Период изучения темы: Декабрь.
Слайд 2.
Цели: Изучить формулы площади прямоугольника и площади квадрата. Познакомиться со свойствами равных фигур. Научиться применять понятие площади. Формировать умения отвечать на вопросы. Закрепить умения использовать формулы при решении задач.
Слайд 3.
Ход урока
Оргмомент.
– Ребята, давайте проверим нашу готовность к уроку.
(У каждого должны быть: дневник, тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка, тетрадный лист, ножницы).
Слайд 4.
Актуализация знаний.
– Какие изученные сведения нам сегодня пригодятся? (Понятия площади, стороны квадрата, единицы измерения площадей, действия сложения, вычитания, умножения, деления, степень числа).
– Что изучали на прошлом уроке? (Формулы).
– Какие? (Пути, периметра квадрата, периметра прямоугольника, учились определять стороны квадрата и прямоугольника, зная их площади).
– Что называют формулой? (Запись правила с помощью букв).
– А всякое ли правило можно записать формулой? (Нет, например, на уроках русского языка, там используют схемы).
Слайд 5.
Подведение к изучению нового материала.
– Какие формулы площади изучены нами на прошлом уроке? (Квадрата и прямоугольника).
– Какие действия надо выполнять, пользуясь этими формулами? (Находить степень числа, действия умножения, деления).
– Что можно найти с помощью указанных действий? (Делением – сторону прямоугольника или квадрата, сложением – периметр, вычитанием – сторону прямоугольника, умножением – площадь).
– Каким справочным материалом можно воспользоваться в классе? (Таблицами квадратов и кубов натуральных чисел – на переднем форзаце учебника).
Слайд 6.
Устно.
Вычислить (№ 382-а,б, стр. 63)
16*5 : 8 * 19 + 6 |
100 – 19 : 3 + 23 * 4 |
196 |
200 |
Слайд 7.
Найти соответствия:
Слайд 8.
Вычислить:
Слайд 9.
Есть ли среди этих фигур прямоугольники? Как называются эти фигуры?
Слайд 10.
Изучение темы.
– Какова же тема сегодняшнего урока? Помогите, ребята, соберите разбежавшиеся буквы в слово! («Формулы площадейквадрата и прямоугольника»).
Слайд 11.
– А какие площади мы будем изучать? Найдите формулы.
– Но всегда ли сразу можно найти площадь фигуры? (Нет).
– Почему? (Не все фигуры имеют форму квадрата или прямоугольника).
– Подумайте, что для этого можно сделать? (Для этого фигуру удобно разделить на квадраты со стороной 1 см. Найти площадь одного квадрата, затем сложить полученные площади, или умножить площадь одного квадратика на количество таких квадратов).
Слайд 12.
– Оцените площадь такой фигуры? (7 см2).
Слайд 13.
– Возьмём несколько фигур (на партах у ребят комплекты раздаточного материала – готовых фигурок).
Найдите срединих равные.
Как?
Докажите. (Подсказка: а как – об этом написано в учебнике на странице 108, снизу 7 строка). Ребята работают в группе, находят пары равных фигур. В четырёх парах по две одинаковые фигуры и одна пара с разными фигурами, видят, где одинаковые, а где неодинаковые, и объясняют, почему. При этом повторяют буквы латинского алфавита и вспоминают произношение на английском языке.
Слайд 14.
– А что будет, если мы разрежем фигуру на части? (Каждая часть станет меньше всей фигуры).
– А площадь останется такой же или изменится?Сравните. Проверьте. Докажите.(Дети разрезают данные им фигурки на части.Делают вывод, сравнивают с текстом учебника на странице 108, снизу 1 строка).
– А возможно ли найти площади фигур, полученных из прямоугольника? Длину и ширину, зная площадь прямоугольника?
– Какие фигуры получатся, если провести диагональ прямоугольника? (Треугольники).
– Что такое диагональ?(Отрезок, соединяющий противолежащие углы).
– Какие это треугольники? (Прямоугольные).
– А равны ли они между собой? (Да).
– Докажите, что они равны, не применяя вычислений? (Разрезать прямоугольник по диагонали, полученные треугольники наложить друг на друга, они совпадают).
Слайды 15, 16.
– Что же тогда можно сказать про площадь прямоугольного треугольника? (Площадь прямоугольного треугольника равна половине площади прямоугольника, из которого он получен). Ученики проверяют свой вывод на модели и по учебнику на странице 109.
Слайд 17.
Закрепление.
– Какие формулы изучили?
– Какие понятия? (стр. 108-109).
Слайд 18.
– Творческое задание. Из данных фигур получите прямоугольники (на столах у каждого учащегося лежит одна из фигур, можно добавить другие).
Слайд 19.
Решение с комментариями.
– Страница 109: устно № 709, 710, 711, 712.
– В тетради и у доски: № 717, 720.
– В тетрадях с комментариями: № 715, 719.
– Самостоятельно: № 716.
Слайд 20.
Запись домашнего задания.
П. 18, стр. 108-109 (учить), № 738, 740, КРО № 737 – с объяснением.
Слайд 21.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
– Было ли интересно на уроке? Понятен ли материалурока? Чувствуете ли усталость, удовольствие от своей работы?
Самооценка.
– Оценки за урок: «5» – , «4» – , «3» – (с согласия учащихся выставляются в журнал).