Цели:
Образовательные:
- Познакомить с изобразительно-выразительными средствами стихотворения.
- Повторить и обобщить знания об имени существительном.
- Выработать навыки выразительного чтения стихотворений.
Развивающие:
- Формировать интерес к предмету, развивать творческие способности учащихся.
- Прививать детям навыки творческого создания текста.
- Развивать воображение, творческое мышление.
- Развивать устную речь учащихся.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к родному краю, к литературе, искусству.
- Дать понятия нравственных качеств личности.
- Умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, оказывать взаимопомощь, поддержку.
Формирование УУД:
Личностные УУД
- Любовь к Родине, малой Родине
- Уважение ценностей семьи
Познавательные УУД
- Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
- Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки.)
- Структурируют знания.
- Осознано строят высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД
- Оценивают достигнутый результат.
- Составляют план и последовательность действий
Коммуникативные УУД
- Умеют слышать и слушать друг друга.
- Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
- Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.
- Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
“Чувство Родины – основное в моем творчестве”
С. Есенин.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. Введение в тему урока.
(2 мин.)
Звучит фонограмма песни, а дети смотрят слайд-шоу презентации Песня “Под окошком месяц” (Слайд 3) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться со стихотворениями талантливого, всеми любимого русского поэта С.А. Есенина. – С какими стихотворениями вы уже познакомились? Прочитайте отрывки из самых любимых стихотворений С.Есенина (ваше д/з). Какой теме посвящены эти стихотворения? (Тема природы, детства.) – А теперь давайте мысленно перенесемся в деревню, представим раскидистые тополя, липовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом воздухе едва уловим аромат полевых цветов. Послушайте песню, посмотрите на презентацию и постарайтесь ответить на вопрос, а какой теме будет посвящено наше сегодняшнее стихотворение? Обобщение: действительно, сегодня мы поговорим о Родине (обращаем внимание на слова Есенина о Родине (на слайде). – А как вы понимаете: что такое Родина? (Работа со схемой.) Приложение 2 |
Дети отвечают на вопросы. Чтение отрывков стихотворений наизусть. Прослушивание песни, ответы на вопросы. Схема Родина – это… |
Целеполагание. (2–3 мин.)
Правила работы и оценивания. 1. Познакомиться со стихотворением Есенина “Я покинул родимый дом”.
(Слайд 25) – Сегодня наша работа будет строиться по группам. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Группы по цвету. – Оценивание работы групп – листочки на дереве. Какие деревья особенно любил Есенин? Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, к родной природе. Проблемный вопрос: Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении? |
Дети сами определяют задачи урока.
Учащиеся называют правила работы в группе. |
Проблемный вопрос. Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении? |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ…) |
Изучение нового материала.
Физкультминутка. 1. Сегодня на уроке вы заполните
кластер (схему) тропов, который будет вашим пособием при анализе
выразительных средств других стихотворений. Найдите в словаре значение
слова ТРОПЫ. Задание детям: в своем отрывке,
который вы разгадывали, подчеркните, сколько раз встречается
№ 3. Вывод: С помощью этих звуков создается мелодичность,
плавность и гибкость стихотворения.
Задание на карточках: найти в тексте имя собственное, определите все признаки имени существительного, сделав его разбор. Карточка № 5. 32. Какой образ отца рисует Есенин? Он очень стар? ВЫВОД: Тема родины и родного дома очень тесно связаны у Есенина. |
Знакомство со схемой – кластером. Какие выразительные средства вам уже знакомы? С/Р ребят
Грустное, мелодичное Тема дома, тема Родины Поэт не уезжал из России. Он покинул Родные места, Рязанскую землю,
село Константиново. В переносном. Голова клена, листьев дождь. Метафора. Олицетворение. Клен стережет. Фонетика Гласные и согласные. Печаль Синтаксис. Морфемика. ПЛАСТ |
Обобщение материала. 1. В чем проявляется авторское мастерство в изображении
родного дома? Родины? И любви к ним? Посмотрите на ваши кластеры: Какие
изобразительно-выразительные средства использует Есенин? (Проверка
кластера). |
(ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ…) (Наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.) |
Рефлексия. (1 мин.) Слова стихотворений Есенина стали словами многих песен. Одну из них мы сегодня слышали, и закончить урок сегодня мы хотим прослушиваем чтения этого стихотворения самим автором С.Есениным. |
|
Подведение итогов занятия, информация о домашнем
задании. (1 мин.) Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, по желанию – выучить наизусть. В третьей строфе найти предложение (Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге.) и сделать его полный разбор. |