ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | Школа будущего первоклассника “Малышкина школа” |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
4 | Основная цель программы | Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего первоклассника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению
проходит через:
|
8 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
9 | Ожидаемые результаты |
|
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников “Малышкина школа” основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников “Малышкина школа”:
- группы формируются из детей 6-летнего возраста;
- продолжительность обучения составляет 10 занятий ( февраль – апрель)
- наполняемость групп не более 15 человек;
- режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
“Занимательная математика”. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с “волшебными клеточками”, изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
“Основы грамоты”. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
“Что меня окружает”. Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Занятия одного дня проходят под одной общей темой, посвященной одному литературному произведению в соответствии с календарными праздниками:
- День знакомств
- Сказка “Колобок”
- Праздник бабушек и мам
- С. Маршак “Кошкин дом”
- Д. Родари “Чиполлино”
- С. Маршак “Двенадцать месяцев”
- К. Чуковский “Федорино горе”
- Н. Носов “Путешествие Незнайки на Луну”
- К. Чуковский “Доктор Айболит”
- “По щучьему веленью”
Цели занятий
- Развитие слухового и зрительного восприятия
- Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
- Развитие слуховой и зрительной памяти
- Развитие мышления и речи
- Развитие общей и мелкой моторики
- Совершенствование коммуникативных навыков
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
- Совершенствование навыков монологической речи
- Совершенствование навыков диалогической речи
- Развитие мимики и пантомимики
- Развитие фантазии и воображения
- Развитие способностей к глубокому образному мышлению
- Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
- Развитие творческих способностей
- Формирование эмоционально-волевой сферы
- Формирование этических представлений
- Повышение уверенности в себе
- Научить принимать решения
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
План занятий
- “Занимательная математика”-10 часов
- “Основы грамоты”-10 часов
- “Умелые ручки”-10 часов
Тематический план занятий курса “Занимательная математика”
№п | тема занятия | |
1 | Счет. Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач. | В и Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей |
2 | Счет в прямом и обратном порядке. Пространственная ориентировка. Развитие внимания | Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и и целым |
3 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач. Решение примеров вида +1; -1. | На основе деятельности с предметами уметь прибавлять и вычитать |
4 | Счет предметов. Геометрические фигуры. Логическая закономерность. Решение стихотворных задач | Знать названия геометрических фигур и уметь их отличать |
5 | Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | Пространственное ориентирование по клеткам. |
6 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Ориентировка во времени |
7 | Сравнение количества предметов на наглядной основе. | Порядковый и ритмический счет |
8 | Составление фигур из частей и деление фигур на части | Конструирование фигур по заданному образцу. |
9 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много | Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и целым |
10 | Решение логических задач. Счет предметов. Сравнение групп предметов, уравнивание | Сравнение предметов в группах разного количества |
Тематический план занятий курса “Основы грамоты”
№ | Название темы | Цель занятия |
1 | Речь. Для чего нужна речь. Речь устная и письменная. Обводка по контуру. | Знакомство с правилами штриховки |
2 | Слова в предложении. Предложение и слово. Раскрашивание и штриховка | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой |
3 | Деление слов на слоги. Ударение. Обводка по контуру. Штриховка | Развитие фонематического слуха и зоркости |
4 | Учимся слышать звуки и называть их. Росчерки. Штриховка | Соотношение звуков и знаков |
5 | Буквы, обозначающие гласные звуки. Печатание букв. Разучивание чистоговорок. | Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки |
6 | Согласные звуки. Разучивание чистоговорок. Рисование по образцу. Штриховка | Развитие пространственного представления на линованной бумаге |
7 | Слияние согласного звука с гласным. Отгадывание загадок. Штриховка | Определение правой и левой сторон предмета |
8 | Составление предложений, текста по сюжетной картинке. Штриховка | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. |
9 | Работа над словообразованием. Составление связного рассказа. Штриховка | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) |
10 | Чтение слов. развитие речи. Пересказ. Штриховка | Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос) |
Тематический план занятий “Что меня окружает”
№ | Название темы | |
1 | Мир вокруг нас. Мой адрес. Моя семья | Познакомиться с учителем. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи |
2 | Лес и мир животных. Дикие животные. Деревья. Правила поведения в природе | Группировать по названиям известные дикорастущие растения и диких животных. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях |
3 | 8 марта – Международный женский день. Забота о близких | Приводить примеры заботы о членах семьи. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста |
4 | Домашние животные. Забота о животных. | Группировать по названиям известные домашние животные. |
5 | Овощи. Фрукты. расширение представления о культурных растениях. Разгадывание загадок | Группировать по названиям известные культурные растения. |
6 | Времена года. Счет времени. Часы. | Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года |
7 | Дом (посуда, одежда, обувь, мебель) | Группировать, систематизировать предметы по назначению, использованию в доме |
8 | Солнечная система. Луна – спутник Земли. Космос. | Знакомство с космическими телами. |
9 | Профессии людей | Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни |
10 | Транспорт. Виды транспорта, классификация, объединение. Правила поведения на дорогах. | Характеризовать разные виды транспорта. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения |
Литература.
- Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
- Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
- Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
- Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
- Электронный ресурс. http://www.vscolu.info Электронная газета “Кораблик”
- Рисунки для раскрашивания с сайта http://www.solnet.ee/
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование занятий в “Малышкиной школе” ___________ учебный год
№ | дата | ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ | ||
Окружающий мир | Обучение грамоте | Занимательная математика | ||
1 | 19.02 | День знакомств | ||
Мир вокруг нас. Мой адрес. Моя семья | Речь. Для чего нужна речь. Речь устная и письменная. Обводка по контуру. | Счет. Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач. | ||
2. | 26.02 | Сказка “Колобок” | ||
Лес и мир животных. Дикие животные. Деревья. Правила поведения в природе | Слова в предложении. Предложение и слово. Раскрашивание и штриховка | Счет в прямом и обратном порядке. Пространственная ориентировка. Развитие внимания |
||
3 | 05.03 | Праздник бабушек и мам | ||
8 марта – Международный женский день. Забота о близких | Деление слов на слоги. Ударение. Обводка по контуру. Штриховка | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач. Решение примеров вида +1; -1. | ||
4 | 12.03 | С.Маршак “Кошкин дом” | ||
Домашние животные. Забота о животных. | Учимся слышать звуки и называть их. Росчерки. Штриховка | Счет предметов. Геометрические фигуры. Логическая закономерность. Решение стихотворных задач. | ||
5 | 19.03 | Д.Родари “Чиполлино” | ||
Овощи. Фрукты. расширение представления о культурных растениях. Разгадывание загадок | Буквы, обозначающие гласные звуки. Печатание букв. Разучивание чистоговорок. | Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги в клетку. |
||
6 | 26.03 | С.Маршак “Двенадцать месяцев” | ||
Времена года. Счет времени. Часы. | Согласные звуки. Разучивание чистоговорок. Рисование по образцу. Штриховка | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | ||
7 | 02.04 | К.Чуковский “Федорино горе” | ||
Дом (посуда, одежда, обувь, мебель) | Слияние согласного звука с гласным. Отгадывание загадок. Штриховка | Сравнение количества предметов на наглядной основе. | ||
8 | 09.04 | Н.Носов “Путешествие Незнайки на Луну” | ||
Солнечная система. Луна – спутник Земли. Космос | Составление предложений, текста по сюжетной картинке. Штриховка | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | ||
9 | 16.04 | К.Чуковский “Доктор Айболит” | ||
Профессии людей | Работа над словообразованием. Составление связного рассказа. Штриховка | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много | ||
10 | 23.04 | “По щучьему веленью” | ||
Транспорт. Виды транспорта, классификация, объединение. Правила поведения на дорогах. | Чтение слов. развитие речи. Пересказ. Штриховка | Решение логических задач. Счет предметов. Сравнение групп предметов, уравнивание | ||
11 | 30.04 | Итоговое занятие | ||
Скоро в школу! |