Познавательные УУД предполагают формирование умения учащихся работать с графиками, представлять информацию в тексте в виде схем, таблиц.
При помощи знаков можно моделировать:
- способы учебных действий. Например, «Атмосфера = воздух + ? +? +?»
- объекты и явления Например, «Представить в виде знака-символа понятия планета, комета…..»
Преимущества графического способа представления информации:
- Возможность представить всю информацию целиком. Например, «Механизм эволюционного учения Ч. Дарвина» (смотри слайд №5) (Приложение 1);
- Найти пути от общего к частному Например, «Процессы, протекающие в ротовой полости» (смотри слайд №8)
- Выделить главное в материале. Например, «Определение понятия Вид» (смотри слайд №6);
- Помогает генерировать новые идеи, легче воспринимать новые идеи, так как нашему мозгу физиологически нужны графические образы. Например, «Как конфликт порождает изменения?» (смотри слайд №7);
Несмотря на огромные преимущества, которые дает знаково-символическое моделирование, несмотря на то, что этот прием является метапредметным, используется при преподавании почти всех учебных дисциплин ожидаемых результатов он пока не дает. Ученики путают понятие «Схема» и понятие «Учебный рисунок». При выполнении заданий рассчитанных на выделение главного в учебном тексте предпочитают переписать его почти целиком и много других трудностей, которые в конечном счете вызывают у ученика отрицательные эмоции к учебе.
Возникает закономерный вопрос – Почему?
Ответ – нет универсальной системы работы по формированию умения строить знаково-символические модели. Системы построенной по принципу постепенного усложнения в соответствии с возрастными особенностями и приобретенными уже умениями.
Я предлагаю вариант такой системы при изучении природоведения и биологии в 5-9-х классах. Система построена на вышеуказанных принципах и условно разделена на три этапа.
1 этап. 5-6 класс.
- Воспринимают готовую модель или объект. Например, задания на упрощение формы с использованием геометрических фигур (смотри слайд №14);
- Соотносят рисунок с текстом (смотри слайд №14);
- Выделяют существенные признаки предмета при помощи графики. Например, почему солнце такое большое? (смотри слайд №15);
- Дополняют готовую модель. Например, подпишите части схемы или закончите схему. (смотри слайд №16)
- Участвуют в составлении схемы. Например, построение какого-либо способа действия (смотри слайд №17)
2 этап. 7-8 класс. Увеличивается количество знаков, усложняется текст
- Сами составляют схему на основе имеющейся и вновь полученной информации. Например, преобразовать план урока, текст в графическую форму (смотри слайд 19, 20);
- Выявляют взаимосвязь предметов и явлений (смотри слайд 21);
- Устанавливают соответствие между ключевыми моментами нескольких явлений и объектов 9 (смотри слайд 22)
3 этап. 9 класс
- Сами определяют способ перевода информации из одной формы в другую;
- Выявляют взаимосвязи, устанавливают соответствие, генерируют идеи (смотри слайд 24)