Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал.
Прошло время и письма стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории.
Цель урока: изготовление поздравительной открытки в форме солдатского треугольника в подарок Ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи урока:
Образовательные:
- Активизировать и расширить знания обучающихся о значении писем в годы Великой Отечественной войны.
- Формировать навыки работы с полученной информацией для осуществления собственной деятельности.
- Закрепить знания о всенародном празднике.
Развивающие:
- Развивать самостоятельную творческую активность.
- Создать ситуацию успеха.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к защитникам Родины, гордости за свой народ, бережному отношению к прошлому.
- Формировать культуру поведения на занятии.
Методы проведения занятия:
- Беседа.
- Практическая работа.
Материально-техническое оснащение:
- Инструменты: цветные карандаши, фломастеры, ластик.
- Материалы: тетрадный или альбомный лист.
Ход занятия
1. Организационная часть
Дорогие ребята! Скоро опять наступит этот великий, торжественный и печальный праздник – День Победы в Великой Отечественной Войне. В нашем городе живут Ветераны этой войны. Мы пригласим их к нам в гости, поблагодарим за мужество и героизм, подарим открытки в форме фронтового письма. Взяв в руки ваши поздравления, Ветераны вспомнят свою молодость, боевых товарищей и те волнующие чувства, которые дарила людям в суровые годы войны фронтовая почта.
Помятый пожелтевший треугольник
За образами. Нет ему цены.
Кривые строки по сердцу – так больно…
Как весточка проклятой той войны…
2. Теоретическая часть
Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.
Во многих российских семьях бережно хранятся
пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах
сгибов, исписанные, как правило, карандашом,
листочки с поблекшими штампами полевой почты и
отметками военной цензуры. Письма с фронта... (Приложение 1). Они
рассказывали о многом. Но главным в них было:
решимость отстоять свободу любимой Родины,
стремление рассказать о славных ратных делах
товарищей – однополчан, глубокая вера в Победу
над ненавистными фашистами. Почти всегда в них
звучал призыв к труженикам тыла поддержать
Красную Армию, удвоить, утроить трудовой накал,
делать все для фронта, все для Победы.
Солдатские треугольники приходили не часто, но
их ждали в каждом доме, каждой семье, читали
детям, соседям, знакомым, зачитывали до дыр. Такие
треугольники не заклеивались, а складывались
особым способом. Так решались две задачи: нет
необходимости в конверте, и предоставлялся
легкий доступ для военных цензоров.
Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был страничный листик из школьной тетради, либо “двойной”, вырванный из середины тетради. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” папке на фронт.
Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.
После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.
Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровала. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письмо писалось убористым почерком, и заполнялись все поля, пригодные для письма. Лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись.
В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась “крест-на-крест”, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на чистой стороне треугольники. Иногда такое обратное письмо не доходило до адресата, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с “крестом” на адресной стороне треугольник заменял “похоронку”.
Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, то на “чистой” стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, потому что возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма “гуляли” годами и находили солдата через несколько лет после войны.
Прошло время и письма стали архивными документами, по которым мы можем читать страницы нашей истории. Родственники передавали их в музей с надеждой, пока память жива – живы будут и их дети, отдавшие свои жизни за самое святое – Родину.
3. Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Работать продолжаем
4. Практическая работа
Дети! Солдатский треугольник складывается в технике оригами (приложение 2). На листе вы можете написать пожелания Ветерану, выполнить рисунок. Это может быть праздничный салют, георгиевская лента, цветы, вечный огонь и др. Ваши рисунки могут сопровождать надписи: “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Мы помним, мы гордимся”, “Спасибо за Победу!”..
5. Подведение итогов занятия
Ребята! У вас получились замечательные творческие работы, которые вы передадите Ветеранам Великой Отечественной Войны.
И если вы знаете, что рядом с вами, в вашем доме или подъезде, живут ветераны, зайдите к ним, поздравьте их с таким замечательным праздником или положите поздравление в почтовый ящик.