Открытый урок на тему "Легко ли быть Песталоцци?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с творчеством Г. Куликова;
  • развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • развивать умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • работать над развитием четкости произношения;
  • воспитывать интерес к чтению.

Наглядность и оборудование: учебник, интерактивная доска, рабочая тетрадь

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

- Вам понравилось в Школе клоунов? Что в ней необычного? Чему учат?

- Расскажите об учениках Школы клоунов, какие у них характеры.

2. Развитие умений.

1. Работа с текстом до чтения.

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Геомара Куликова "Как я влиял на Севку".

- Послушайте биографию писателя.

Геомар Куликов родился 28 мая 1924 года в Москве, его отец был зоологом, профессором Тимирязевской сельскохозяйственной академии, мать работала в библиотеке Тимирязевской академии, но в основном занималась воспитанием детей.

В 30-е годы семья несколько раз переезжала, так как был риск, что отца могут арестовать. Сначала они жили в Кирове (нынешняя Вятка), где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской области. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой Отечественной войны.

Некоторое время вместе с семьей он жил в эвакуации в Сибири, а в 1943 году отправился добровольцем на фронт. Участвовал в действиях 11 гвардейской дивизии 3-го Белорусского фронта. По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. С 1951 года работал редактором Всесоюзного радио, с 1954 года - заведовал литературно-драматическим вещанием на Магаданском радио. В 1956 году вернулся в Москву, где продолжал работу на радио и параллельно начал публиковать рассказы и заметки в юношеских журналах - "Пионер", "Юный натуралист". В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов "Переходящий кубок" ("Советская Россия").

Геомар Куликов написал много произведений: "Как я влиял на Севку", "Повесть о Демидке и медной копейке", "Тайный гонец", "Юрьев день", "У Дона Великого на берегу", "Пушкарь Собинка", "Спокойствие не восстановлено"

2. Словарная работа.

Кандидатура - лицо, которое предлагается к избранию, то же, что и кандидат.

Манера разговаривать - особенность разговаривать.

Нотации - наставления, выговоры, упреки, морали - поучения.

3. Первичное чтение.

Части 1, 2 дети читают вслух.

- Что из первой части мы узнали о самом Севке?

- Почему автор повести так пренебрежительно называет его Севка?

- Какой прием использовал автор, дав Севке такую смешную фамилию?

- А сейчас читаем вторую часть без комментариев.

- Что можете сказать о Севке? Легко ли будет нашему герою (его зовут Костя Горохов) на Севку повлиять?

Часть 3 читаем вслух, ведем диалог с автором.

4. Физминутка.

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело

5. Чтение главы второй, части 1, 2 читаем вслух.

В части 2 ребята учатся во вторую смену; что Севка, оказывается, может выглядеть и вести себя прилично (когда думает, что дома взрослые); что означает слово неусидчивый.

- Что нового узнали о Севке?

- Сработал ли Костин план? Как вы думаете, почему?

- Попробуйте предположить, что будет дальше.

6. Начало работы над характеристикой героев.

Задание 3, страница 25 рабочей тетради

I - вариант - записывает слова, характеризующие Севку; II - вариант - Костю.

Севка - последний ученик, неусидчивый, веселый, шалопай, неаккуратный (не любит умываться, чистить зубы), с чувством юмора.

Костя - серьезный, с чувством юмора, ответственный, усидчивый, неплохой психолог.

- Что мы делали?

(Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали свое отношение к героям.)

Итог урока

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?