Планируемые результаты деятельности:
Предметные:
- находить слова, обозначающие действия предмета, и ставить к ним вопросы;
- самостоятельно подбирать нужные по смыслу слова-названия действий;
Метапредметные:
Регулятивные:
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Личностные:
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Цель: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению правила находить слова, обозначающие действия предмета, и ставить к ним вопросы.
Средства: технология системно-деятельностного подхода.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Ход урока
Результаты этапа | Ход урока | Взаимодействие в образовательном процессе | |||
Действия педагога | Действия обучающихся | ||||
1. Самоопределение к деятельности. Орг. Момент. | |||||
Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка. Эмоциональный настрой |
Психологический настрой на урок. СЛАЙД 2 -Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. От вашей улыбки в классе стало теплее и светлее. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на этом уроке. |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. |
Выполняют самооценку готовности по критериям. Настрой на урок |
||
2. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. | |||||
Воспроизведённые знания и способы действия, необходимые для «открытия» нового знания; Осознание необходимости получения новых знаний: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществление выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности. Определение границ знания и незнания. Осознание необходимости получения новых знаний |
1. – Поработать час настал. СЛАЙД 3 Так что время не теряем и работать начинаем! – Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». СЛАЙД 4 2. Словарная работа. – Отгадайте о каком времени года говорится в загадке.
– По каким приметам вы определили, что это осень? СЛАЙД 5 – Какие ещё осенние приметы вы можете назвать? – Перечислите осенние месяцы. – Эти слова словарные их написание надо запомнить. СЛАЙД 6 – Запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните опасные места. Взаимопроверка. Оцените работу соседа. СЛАЙД 7 – Что мы делаем с наступлением осени? На какой вопрос отвечают эти слова? (что делаем?) |
Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха)
|
Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания, Выполняют задание. Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.
|
||
3. Постановка учебной задачи. | |||||
Сформулированная и зафиксированная учебная задача. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
1. Возникновение проблемной ситуации. Осень, осень к нам пришла и подарки принесла СЛАЙД 8 Работа в группах. Повторим правила работы в группе: СЛАЙД 9 – Каждая группа получает конверт со словами и клей-карандаш. – Каждая группа будет выполнять одинаковое задание. Вам даются слова, ваша задача: распределить слова на группы. СЛОВА: Арбуз, солнце, медведь, собака, весёлый, большой, хороший, золотой, думал, играть, бежит, нарисует. – Находят слова, отвечающие на вопросы что? Кто?, приклеивают в 1 столбик; слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? – во 2 столбик, а остальные в 3 столбик. – Отчёт о работе групп: СЛАЙД 10 – По какому принципу вы распределили слова? Предложите свои версии(на слайде готовые группы после ответов детей) 1-группа: слова, которые отвечают на вопросы кто? что? 2-группа: слова, которые отвечают на вопросы какая? какой? 3-группа: все остальные слова. – У кого были затруднения? Какие? Почему? СЛАЙД 11 Оцените работу своей группы СЛАЙД 12 – Какие слова оказались в 3 группе? (Думал, играть, бежит, нарисует. ) Внимательно посмотрите на 3 столбик, попробуйте к этим словам поставить вопрос. На какой вопрос отвечают эти слова? – Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? С какими словами мы сегодня будем работать? – Теперь прочитайте тему раздела. СЛАЙД13 – Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках, чему учиться? (Наблюдать, искать слова, которые отвечают на вопросы ..., задавать вопросы … к словам, определять, что обозначают такие слова.) – Составим план урока. План (примерный). СЛАЙД 14
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение? СЛАЙД 9 |
Организует ситуацию для определения границ знания и незнания Организует ситуацию формулирования цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу. |
Формулируют своё затруднение (недостаточность знаний, способов действий). Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. С помощью учителя формулируют цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
||
4. «Открытие» нового знания. | |||||
Новое знание, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма |
1. СЛАЙД 15 Сейчас вы поиграете в игру. Если я называю действие, вы- хлопаете в ладоши и выполняете его. Если я называю другие слова, вы – молчите. Физкультминутка:
– Сейчас посмотрим, кто был самый внимательный , кто запомнил больше всех слов и сможет их назвать. – Что вы выполняли? (мы выполняли действия) – Что обозначают эти слова? (Разные действия.) – Придумайте свои слова, которые обозначают действие предмета. 2. Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает? Работа по учебнику. СЛАЙД 16 Упр. 81 – развивается умение задавать вопрос что делает? к словам-названиям действий. Устно. Вывод:На доске учитель записывает вопрос что делает? – Прочитайте. Поставьте вопросы к выделенным словам. Выпишите эти слова с вопросами. СЛАЙД 17 Несколько дней лил дождь. В саду шумел ветер. Листья падали на землю. – развивается умение задавать вопрос что делал? к словам - названиям действий. После письменного выполнения проводится беседа по вопросам: – На какой вопрос отвечают слова?– Что они обозначают? (Действия предметов.) – Когда происходили все действия, сейчас или в прошлом? (В прошлом.) Вывод. К словам-названиям действий, которые произошли, мы будем задавать вопросы что делал?что делала?что сделали? На доске после выполнения учитель записывает вопрос что делал? под вопросом что делает? Проверьте свою работу. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): СЛАЙД 18 – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно выписать слова? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Поставьте себе баллы. СЛАЙД 19 Нет ошибок- 5 б., 1ош.-4б., 2-3 ош.- 3б., более- 0 баллов. 3. Творческое применение знаний. СЛАЙД 20 – Подберите подходящие слова-названия действий, отвечающие на вопрос что сделают? Птицы... – Что обозначают эти слова? (Действия.) – Когда произойдут эти действия? (Когда-то в будущем.) Вывод. Слова-названия действий, которые произойдут, отвечают на вопрос что сделают?На доске под предыдущими вопросами записываются вопросы что сделает? что сделают? |
Организует ситуацию решения учебной задачи. Организует ситуации построения модели понятия. Организует деятельность по построению (уточнению) алгоритма. |
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности Проговаривают во внешней речи.
|
||
5. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике). | |||||
Умение действовать по алгоритму. |
Работа в паре: Повторим правила работы в паре: СЛАЙД 21
1)_____ 2)_____ 3)_____ 4)_____ Оцените СЛАЙД 23 Сделаем вывод: – На какие вопросы могут отвечать слова, называющие действия? Сформулируйте полный ответ. (Слова, называющие действия, могут отвечать на вопрос что делает?что сделал?что сделает?) – Сравните свой вывод с авторским, который дан в учебнике. Чтение детьми текста в рамке. – Все ли вопросы мы назвали? Вопрос будет зависеть от того, кто или что производит действие.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)СЛАЙД 25 |
Организует ситуацию решения задания, проговаривая его во внешней речи |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании. |
||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | |||||
Умение применять алгоритм в самостоятельной деятелности. |
1.Самостоятельная работа. – Выберите из текста слова, отвечающие на вопросы что сделала? Что делает? Наступила осень. Светит солнышко. В парке лежит ковёр из листьев СЛАЙД 26 – Оцените свою работу. СЛАЙД 27 |
Предлагает выполнить систему заданий по алгоритму. Организует самооценку усвоения детьми нового способа действий. |
Самостоятельно выполняют задания. Сравнивают с эталонам. Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы.
|
||
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | |||||
Использование нового знания, способа (алгоритма) деятельности с ранее усвоеными. Умение определять уровень овладения новым знанием. |
Упр. 85 – развивается умение задавать разные вопросы к словам-названиям действий (записать можно 1–2 предложения). – От какого слова задаём вопрос? – Почему вопросы получились разные? (Были разные слова-названия действий.) – Что вы записали? (Предложения.) |
Организует ситуацию включения нового знания в систему знаний. |
Выполняют задание. Оценивают работу: Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий.. |
||
8. Рефлексия учебной деятельности. Итог занятий. | |||||
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. |
Назовите ключевые слова урока (действия, вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделают?). – Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? – Как их можно назвать? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Если вам было на уроке интересно ,вы справились со всеми заданиями, то поднимите вверх зелёный значок, если очень трудно и вы плохо справлялись с заданием, поднимите красный, если вам на уроке было не всё понятно и некоторые задания вызывали сложность, поднимите жёлтую. СЛАЙД 29 |
Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. |
Участвуют в диалоге с учителем. Оценивают работу свою и класса в целом. Осознание учащимися своей учебной деятельности, Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. |
||
9. Домашнее задание. | |||||
|
|
|
|