Методическая тема занятия. Транспорт. Заучивание стихотворения М. Манаковой «Транспорт» с помощью мнемосхем - «волшебных колечек».
Тема занятия, называемая детям. Заучивание стихотворения «Транспорт».
Составила: учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 14 «Василёк» г. Рубцовска Алтайского края, Митина Вера Борисовна.
Образовательная область – коммуникация.
Пояснительная записка. Данное занятие продолжает знакомить детей с окружающим миром, с разнообразными видами транспорта, а использование «волшебных колечек» (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 49 г. Великий Новгород Довальтер Т. И.) - своеобразных мнемосхем – повышает интерес и облегчает запоминание.
Этапы работы с «волшебными колечками»:
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
2 этап. Выразительное чтение стиха.
3 этап. Разбивание стихотворения на части.
4 этап. Чтение данной строки для каждой части сопровождается надеванием
« колечка».
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи колечек.
Каждый этап работы отмечен карточкой – символом этапов работы, что помогает детям планировать предстоящую работу, а в конце подводить итог проделанной работы.
Игра на планах – макетах очень нравится детям, позволяет в игровой форме закреплять понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов.
Место занятия в образовательной программе: закрепляющее коррекционно – развивающее занятие по ознакомлению с окружающим, социальному развитию и развитию речи для детей подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк» г. Рубцовск, проведённое согласно образовательной программы.
Форма организации детей: подгрупповая.
Формы организации совместной деятельности: работа с календарём, игра - путешествие на плане - макете, заучивание стихотворения с помощью мнемосхем – «волшебных колечек».
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы.
Цель: заучивание стихотворения М. Манаковой «Транспорт» с помощью мнемосхем - «волшебные колечки».
Задачи:
Образовательная область «Коммуникация»: закреплять активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт».
Развивать умение строить полные ответы.
Способствовать практическому использованию в речи приставочных глаголов от глагола ехать (с наглядной опорой).
Развивать слуховое внимание.
Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность.
Образовательная область «Познание»: продолжать формировать понятие «транспорт», закрепить знания детей о частях транспорта.
Расширять знание о многозначном слове «крылья».
Уточнять временные представления.
Образовательная область «Безопасность»: продолжить формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»: заучивать стихотворение с помощью мнемосхем, «волшебных колечек».
Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно образовательной деятельности (проведение физкультминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Образовательная деятельность в индивидуальной форме (индивидуальная работа):
Артём К.: закрепление артикуляционного уклада звука «Ш».
Дима К.: уточнение временных представлений.
Алина Р.: закрепление понятия «транспорт», уточнение слоговой структуры слова «транспорт».
Методы организации:
Практические: работа на макете - моделирование
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Словесные: беседа, заучивание стихотворения
Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, упражнения по сопряжённой гимнастике для рук и языка.
Лексический материал:
Приставочные глаголы: доехали, въехали, съехали, поехали, объехали, заехали, переехали, отъехали, выехали, приехали.
Существительные: транспорт, самосвал, трамвай с дугой, «Ракета», шофёр, крылья.
Прилагательные: воздушный, наземный, водный, железнодорожный
Оборудование: календарь, «домик язычка», зеркала, комочки ваты, портрет Марии Манаковой, «колечки» по стихотворению (картина, легковая машина, самолёт, автобус, вертолёт, грузовик, катер, трамвай), планы – макеты и машинки по количеству детей, карточки – символы этапы работы, игрушка самолёт, плакат с изображениями многозначного слова «крылья», картинки для проведения физкультминутки (5 голубых ракет, 3 зелёных самосвала, 4 жёлтых вертолётов, 3 поезда, 5 синих кораблей), смайлики –карточки (весёлый – грустный).
Предварительная работа: познавательные занятия воспитателя и учителя – дефектолога по теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций, чтение книг, стихотворений, загадок о транспорте, подготовка раздаточного материала; исследовательская деятельность: сравнивание разных видов транспорта (находить сходства и отличия), дидактические игры по расширению и активизации словаря, сюжетно-ролевые игры с маленькими машинками с использованием модели улицы.
Этапы проведения совместной деятельности.
Этап работы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент. |
||
«Мы готовы!» |
Проговаривание стихотворения. 1,2,3,4,5 Смотреть, думать, Но друг другу не мешать. Чётко, ясно говорить, |
Дети стоят перед педагогом в произвольном порядке и вместе с педагогом проговаривают стихотворение и выполняют действия: |
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть. |
||
Минутка календаря. Карточка – символ. Цель: формирование временных представлений. |
Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь». |
Дима К. - Октябрь – это середина осени. |
Упражнения по сопряжённой гимнастике для рук и языка. |
Педагог рассказывает упражнения. - Посмотрите |
Дети выполняют упражнения. Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук «Л», при этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями. |
Ну, а это парашют. |
Берут комочек ватки. |
|
По шоссе спешат машины, |
Подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель, в руках держать воображаемый руль. |
|
А по железной дороге мчатся поезда: |
Вращать руками, как колесами, «Ту-ту-у-у!» |
|
Даже под землей теперь ездят поезда. |
Высунуть изо рта в направлении вперед длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно. |
|
Спешат поезда от одной станции до другой. |
Приоткрыть рот и водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого. Упражнение повторить несколько раз в умеренном темпе. |
|
Остановился поезд на станции. Особое внимание уделить Артёму К. |
Вытянуть губы вперед рупором, язык в форме чашечки убираем за верхние зубы, зубы сближены, длительно произносить [Ш], при этом руками изобразить открывающиеся и закрывающиеся двери поезда. Для этого прижать друг к другу ладони и, держа их перед грудью, сначала развести в стороны со звуком [Ш], а затем, после слов «Двери закрываются», соединить ладони вместе, вновь повторив звукоподражание. |
|
Путь проделали большой |
Руки сложить «домиком» |
|
Выделение темы. |
- Наши язычки были в роли машин, и, наверное, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? |
- Будем говорить о транспорте. |
Работа над многозначным словом «крыло». Плакат с изображениями многозначного слова «крылья». |
- Что мы будем дальше делать? - Что это у самолёта? - Крылья — парная часть тела насекомых, птиц обычно используемая для полёта. |
Дети смотрят на карточку – символ. Ответы детей. |
Игра на планах - макетах. |
— Давайте рассмотрим наши макеты. Что на нём изображено? Педагог начинает предложение, … |
- Это гараж, это мост, это река, это автозаправочная станция. – Машина стоит в гараже. Дети пододвигают к себе план – макет и выполняют действия в соответствии с текстом. |
Физкультминутка | - О чём говорит нам следующий символ? Сколько жёлтых вертолётов в круге Сколько самосвалов здесь зелёных, Подпрыгнем столько раз, Повернитесь столько раз, |
- Мы будем делать зарядку. |
Заучивание стихотворения с «волшебными колечками»
Работа по содержанию
Работа с волшебными колечками.
Деление стихотворения на части.
Рассказывание стихотворения с помощью «колечек» по цепочке, индивидуально. Рассказывание |
- О чём говорит нам следующий символ? Ты скажи–ка, умница, - Понравилось ли вам стихотворение? - Разложим колечки по порядку, как нам встретился транспорт в стихотворении:
1. Автобус - Это всём вместе что? |
Ответы детей.
Дети раскладывают колечки
Проговаривание каждой строки сопровождается надеванием «колечка». |
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть. |
||
Работа со смайликами - карточками (весёлый – грустный). |
- Посмотрите на карточки – символы и расскажите, чем мы сегодня занимались? - Кто может сказать о себе: |
Дети по карточкам – символам рассказывают о деятельности. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
Игра на планах - макетах. (Закрепление образования приставочных глаголов от глагола «шёл» и предлогов).
Закрепление стихотворения «Транспорт» с помощью «волшебных колечек».
Рассказывание стихотворения без помощи колечек.
Формы взаимодействия с родителями:
Повторение стихотворения «Транспорт» с помощью «волшебных колечек».
Консультация для родителей в уголке «Игры и упражнения по теме «Транспорт».