Карусель — безопасный, но в то же время увлекательный аттракции. Он представляет собой вращающуюся платформу, на которой установлены (подвешены к крыше или прикреплены к центральной стойке) сиденья, сделанные чаще всего в виде лошадок, автомобильчиков и других животных или транспортных средств. Ими оснащаются детские площадки. Устройство по типу карусели применяется в различных отраслях: в промышленности, животноводстве, медицине, в торговых и деловых центрах и др.
Цель занятия: изготовление модели карусели.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Закрепление рациональных приемов разметки картона и бумаги с помощью чертежных инструментов и шаблонов
- Расширение кругозора и словарного запаса
- Формирование умения анализировать представленную конструкцию и определять технологию ее выполнения
- Умение осуществлять самоконтроль
Развивающие:
- Развитие исполнительских и конструкторских умений
- Развитие творческого воображения и фантазии, образного мышления
Воспитательные:
- Воспитание интереса к изобретательству
- Воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия
Тип занятия: комбинированный
Форма обучения: групповая
Методы обучения:
- Беседа.
- Репродуктивный.
- Поисковый.
- Мозговой штурм.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Средства обучения: образец поделки, технологическая карта.
Материально-техническое оснащение:
Инструменты: карандаши, линейки, циркуль, шило, ножницы, кисти.
Материалы: картон, бумага, клей, пробка, офисная булавка, бусинка
Этапы занятия:
- Организационная часть . Сообщение темы и цели занятия.
- Основная часть:
- Заключительная часть:
3.1. Подведение итогов.
3.2. Уборка рабочих мест.
2.1. Беседа “Карусель вчера и сегодня”
2.2. Анализ образца модели карусели
2.3. Проведение физкультминутки
2.4. Практическая работа
Ход занятия
1. Организационная часть. Приветствие.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. (Педагог предлагает занять свои места)
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
2. Основная часть.
Педагог: Ребята! Сегодня мы сделаем модель любимого всеми аттракциона. Что такое аттракцион? Это сооружение или устройство, созданное для развлечений. Обычно устанавливается в местах, предназначенных для коллективного отдыха (парки, развлекательные центры, игровые площадки). Какой у нас будет аттракцион? Отгадайте загадку:
Хорошо кататься мне!
Не по тундре, не по лугу –
Еду я по чуду-кругу.
Я скачу, я лечу,
Я в восторге хохочу!
Дети: Это карусель.
Педагог: Правильно. Это карусель. А какой аттракцион можно назвать каруселью?
Дети: Это такой аттракцион, на котором можно кататься по кругу
Педагог: Правильно. А сейчас я вам расскажу историю карусели.
(Рассказ сопровождается показом презентации)
Слайд 1. Карусель — аттракцион, представляющий собой вращающуюся платформу, на которой установлены (либо подвешены к крыше, либо прикреплены к центральной стойке) сиденья, сделанные чаще всего в виде лошадок, автомобильчиков и других животных или транспортных средств.
Слайд 2. Сегодня карусель – аттракцион, а несколько веков назад это было красочное соревнование, на котором российское дворянство демонстрировало свою удаль.
Слайд 3. Это развлечение пришло в Россию из Франции и Германии, где оно зародилось еще в XVI веке. В Средние века каруселями называли рыцарские турниры. Позднее, для подготовки к турнирам, вместо схваток с реальными соперниками, стали использовать вращающуюся платформу. В каруселях участвовали не только мужчины, одевавшиеся в импровизированные рыцарские доспехи, но и дамы. А упражнения на ловкость, смелость, скорость движения, точность стрельбы или метания копья проводились обычно при движении по кругу.
Слайд 4. Тогда же карусель появилась на городских ярмарках. Эта забава пользовалась огромным успехом.
Слайд 5. Для юных наездников придумали деревянный аналог карусели. В старину колесо карусели вращали вручную несколько сильных мужчин, позже стали делать конный привод. Две лошади ходили по кругу и вращали карусель.
Слайд 6. Сейчас на каруселях устанавливают сильные электродвигатели.
Слайд 7. Устройство по типу карусели применяется в различных отраслях. В промышленности: механических цехах заводов при обработке металлических и деревянных деталей, в полиграфическом оборудовании, при производстве керамической посуды, в хлебопекарной и автомобильной промышленности и др.
Слайд 8. В животноводстве каруселью называют круглую доильную площадку. Она оборудована станками для доения коров, расположенными на медленно вращающемся плоском кольце. Это устройство значительно улучшает условия работы доярок и другого персонала.
Слайд 9. В театре, поворотный круг сцены – вращающаяся часть сценической площадки, который позволяет осуществлять быструю смену картин на сцене, создать реальное ощущение непрерывности сценического действия.
Слайд 10. В медицине при проведении операций.
Слайд 11. В зданиях: торговых и деловых центрах.
Ребята вы узнали историю карусели. Вы увидели, как широко принцип карусели используется в разных областях.
Слайд 12. Сегодня мы с вами сможем тоже сконструировать карусель. Посмотрите вот на эти модели, их сделали такие же, как вы мальчики и девочки.
(Анализ образца модели карусели)
Педагог: Для того, чтобы изготовить модель карусели рассмотрим образец. Из скольких деталей состоит данная модель?
Дети: Основание – коробочка, круг, фигурки, ось
Педагог: Какие материалы использованы для изготовления карусели?
Дети: Картон, пробка, булавка, клей
Педагог: Какие инструменты нам нужны, чтобы выполнить данную модель?
Дети: Карандаш, линейка, циркуль, фальцовка, фломастеры
Педагог: Может ли конструкция быть другого размера?
Дети: Да, конструкция может быть другого размера
Педагог: Что еще можно изменить в нашей модели?
Дети: Основание можно сделать из готовой коробочки. Можно изготовить другие фигурки
Педагог: Какого размера должна быть готовая коробочка, чтобы она была устойчивая?
Дети: Коробочка должна быть с широким основанием, тогда модель будет более устойчивая
Педагог: Для чего нужна бусинка?
Дети: Бусинка нужна для того, чтобы лучше вращалось колесо. Тогда будет меньше трение между пробкой и колесом.
Педагог: Дети! Вы замечательно справились с поставленной задачей. Перед тем, как перейти к практической работе проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, – (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо)
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте)
Тише, тише, не спешите (Прыжки на месте)
Карусель остановите, (Шагаем на месте)
Раз, два, раз, два (Хлопаем в ладоши)
Вот и кончилась игра. (Присели за столы).
Самостоятельное выполнение работы
Дети приступают к практической деятельности на основании технологических карт. При самостоятельной работе педагог следит за ходом работы и оказывает детям помощь при необходимости.
3. Заключительная часть.
– Наше занятие подходит к концу. Ребята, а чему вы научились на этом занятии?
У всех получились замечательные карусели. Каждая из них неповторима. Самое главное, что эти игрушки вы можете оставить себе, а можете подарить.
– Понравилось ли вам наше занятие сегодня?
Уборка рабочих мест
Литература:
- Агаркова, Т.Ф., Дидактические игры на уроках трудового обучения // Начальная школа.– 2003. – № 10. – с.92-94
- Стахурский А.Е., Тарасов Б.В. Техническое моделирование в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе. М.: “Просвещение”, 1974.
Интернет-ресурсы: