Пояснительная записка.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формировать, обосновывать и доказать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Математический кружок – это самостоятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися. Так как не существует готовой программы для поставленных целей и задач, возникла необходимость разработать программу по курсу кружка «Математический калейдоскоп» по целевым установкам и прогнозируемым результатам программы относится к образовательным.
Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий – 1 час в неделю.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроках, и расширение общего кругозора ученика в процессе рассмотрения различных практических задач.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- - привитие интереса учащимся к математике;
- - углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- - развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
- - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- - повышение математической культуры ученика;
- - воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Цели и задачи математического кружка:
- - систематизация и углубления знаний по математике;
- - создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать - нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- - развитие логического и творческого мышления;
- - развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- - повышение математической культуры ученика;
Предполагаемый результат успешная сдача экзамена по математике.
Гением быть нельзя, кто не родился. В этом – то искусство воспитателей: открыть гений, обогатить его знаниями и дать свободу следовать его внушениям.
Н.И. Лобачевский
План работы кружка «Математический калейдоскоп».
№ | Содержание | Дата проведения | Примечание |
1 | Организационное занятие | Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Аксенова; метод. и отв. ред. В.Володин. М.: Аванта+. 2004, 688 с. |
|
2 | Развитие математики. Как возникла геометрия? | Учебник Геометрия 7-11класс Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005, 480 с. |
|
3 | Решение задач. Животные на плоскости | Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980 Квант №6 1976 |
|
4 | Задачи – шутки, задачи – загадки и шуточные истории. | Е.И. Игнатьев «В царстве смекалки», М.,«Наука»1987 Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002. |
|
5 | Подготовка и проведение математического КВН – утренника в младших классах | Презентации Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995. |
|
6 | Происхождение некоторых терминов и понятий | Квант Я познаю мир: Математика: энциклопедия. М.: АСТ, 2005, 475 с. |
|
7 | Решение задач повышенной сложности. Подготовка и проведение олимпиады | Учебник Алгебра и Геометрия 7-11 Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001. |
|
8 | Решение задач по книге И.Л.Бабинского «Задачи математических олимпиад» | И.Л.Бабинский М., «Наука»,2010 | |
9 | Школьная математическая олимпиада | И.С.Петраков «Математические олимпиады школьников» | |
10 | Анализ и прорешивание олимпиадных заданий | Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001. | |
11 | Решение задач повышенной трудности | ||
12 | Круги Эйлера. Лист Мёбиуса. | Гусев В.А., Орлов А.И. А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс |
|
13 | Выпуск математической газеты | Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.: Триада-литера, 1994. | |
14 | Приготовить сообщение о науке математика и выдающихся математиках для подшефного класса | Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007, 96 с. Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995. |
|
15 | Принцип Дирихле. Решение задач по И.Л. Бабинскому | Г.И.Зубелевич «Занятие математического кружка», М., «Просвещение»1980 Квант №6 1976 |
|
16 | Задачи Пуассона. | Серпинский В. 250 задач по элементарной теории чисел. Пер. с польского. М.: Просвещение, 1968, 160 с. Гусев В.А., Орлов А.И. А.П. Розенталь Внеклассная работа по математике 6-8 класс М., «Просвещение»1977 |
|
17 | Упражнение со спичками. Как сосчитать? | ||
18 | Как сосчитать? Угадывание чисел. | ||
19 | Дележи при затруднительных обстоятельствах | ||
20 | Упражнение с кусочком бумаги | ||
21 | Старинные истории и сказки. | Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: Оникс, 512 с. | |
22 | Геометрические софизмы и парадоксы. | Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов. М.: Педагогическое общество России, 2004. | |
23 | Геометрия путешествий. | ||
24 | Лабиринты. | ||
25 | Координаты и графики | ||
26 | Логика перебора | ||
27 | Текстовые задачи | Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994. | |
28 | Построение графиков. | Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов. М.: ЮНВЕС, 1998. | |
29 | Игра «Сколько?» | Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. М.: Омега, 1994. | |
30 | Конкурсные задачи | ||
31 | Математический фокус | ||
32 | КВН с участием родителей | Харт-Дэвис А. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. М.: Астрель, 2003. | |
33 | Викторины. | Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002. | |
34 | Заключительное занятие. | Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: АСТ: Астрель, 2001, 509 с. |
Полезные сайты для учителя математики:
- Сайт для создания дидактических материалов: learningapps.org/
- Многофункциональный онлайн конструктор тестов
- Online Test Pad: onlinetestpad.com/ru-ru/HelpSection/Basics-of-testmaker-2/Default.aspx
- онлайн тесты по математике: math-test.ru/books.php
- сервис онлайн построения графиков: www.yotx.ru/
- персональный сайт учителя математики Кайгородовой Светланы Александровны: kaygorodova.ru/
- сайт Infourok : infourok.ru/matematika.html?subcat=14
- www.ege-study.ru/ege-materials/math/probability.html
- www.mathematichka.narod.ru/problems/problem_B10.html
Рекомендуемая литература:
Приведенные издания могут отличаться от имеющихся в продаже. См. также в Электронной библиотеке: gymn1549.ru/bibil.htm#Mat
Литературный источник | Класс |
Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 2003. | |
Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. М.: АСТ: Астрель, 2001, 509 с. | 5–11 |
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. Киров: АСА, 1994. | |
Дорофеева В.А. Страницы истории на уроках математики. М.: Просвещение, 2007, 96 с. | |
Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. М.: Омега, 1994. | |
Каганов Э.Д. 400 самых интересных задач с решениями по школьному курсу математики для 6–11 классов. М.: ЮНВЕС, 1998. | 6–11 |
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи. М.: МЦНМО, 2001. | |
Кононов А.Я. Математическая мозаика. Занимательные задачи для учащихся 5–11 классов. М.: Педагогическое общество России, 2004. | 5–11 |
Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: Оникс, 512 с. | |
Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М.: Триада-литера, 1994. | |
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005, 480 с. | |
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. М.: АСТ, 2007, 256 с. | |
Произволов В.В. Задачи на вырост: Учебное пособие для внеклассных занятий по математике. М.: МИРОС, 1995. | |
Серпинский В. 250 задач по элементарной теории чисел. Пер. с польского. М.: Просвещение, 1968, 160 с. | |
Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса. Спб: СМИО Пресс, 2005, 48 с. | 5 |
Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М.: Школьная пресса, 2002. | |
Харт-Дэвис А. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. М.: Астрель, 2003. | |
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. 8-е изд. М.: Просвещение, 2006, 95 с. | 5–6 |
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Аксенова; метод. и отв. ред. В.Володин. М.: Аванта+. 2004, 688 с. | 5–11 |
Я познаю мир: Математика: энциклопедия. М.: АСТ, 2005, 475 с. | 5 |