Организационная информация | |
Тема урока | Правописание окончаний имён существительных множественного числа |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Автор урока (ФИО, должность) | Недосекова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Базковская средняя общеобразовательная школа" |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель урока | Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений написания падежных окончаний имен существительных множественного числа, имен существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящим на конце. |
Задачи урока | Способствовать:
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения; системно-деятельностный подход; технология работы в группе; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.) |
Время реализации урока | 45 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | В ходе практической работы дети
"добывают" знания по теме урока, используют
знания, полученные на предыдущих уроках: число и
род имён существительных, склонение имён
существительных. Ученики работают с разными
видами информации - таблицы, тексты, графические
объекты - учатся извлекать из них определённый
смысл, формулировать свои суждения. На уроке
прослеживаются межпредметные связи. На уроке использованы формы работы, позволяющие развивать ключевые компетентности обучающихся: познавательные, научные, социальные, коммуникативные и другие. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование; интерактивные задания; листы самооценки; плакат по теме урока. |
Дидактическое обеспечение урока | Программа по русскому языку С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.ЕвдокимовайМ.: Вентана-Граф, 2012 |
Список учебной и дополнительной литературы | Русский язык:3 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2. -
2-е изд., исправленное и дополненное. - М.:
Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа XXI века). Пишем грамотно:3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч.2/ М.И. Кузнецова. - 3-е изд., исправл. - М.: Вентана-Граф, 2012. -(Начальная школа XXI века). 3. Русский язык: комментарии к урокам, 3 класс, С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, М.: Вентана-Граф, 2012 |
Ход и содержание урока
I. Организационный этап.
Психологический настрой.
Дети садятся и закрывают глаза, слушают учителя, и последнее слово каждой фразы говорят хором.
У: На уроке ваши глаза внимательно смотрят и всё:
Д: видят.
У: Уши внимательно слушают и всё:
Д: слышат.
У. Голова хорошо:
Д. думает.
-Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (умение слушать, слышать, думать).
- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи на уроке.
- Откройте тетради, запишите число.
-У вас на партах есть листы самоконтроля с заданиями, которые вы будете выполнять на уроке, графой самооценки и цветограммой.(Приложение 1) Как работать с карточкой вы уже знаете, не забывайте фиксировать в ней свои достижения.
II. Минутка чистописания.
- Посмотрите на первое задание. Минутка чистописания.
- Подготовим наши пальчики к письму.
1. Массаж пальцев рук
- Правой рукой помассируйте каждый палец левой руки. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего- кишечника и позвоночника, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца.
жж / шшш / чччч / щщщщ
человек шофёр щавель животные
- Какое слово лишнее? Почему?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Цель: осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке.
- Назовите тему урока.
(Дети в учебнике находят тему)
- К какому блоку относится урок? (К блоку "Правописание)
- Какую главную цель мы ставим на уроках блока "Правописание"?
(Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком.)
-Скажите, какие учебные задачи вы будете решать на уроке? Чему учиться на уроке?
(1. Будем учиться писать окончания имен существительных множественного числа.
2. Узнаем, что у существительных первого склонения в форме множественного числа родительного падежа после шипящих ь не пишется.
3. Познакомимся с новыми словарными словами.
4. Будем распределять слова по группам.)
IV. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа:подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
- Давайте вспомним, что вы знаете по теме "Имя существительное"
1. Игра "Пересадки"
- Имя существительное - самостоятельная или служебная часть речи?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Как изменяется имя существительное?
- Что называется склонением имен существительных?
- Сколько склонений у имени существительного?
- Какие существительные относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонению?
- Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже?
2. Тест "Склонение" (Приложение 2)
(Презентация (тренажёр), используется мобильный класс)
3. Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.
- Прочитайте предложения. Какие окончания пропущены?
По ствол: и сучь: толстыхдеревь: постукивает мороз.
Бабушка принесла несколько килограмм: мандарин:, апельсн:, яблок:.
Дочь занялась починкой нос:., чул:.
- Легко было вам выполнить задание? Где возникли затруднения?
-Почему? (Недостаточно знаний)
V. Первичное усвоение новых знаний.
На интерактивной доске запись (склонение скрыто)
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Им. п. | мамы | столы | мыши |
Р. п. | мам | столов | мышей |
Д.п. | мамам | столам | мышам |
В.п. | мам | столы | мышей |
Т.п. | мамами | столами | мышами |
П.п. | (о) мамах | (о) столах | (о) мышах |
- Определите склонение существительных.
-Сравните окончания существительных.
-Сделайте вывод.
- Сравните свой вывод с материалом в учебнике.
VI. Первичная проверка понимания.
-Вернемся к предложениям
По стволам и сучь: толстыхдеревь: постукивает мороз.
Бабушка принесла несколько килограмм: мандарин:, апельсн:, яблок.
Дочь занялась починкой нос:., чул: .
-Сможете ли вы уверенно написать окончания?
-Что вам поможет?(Таблица в учебнике или слово-помощник стол)
Алгоритм написания окончаний имён сущ мн. ч.
Определить число.
Определить падеж.
Проверить ударным окончанием слова стол или по таблице.
- Почему возникла проблема со вторым и третьим предложениями? (Недостаточно знаний)
- Обратимся к учебнику. Выполним упражнение 1.
Упражнение 1 - отработка сложных случаев образования формы родительного падежа множественного числа. Выполняется письменно, фронтально.
- Какое вспомогательное слово поможет выполнить задание?(Нет)
Р. П., м.ч., Р.П., м.ч., -ов
места - мест
килограммы - килограммов
куры - кур
помидоры - помидоров
яблоки-яблок
апельсины - апельсинов
ботинки - ботинок
облака - облаков
сапоги - сапог
носки - носков
VII. Первичное закрепление.
Работа с предложениями
- Какие же окончания мы должны написать у существительных?
Бабушка принесла несколько килограммов мандаринов, апельсинов, яблок.
Дочь занялась починкой носков, чул: .
Проблема: как правильно написать последнее слово.
- Как решить эту проблему? (Посмотреть в словаре: чулок)
Вывод: написание окончаний имен существительных в родительном падеже вызывает трудности в образовании формы самого слова и многообразии окончаний. Форму родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных надо запоминать.
Работа в группе
а) Дети проговаривают по очереди слова, написанные на карточках:
апельсины - (нет?)чего? апельсинов
помидоры - (нет?) чего? помидоров
бананы - (нет?) чего? бананов
метры - (нет?) чего? метров
носки - (нет?) чего? носков
килограммы - (нет?) чего? килограммов
Но:
яблоки - (нет?) чего? яблок
места - (нет?) чего? мест
стёкла -(нет?) чего? стёкол
б) Выполняют упражнение в рабочей тетради (с. 27, упр.2)
1 группа: Мама купила несколько килограмм: мандарин:, апельсин:, яблок:, банан:, помидор:.
2 группа: У меня сегодня много дел:, мне нужно успеть в несколько разных мест: .
3 группа:Туристы взяли с собой в поход несколько пар сапог:, смены брюк:, кофт.
Проверка на интерактивной доске
Самостоятельная работа. Выполнение Megatesta на ноутбуках(мобильный класс)
-У вас есть карточка-помощница. Вы можете, в случае затруднения воспользоваться подсказкой, но имейте в виду, что при выставлении самооценки вы учтете этои снизите на балл оценку, выставленную программой Megatest.
Тест
1. Отметь имена существительные с окончанием -ов в родительном падеже множественного числа:
килограмм место стекло
2. Отметь имена существительные с окончанием -ов в родительном падеже множественного числа:
дело яблоко помидор
Отметь имена существительные с окончанием -ов в родительном падеже множественного числа:
мандарин сапоги ботинки
Отметь имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
огурцы помидоры улицы
Отметь имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
фабрики апельсины облака
Отметь имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
бананы места носки
VIII. Работа со словарными словами.
(Учебник, интерактивное средство, созданное с использованием Flash-технологий-игра-анаграмма.)
IX. Оздоровительная минутка
Держи осанку
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены.
Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное(20-30с) Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
X. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа на интерактивной доске(интерактивное средство - "Сортировка")
Меч, речь, шалаш, туч, душ, рожь, дочь.
-По каким признакам можно распределить слова в 3 столбика?
-Какое слово вызвало затруднение?
-Определите склонение слова туч.
2. Рубрика "Обрати внимание" - введение орфографического правила.
3. Упражнение 2 - отработка орфографического правила
Туча -много туч, лыжа-много лыж, удача - много удач, роща-много рощ, задача-много задач, встреча-много встреч, крыша-много крыш, дача-много дач, круча-много круч.
Круча- крутой спуск, обрыв, крутое место(Круча - название населённых пунктов)
Синонимы - крутояр, крутогор
XI. Первичное закрепление
Работа в группе.
Рабочая тетрадь, с.27, упражнение 3.
Проверка на интерактивной доске - Сортировка вихрей - текст
Правильное выполнение:
туч -слово 1-го скл., остальные слова - 2-го;
чиж - слово 2-го скл., остальные слова - 1-го.;
беречь - глагол, остальные слова - имена существительные;
хорош - слово не является именем существительным, все остальные -имена существительные 3-го скл.
XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Оцените свою работу на уроке.
Я узнал...
Я понял...
Мне было интересно...
Мне было трудно...
- Поднимите руки, у кого на "Листе самоконтроля" в строке "шкала цвета" (цветограмма) зелёный цвет. Вы получаете за урок оценку "5", у кого - зеленый и желтый- "4". Домашнее задание (по выбору)
Учебник, с 77-78, упражнение 3 или 4.
Ссылки на использованные интернет-ресурсы:
- http://www.nachalka.com/test_shablon - шаблон Д. Иванова.
- https://www.google.ru/search - картинки: карандаш, листики, дети.
- http://pedsovet.su/load/321-1-0-14568 - шаблон для презентации.