.
Печка:
По опушке Реченька синяя течет,
Вот она вам поможет, дорожку укажет.
Дети благодарят Печку и идут под музыку по залу. ("Песенка про сказку". Стихи Ю. Мориц, музыка С. Никитина. 3-й куплет).
Появляется Речка.
Учитель-логопед:
Речка, реченька, голубушка моя,
Ты скажи мне, милая, правды не тая,
Гуси здесь не пролетали, над тобой не гоготали?
Речка: Выполните мои задания, друзья, и вам секрет открою я!
Чтение предложений по картинкам. Например: У Бабы Яги ступа и метла, а у Кощея меч и сокровища. У Маши коромысло и ведра, а у Вани балалайка и ложки.
Речка: Молодцы, ребята! Вот тропинка, которая приведет вас к избушке Бабы Яги.
Дети по мостику переходят через речку, мальчики помогают девочкам.
Подходят к избушке Бабы Яги. Перед избушкой сидит Ванечка. Из-за избушки появляется Баба Яга.
Баба Яга: Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Кто это ко мне пожаловал?
Учитель-логопед: Здравствуй, Бабушка Яга! Это мы! Мы за Ванечкой пришли. Отпусти его, пожалуйста!
Баба Яга: Да ни за что не отпущу! Я ведь злая и вредная, вот!
Учитель-логопед: Ребята, что же нам сделать, чтобы Баба Яга стала доброй и хорошей?
Дети предлагают Бабе Яге посмотреться в волшебное зеркало.
Баба Яга берет зеркало. Игра "Скажи наоборот".
Баба Яга: Я злая!
Дети: Нет, добрая!
Старая! (молодая).
Уродливая! (красивая).
Жадная! (щедрая).
Глупая (умная).
И платье у меня грязное! (чистое).
И нос у меня кривой! (прямой).
И уши большие! (маленькие).
Я плохая! (нет, хорошая!)
Баба Яга: Что, правда?! (робко, с надеждой). И все равно Ваньку не отдам! Ну не могу я его просто так отпустить! Задание мое выполните, тогда отпущу!
Баба Яга проводит игру "Слоги перепутались". Поставить слоги в нужном порядке, прочитать слова и подобрать соответствующую картинку. Слова: печка, лавка, кувшин, избушка, самовар, подушка.
Баба Яга. Ну ладно, уговорили! Забирайте своего Ваньку, пока не передумала! Что же мне теперь, опять одной в глуши лесной сидеть? Мне же скучно!
Учитель-логопед и дети: Вот спасибо Бабушка Яга! А мы тебе на прощание станцуем!
Танец "Бабка Ёжка". (Слова и музыка Т. Морозова)
Прощаются с Бабой Ягой. Выходят Печка, Яблоня и Речка. Дети подходят к ним и благодарят за помощь. Печка дарит детям корзинку с пирожками, Яблонька - корзинку спелых яблок, а Речка - кувшин воды ключевой для чая.
В это время в центре зала необходимо поставить стол с самоваром. Вода заливается в самовар.
Дети исполняют танец "Пых-пых, самовар!"
Учитель-логопед: Ну что, ребята, поиграли?
Дети: Поиграли!
Учитель-логопед: В доброй сказке побывали?
Дети: Побывали!
Учитель-логопед: Сказка кончилась моя.
Вам понравилось, друзья?
- Спасибо вам, добры молодцы, спасибо вам, красны девицы, за то, что себя потешили и гостей порадовали!
- И вам спасибо, гости дорогие, за то, что слушали, не скучали, да в ладоши хлопать не забывали! Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям!
- А теперь пора прощаться и со сказкой расставаться.
Давайте на прощанье всем скажем "до свиданья"!