Устный журнал на тему "В.И. Вернадский – основоположник науки о биосфере и ее эволюции"

Разделы: Биология, Экология


Биосфера – это среда нашей жизни, это та
природа, которая нас окружает, о которой мы
говорим в разговорном языке. Человек – прежде
всего – своим дыханием, проявлением своих
функций, неразрывно связан с этой «природой»,
хотя бы он жил в городе или в уединенном
домике.
В. И. Вернадский

Цель:
Способствовать расширению и дополнению знаний обучающихся о жизни и эволюционном учении В.И. Вернадского.

Задачи:
Дополнить первоначальные знания обучающихся о биосфере и ноосфере;
Создать предпосылки у обучающихся, для формирования чувства патриотизма и уважения к русским ученым (на жизненном примере В.И. Вернадского);
Помогать выработке навыков  самостоятельной работы с дополнительной литературой у обучающихся;
Формировать у обучающихся научного мировоззрения;

Ход:

Учитель: Вы знаете имя крупнейшего ученого В.И. Вернадского, на уроках биологии  мы изучаем темы – связанные с эволюцией биосферы, основоположником этого учения  является В.И. Вернадский.
Наш устный журнал будет посвящен этому крупнейшему ученому 20 века, на нашем мероприятии  мы расширим свои знания о нем и его учении. Эпиграфом журнала,  являются слова В.И. Вернадского о биосфере.
Наш  журнал имеет страницы, на которых раскрываются:
1-Биографические данные;
2-Научное наследие В.И. Вернадского
а)Учение В.И. Вернадского о биосфере;
б)Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
3-Интересные факты, неизвестные страницы биографии;
4-Дело В.И. Вернадского в наши дни.
Вы готовили материал,  который сейчас представите.
И так – Первая страница журнала : Биография ученого. (http://to-name.ru/biography/vladimir-vernadskij.htm )

Обучающийся :
  Семья, детские годы и учеба Вернадского.
Владимир Иванович Вернадский родился.12 марта (28 февраля по старому стилю) 1863 года, в Санкт-Петербурге. Он был родом из дворянской семьи, сын экономиста и профессора Ивана Васильевича Вернадского и первой российской женщины-политэконома Марии Николаевны Вернадской, урожденной Шигаевой. (смотри слайд №2)
В 1873-1880 годах В. Вернадский учился в гимназиях Харькова и Петербурга, в 1881-1885 — на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета.
Его научным руководителем был Василий Васильевич Докучаев, под его влиянием Вернадский занялся динамической минералогией и кристаллографией.
В.И. Вернадский занимал активную гражданскую позицию, участвовал в студенческих волнениях 1882 г..
В 1886 году Владимир Вернадский женился на Наталье Егоровне, дочери члена Государственного совета Е. П. Старицкого.
Обучающийся :                 Начало творческого пути Вернадского.
В 1885-1888 годах Владимир Иванович Вернадский — хранитель Минералогического кабинета Петербургского университета; в 1888-1891 в лучших лабораториях Италии, Германии, Франции и Великобритании он готовил диссертацию «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах». В 1890-1998 — приват-доцент Московского университета; защитил докторскую диссертацию «Явление скольжения кристаллического вещества». (смотри слайд №3)

Обучающийся:  Общественное и научное признание.
С начала 20 века В.И. Вернадский занимал видное место в научном сообществе и политической жизни России. Он поддерживал активные научные и личные связи с учеными всего мира, вплоть до Японии. В 1898-1911 — профессор Московского университета, помощник ректора в этом же университете, один из создателей и преподавателей Московского университета имени Шанявского.
Обучающийся:     В 1906 Владимира Вернадского избрали адъюнктом Императорской Академии наук и назначили заведующим минералогическим отделом Геологического музея имени Петра Великого, в 1908 он был избран экстраординарным академиком, в 1912 — ординарным академиком, в 1914 — директором Минералогического и Геологического музея АН, в 1915 — председателем Комиссии по изучению производительных сил России (КЕПС), созданной во многом по его инициативе. Из КЕПС впоследствии образовались институты: керамический, радиевый оптический, физико-химический, платины и другие
Обучающийся:Революция и гражданская война.
После Февральской революции Владимир Иванович Вернадский — председатель Ученого комитета Министерства земледелия, председатель Комиссии по ученым учреждениям и научным предприятиям, товарищ министра народного просвещения. Он активно участвовал в организации Свободной ассоциации для развития и распространения положительных наук, в разработке планов создания университетов, научно-исследовательских институтов и академий. После Октябрьской революции Вернадский вошел в состав Малого совета министров, объявившего Советское правительство незаконным. Скрываясь от ареста, уехал на юг России, где пережил все ужасы многократной смены властей.
Обучающийся: В годы Гражданской войны В.И. Вернадский был президентом созданной им совместно с Н. П. Василенко Украинской АН (1919), ректором Таврического университета. Вернувшись в 1921 в Петроград, где он был арестован на короткое время, занимался созданием Радиевого института и его руководством, Комиссией по истории знаний. Он вел интенсивные биогеохимические исследования и готовил большую рукопись «Живое вещество», изданную только в 1978 году, публиковал книжечки «Химический состав живого вещества» (1922) и «Начало и вечность жизни» (1922).  (смотри слайд №4)
Обучающийся : Затянувшаяся командировка и возвращение на Родину.
В 1922-1926 он находился за границей, где читал курс лекций в Сорбонне, работал в Минералогической лаборатории Музея естественной истории и Радиевом институте имени Пьера Кюри. Он старался найти средства для организации Международного института по изучению живого вещества и в 1924 опубликовал на французском языке «Очерки геохимии», в которых впервые изложил свои биогеохимические воззрения в виде монографии.
В 1926 Владимир возвратился в Советскую Россию, в том же году опубликовал знаменитую книгу «Биосфера», создал Биогеохимическую лабораторию (1928). В возглавляемом им Радиевом институте в 1938 году начал работать первый в нашей стране циклотрон. Он был одним из инициаторов развертывания работ по интенсивному изучению атомного ядра с целью использования энергии радиоактивного распада.
Учитель: Спасибо за выступление и первая страница закрывается. Переворачиваем следующую страницу – которая знакомит нас с наследием В.И. Вернадского. И первая часть этой страницы, это В.И. Вернадский-основоположник учения о биосфере. (смотри слайд №5)
Все живые существа планеты взаимодействуют с внешней средой и изменяют - такие представления возникли давно на основе наблюдений природных явлений. Французский ученый Ж.Б. Ламарк отмечал, что все живые организмы, бесконечно разнообразные и многочисленные, с непрерывно сменяющимися поколениями, в результате своей жизнедеятельности принимают активное участие в формировании поверхности Земли.
Работы Ж.Б. Ламарка положили начало представлениям о существовании на нашей планете особого пространства, заселенного живыми организмами и преобразуемого ими.
Термин биосфера был предложен в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом. Однако он не разработал представлений о биосфере и не дал введенному термину точного определения.

Обучающийся: Творчески развил идеи своих предшественников русский геохимик В.И. Вернадский (1863 - 1945), основоположник науки биогеохимии, создатель учения о биосфере.
По В.И. Вернадскому, биосфера - оболочка Земли, состав, структура и характеристики которой обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. По Вернадскому - Биосфера - сфера единства живого и косного (неживого) вещества ("живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов, в ней живущих" - определение Вернадского). Помимо живых и косных природных тел в биосфере существуют биокосные природные тела, такие как почва, поверхностные воды и т.п.
Обучающийся: Взгляды В.И. Вернадского о происхождении жизни менялись на протяжении его жизни. Он писал: "...возможно допустить два противоположных представления:

  1. жизнь на Земле появилась в пределах геологического времени,
  2. она существовала во времена самых древних архейских пород, нам известных".

Позже Вернадский ставил общий вопрос: присуща ли жизнь только планетам или она отражает явления космического масштаба? И он же отвечает: "Научно отбросить даже такое допущение (о жизни в Космосе) мы не можем. Так далеки мы от научного понимания жизни... Вопрос о жизни в Космосе должен сейчас быть поставлен и в науке".

Обучающийся: Живое вещество непрерывно эволюционирует. И в этой эволюции четко прослеживается процесс постепенного развития и усложнения центральной нервной системы. Вернадский пишет: "Раз достигнутый в процессе эволюции уровень развития мозга не идет уже вспять, только вперед".
Приходит очередь человека. Человечество изобретает (а может, развивает?) сначала земледелие, затем скотоводство, перестраивает биоценозы и вовлекает в биогеохимические циклы запасы (остатки) былых биосфер. В книге "Живое вещество" Вернадский отмечает: "Измененная культурой земная поверхность не есть что-то чуждое Природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное проявление жизни как природного явления".
Эволюционный процесс биосферы - это объективный процесс и в нем участвует новая геологическая сила - научная мысль социального человечества.

Обучающийся: В сжатом виде идеи В. И. Вернадского об эволюции  биосферы  могут  быть
сформулированы следующим образом:
1. Вначале сформировалась литосфера – предвестник окружающей среды, а  затем после появления жизни на суше – биосфера.
2. В  течение  всей  геологической  истории  Земли  никогда  не  наблюдались азойные  геологические  эпохи  (т.е.  лишенные   жизни).   Следовательно, современное живое вещество генетически связано с живым веществом  прошлых геологических эпох.
3. Живые организмы – главный фактор миграции химических элементов  в  земной коре,  «по  крайней  мере,  90%  по  весу  массы  ее  вещества  в   своих существенных чертах обусловлено жизнью». (В. Вернадский)
4. Грандиозный геологический эффект  деятельности  обусловлен  тем,  что  их количество бесконечно  велико  и  действуют  они  практически  в  течение бесконечно большого промежутка времени.
5.  Основным  движущим  фактором  развития  процессов  в  биосфере  является биохимическая энергия живого вещества. http://www.ref.by/refs/97/22402/1.html

Учитель: В целом учение  Вернадского  о  биосфере  заложило  основы  современных
представлений о  взаимосвязи  и  взаимодействии  живой  и  неживой  природы. Практическое значение учения о биосфере  огромно.  В  наши  дни  оно  служит естественнонаучной  основой  рационального   природопользования   и   охраны окружающей природной среды. Венцом творчества В. И. Вернадского стало  учение  о  ноосфере,  т.  е. сфере разума. И следующая часть страницы о научном наследии,  рассказывает о ноосфере. (смотри слайд №6)

Обучающийся:  Вернадский, анализируя геологическую  историю  Земли,  утверждает,  что
наблюдается переход биосферы в новое состояние – в  ноосферу  под  действием новой геологической  силы,  научной  мысли  человечества.  Однако  в  трудах Вернадского  нет  законченного  и  непротиворечивого   толкования   сущности материальной ноосферы как  преобразованной  биосферы.  В  одних  случаях  он писал о ноосфере в будущем времени  (она  еще  не  наступила),  в  других  в настоящем (мы входим в нее),  а  иногда  связывал  формирование  ноосферы  с появлением   человека   разумного   или   с   возникновением   промышленного производства. Надо заметить, что  когда  в  качестве  минералога  Вернадский писал о геологической деятельности человека, он еще  не  употреблял  понятий “ноосфера” и даже “биосфера”. О формировании на Земле ноосферы  он  наиболее подробно  писал  в  незавершенной  работе  “Научная  мысль   как   планетное явление”, но преимущественно с точки зрения истории науки.

Обучающийся:
Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно  ответить  на  поставленный  вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых  для  становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:
заселение человеком всей планеты;
резкое преобразование средств связи и обмена между странами;
усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли;
начало преобладания геологической роли человека над  другими  геологическими процессами, протекающими в биосфере;
расширение границ биосферы и выход в космос;
открытие новых источников энергии;
равенство людей всех рас и религий;

Обучающийся: Центральной темой  учения  о  ноосфере  является  единство  биосферы  и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает  корни  этого  единства, значение организованности биосферы в развитии  человечества.  Это  позволяет понять  место  и  роль  исторического  развития человечества  в  эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Обучающийся: Одной из  ключевых  идей,  лежащих  в  основе  теории  Вернадского  о ноосфере,  является  то,  что  человек  не  является  самодостаточным  живым существом,  живущим  отдельно  по  своим  законам,  он  сосуществует  внутри природы  и  является  частью  ее.  Это  единство  обусловлено  прежде  всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека,  которую  пытался показать  Вернадский  как  биогеохимик.  Человечество  само  по  себе   есть природное явление и естественно, что влияние биосферы  сказывается не  только на среде жизни, но и на образе мысли. http://www.ref.by/refs/97/22402/1.html

Обучающийся:  Интересные факты.
Банк России выпустил памятную монету «Владимир Иванович Вернадский» к 130-летию со дня рождения в серии «Выдающиеся личности России».

Обучающийся: Неизвестные страницы биографии В.И.Вернадского
В.И.Вернадскому приписывается создание учения о ноосфере, что не соответствует истине. Термин “ноосфера” впервые предложили французские ученые Е. ле Руа и Т. Де Шарден, теории же не создано до сих пор. Заслуги Вернадского в другом. Его труды содействовали увеличению в ХХ в биогенной миграции четвертой формы, связанной с сознательной деятельностью человека. Вклад Вернадского в дело овладения ядерными силами заставил его задуматься о совершенствования социального контроля над этими силами. Вернадский в начале прошлого века первым осознал масштабы скрытых в ядерном ядре сил. В 1913 г ученый предпринял попытку остановить Первую Мировую войну. Для этого по его инициативе была начата программа создания ядерного оружия на деньги, предоставленные Российской Академией Наук, миллионерами Рябушинскими и, впоследствии, Главным штабом. Возможность выхода России на новый уровень военной технологии заставил врагов страны ускорить крах октября 1917 г. В дальнейшем, после возвращения из эмиграции, Вернадский стал консультантом правительства Сталина. Под руководством Вернадского были созданы основные институты, ставшие костяком системы ВПК и были заложены основы создания ядерного оружия. Размышления Вернадского о ноосфере дополняли его прикладные работы. Философия ученого состояла в том, что чем большими разрушительными силами овладевает человечество, тем совершеннее должны стать механизмы социального контроля над этими силами.

Учитель: И наша последняя страница журнала-5-Дело В.И. Вернадского в наши дни. (http://www.saturn-data.com)

Обучающийся:  Дело В.И. Вернадского продолжается в наши дни и подтверждение этому XXV Киевский международный       симпозиум по науковедению и истории науки проходивший 18-19 октября 2012 года. (смотри слайд № 8)

“Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя”,
Владимир Иванович Вернадский
(28 февраля 1863 - 6 января 1945)
По мнению Шерстюк Р.В.: «-Есть мыслители, влияние научной и философской деятельности которых выходит далеко за пределы конкретных наук и профильных дисциплин, за рамки своего времени. Так, как это может показаться ни странным, каждый уважающий себя современный руководитель, ТОП-менеджер, специалист будь-то предприятия по добыче полезных ископаемых, банка, ИТ компании или любой другой сферы человеческой деятельности, должен ознакомиться с философским содержанием идей Владимира Ивановича Вернадского, которые затрагивают основы персональной ответственности за результаты человеческого воздействия на окружающую нас природу, технику, технологии, информацию, будущее».

  Обучающийся:  18-19 октября 2012 года в Киеве по инициативе Национальной академии наук Украины , Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М. Доброва НАН Украины, Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, Института экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины, Научного совета по науковедению при Международной ассоциации академий наук состоялся XXV Киевский международный симпозиум по науковедению и истории науки “Творческое наследие В. И. Вернадского в исследовании науки и ее организации: из прошлого через настоящее — в будущее“. КомпаниюSaturn® Data International на симпозиуме представлял президент компании.

   Обучающийся: Симпозиум является преддверием большого числа событий, посвященных 150-летнему юбилею великого ученого, которые будут проходить в ближайшие два года как в Украине, России, Казахстане, США, так и других странах мира.

На заседании выступили:

  • с докладом “Творческая жизнь В.И.Вернадского: научные принципы и исторические уроки“ Малицкий Б.А., д.э.н., проф., заслуженный деятель науки и техники Украины,  директор ЦИПИН им. Г.М. Доброва НАН Украины;
  • с докладом “В.И.Вернадский и первый Институт истории науки и техники“ Батурин Ю.М., лётчик-космонавт России, член-корреспондент РАН, директор Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН;
  • и ряд других видных ученых.

 

 

 

 

Учитель: Сегодня мы с вами расширили свои знания о творческом пути В.И. Вернадского, его взглядах на эволюцию биосферы и ноосферы. Эти знания пригодятся нам и  в дальнейшем. В.И. Вернадским был русским ученым, но его учение знают все – нам стоит гордиться русскими учеными, принесшим славу себе и России, и, конечно же, В.И. Вернадским. (смотри слайд № 9) В честь выдающегося ученого, в настоящее время названы проспекты, станции метро, есть университет имени В.И. Вернадского, памятники.

Презентация