Развитие ритмико-интонационной структуры устной речи детей с нарушениями слуха осуществляется при использовании комплексного подхода с применением двигательного моделирования интонационных структур, специальных упражнений под музыкальное сопровождение. Отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность, словесное ударение и т.д.) и многие звуки русского языка обучающихся с нарушениями речи и слуха на первоначальном этапе наиболее эффективно с использованием компьютерных тренажеров и компьютерных программ.
На фронтальных занятиях в слуховом кабинете принципиальное значение придается целенаправленной работе по формированию у школьников ритмико-интонационной структуры как важнейшей характеристики звучащей речи. У учащихся развивается восприятие и воспроизведение основных интонационных структур (паузация, темп, громкость, ритмическая и мелодическая структура речи), умение говорить в нормальном темпе и изменять его, произносить слова и фразы слитно и делить фразы паузами на смысловые синтагмы, выделять словесное ударение, интонационный центр во фразах, представляющих различные интонационные конструкции.
Система работы над ритмом с использованием компьютерного тренажера «Дельфа – 130» помогает ребенку постепенно овладеть навыком правильного словесного ударения, которое является существенным условием внятности, разборчивости, естественности звучания речи. Сформировать словесное ударение на основе ритма помогают такие виды работ, как:
- определение на слух ритма в рядах слогов, его воспроизведение и изображение;
- определение количества слогов и ударного слога в ритме;
- подбор слов к определенному ритму.
На первоначальном этапе при формировании произносительных навыков неслышащих обучающихся, а именно, при работе над слитностью речи можно привести фрагмент фронтального занятия в слуховом кабинете по формированию речи с обучающимися 1 класса с использованием компьютерного тренажера «Дельфа – 130»
Тема: Работа над слитностью речи
Цели: 1. Отрабатывать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз;
2. Формировать умение произносить слова слитно, без призвуков, в темпе, приближающемся к нормальному;
3.Автоматизировать произносительные навыки.
Оборудование: компьютерный тренажер «Дэльфа – 130», таблички
Ход занятия:
( учащиеся стоят полукругом на ковре)
1. Приветствие.
У: Поздоровайтесь с гостями Д: Привет
2. Дыхательные упражнения
(отработка правильного диафрагмального дыхания, закрепление понятий вдох – носом, выдох – ртом)
Руки у учащихся на животе, дышат вместе с учителем сопряженно, затем по одному, учитель контролирует.
У: сядьте (ученики садятся у компьютера на стульчики)
Д: я сел
На компьютере упражнение «Чашка чая».
Подуй на чай |
(дуют вместе на чай)
У: Кто хочет?
Д: я хочу, можно я?
( ученики по очереди дуют на чай в микрофон)
1. Упражнение «Елочка» (работа над длительностью выдоха)
У:
Зажги елочку |
ПА_______________________________________
ПО_______________________________________
ПУ________________________________________
(вместе с учителем зажигают елочку, елочка загорается)
У: кто хочет сам попробовать?
Д: я хочу можно я?
Д: ПА________ (зажигает елочку)
ПО________(зажигает елочку)
ПУ_________(зажигает елочку)
2. Упражнение «Бабочка» (работа над слитностью).
У: Это
Бабочка |
У: Бабочка летает
ПАПАПАПАПА
ПОПОПОПОПО
ПУПУПУПУПУ
(сопряженно произносят слоги в микрофон, бабочка порхает)
У: Кто хочет сам?
Д: я хочу ПАПАПАПАПА (ПОПОПОПОПО, ПУПУПУПУПУ), (в микрофон по одному)
У: Кто это? (картинка папы)
Д: папа (Говорят в микрофон, бабочка порхает, если говорят слитно)
У: Где папа?
Вот папа |
Папа вот |
Д:
Папа читает |
У:
(сначала читают по табличке, потом произносят слитно самостоятельно в микрофон, смотрят на бабочку)
Работа над различными речевыми ритмами проводится в определённой системе: только после усвоения и закрепления ритмической структуры слов с последующим выполнением заданий (называние слов определенного ритмического контура, отхлопывание, отстукивание и изображение ритмов, чтение слов и т.д.) можно переходить к работе над ритмической структурой более сложного речевого материала (ритмы словосочетаний, коротких и длинных фраз, текстов). Работу над речевым материалом мы начинаем с постепенного введения простейших слогосочетаний, состоящих из 2-3 слогов: ТАТА, ТАТА; ТАТАТА, ТАТАТА, ТАТАТА. После того, как учащиеся научатся по подражанию различать и воспроизводить данные ритмы слухо-зрительно и на слух, вводится графическое обозначение (ÈÈ), а затем воспроизведение ритма с помощью выполнения различных заданий (отхлопай, отстучи, напиши, изобрази движением, изобрази на кларнете, бубне, барабане, флейте) и последующим отчетом об их выполнении (…отхлопал (а) ритм на флейте и т.д.).
Можно использовать следующие приемы учителем для активизации речевого общения с помощью упражнения на тренажере «Речевая волна»:
- умение анализировать речевые ритмы способствует более качественному усвоению младшими школьниками грамматического строя языка. Например, они объясняют так: «В ритме … слогов: ударных …, безударных …; ударные слоги …, …». В дальнейшем такой анализ легко переносится на любой речевой материал. Например: в слове … или в словосочетании …, или в предложении …, или в стихотворной строчке …;
- перевод на ритмическую основу труднопроизносимого речевого материала может быть использован и как один из приемов исправления недостатков произношения, так как речевые ритмы доступны для восприятия и воспроизведения любой возрастной группе таких учащихся.
На начальном этапе обучения произношению, где ребенок еще слабо владеет произносительными навыками и идет временная замена фонем на основе концентрического метода, можно рекомендовать учителю часто использовать в своей работе ритмическую структуру устной речи, а в дальнейшем, - по мере необходимости при введении сложного речевого материала. Например, ребенок произносит слово «разноцветные» с ошибками в словесном ударении и слитности, а в слове «к обеду» допускает произносительную ошибку на стыке слова с предлогом. Следовательно, эти слова необходимо изобразить ритмом и заставить произнести заново:
- ритмическая структура речи также помогает развитию правильного речевого дыхания и исправлению недостатков голоса (наращивание ритмической строчки, начиная с 3-х – 5 слогов и кончая 12; составление ритма из автоматизированных гласных и согласных звуков, доступных в произнесении, чтение ритма стихотворных куплетов, выдерживание тона на различных гласных, введенных в ритмическую строчку и т.д.).
Приведем пример фронтального занятия в слуховом кабинете с обучающимися 1 класса по теме: Степень звучания речевых сигналов (тихо/громко)
Цели: формировать умение различать на слух степень интенсивности (громко – тихо) звучания речевых сигналов: слогов, слогосочетаний, реагировать на предъявленные стимулы движениями и голосом, воспроизводить внятно, реализуя произносительные возможности, речевой материал урока.
Оборудование: сурдо-логопедический тренажер «Дэльфа – 130», таблички, звучащие игрушки: барабан.
Ход занятия:
I. Фонетическая ритмика
(Дети в индивидуальных слуховых аппаратах стоят полукругом на ковре).
1. Дыхательные упражнения:
а). диафрагмальное дыхание
- вдох через нос (обе руки на животе, брюшная стенка вперед)
- выдох через рот.
б). фонационные упражнения
ф_____ф______ф______ (кратко)
па____________________(долго)
- Сядьте на ковер у: я сел (а)
2. Работа над длительностью звука:
а) Пение гласных с элементами фонетической ритмики
а_______________
о___________________
у___________________
3. Работа над слитностью:
а). фонетическая ритмика
па________________ па – па (кулаками в стороны)
по________________ по – по (наклоны)
пу________________ пу – пу (кулаками, руки вперед
(2 раза с движениями, 1 раз без движений, 1 раз инд-но)
- Скажи слитно
У: папопу
II. Работа на тренажере.
- Встаньте, сядьте на стульчики. (дети садятся к монитору на стульчики)
- Давайте поиграем. Хотите?
У: да
1. Тренажер (Ёлочка)
- Посмотрите на экран
- Что это?
У: ёлочка
- Давайте все вместе подуем и зажжем елочку (все вместе дуют в микрофон)
- А кто хочет сам зажечь елочку?
У: Можно я? А_____________
У: Я хочу
2. Тренажер (Бабочка)
- Посмотрите на экран, повторите слитно - папопу - (образец учителя)
У: Я хочу Можно я?
III. Оргмомент.
- Встаньте, идите на место
- Сядьте
У: Я сел(а)
- Дима, возьми карточку, работай самостоятельно ( ученик работает сам – но по карточке)
- Снимите аппараты
У: Я снял(а) аппараты
- Наденьте наушники
У: Я надел(а) наушники
- папапа, вы слышите?
У: да
- Слушайте имя
Милана, ты слышишь?
Дима, ты готов?
IV. Различение на слух степени интенсивности неречевых сигналов.
( за ширмой)
1. - Послушайте, что звучит? (играет на барабане)
У: Я узнал, это барабан
- Послушайте, как звучит барабан? Приготовьте руки
(учитель за ширмой играет на барабане, ученики воспроизводят движениями и голосом ПАПАПА или папапа)
- Как звучало?
У: громко/тихо (поднимают табличку)
(тренировка на слух громко/тихо)
2. Работа с «маленьким учителем».
- Иди сюда, Милана, играй громко
- Как играла Милана?
У: громко
3. Воспроизведение на музыкальных инструментах (флейтах)
- Возьмите флейты
У: Где взять?
- Дежурный, возьми флейты в шкафу и раздай ребятам
(раздает флейты)
-Эля, попроси флейту у меня
- Послушайте, как я играю (играет за ширмой на барабане громко)
- Возьмите флейты, сыграйте также (играют на флейтах громко или тихо).
- Молодцы, положите флейты справа
IV. Различение на слух степени интенсивности речевых звучаний:слогов, слогосочетаний.
(учитель стучит за ширмой на барабане)
- Вы слышите, кто-то стучит. Кто там?
(из-за ширмы появляется игрушка бегемота)
- Кто это?
У: Это бегемот.
(на доске) мот мот мот бегемот
Вот бегемот.
- Послушайте Вот бегемот.
Тренажер (бегемот)
- Там бегемот
Бегемот говорит громко ПАПАПА
Бегемот говорит тихо папапа
- Кто хочет сказать громко/тихо?
- Послушайте, как я скажу (за экраном ПАПАПА/папапа)
- Повторите.
(слуховая тренировка)
- Где бегемот?
У: Вот бегемот (на доске)
Там бегемот
- Где живет бегемот?
У: В Африке, в воде
(игрушка «бегемот» говорит на ухо учителю)
- Бегемот мне сказал, что все ребята «Молодцы»
- Давайте попрощаемся с бегемотом
У: До свидания, пока
V. Итог занятия.
- Встаньте, снимите наушники, наденьте аппараты.
- Идите на перемену. Урок окончен.
Наиболее выразителен ритм стихотворного текста, на который автоматически переносятся словесное и логическое ударения, паузы, плавное и слитное чтение в нормальном темпе с каждой стихотворной строчки. На первоначальном этапе мы предлагаем ученикам текст и ритм в готовом нотированном виде. Вся работа проводится по образцу и подражанию. Далее при работе над простым четверостишием мы начинаем формировать умения и навыки по нотированию текста и составлению стихотворного ритма, выразительному чтению и разучиванию стихотворений. Более сложная работа продолжается на последующем этапе. Например, запись первого четверостишия С.Я.Маршака «Песня о елке» и его ритма будет выглядеть следующим образом:
Что растет на елке? ТАТАТАТАТАТА
Шишки да иголки. ТАТАТАТАТАТА
Разноцветные шары ТАТАТАТАТАТАТА
Не растут на елке. ТАТАТАТАТАТА
Сначала ученики читают каждую строчку данного четверостишия, сопровождая её отхлопыванием, потом составляют ритм и изображают его графически на экране монитора. А затем мы работаем над выразительным чтением стихотворного ритма слухо-зрительно и на слух в следующей последовательности:
- образец учителя;
- сопряженное чтение, сопровождаемое сначала хлопками, потом дирижированием;
- фронтальное чтение под дирижирование учителя;
- индивидуальное чтение;
- восприятие какой-либо строчки на слух и её воспроизведение.
Только после того, как воспроизведение ритма путем «татакирования» будет доведено до автоматизма, ученики переходят к чтению нотированного текста: сначала читают строчку ритма, а потом соответствующую строчку текста. Вся работа строится с использованием упражнения «Речевая волна-2» на компьютерном тренажере. Аналогичная работа проводится над другими четверостишиями данного стихотворения.
Опыт применения самых современных компьютерных тренажеров показывает, что, работая только с ними, нельзя решить всех проблем формирования правильного произношения. Однако их использование, особенно при работе с детьми, делает занятия привлекательными, обеспечивая необходимый психологический и эмоциональный настрой.