Цели урока:
- Образовательные:на основе жизненных ситуаций и результатов опытов ознакомить учащихся с явлением диффузии, а также сформулировать определение этого явления; как протекает явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; ознакомить учащихся с экспериментом, результат которого позволяет высказать гипотезу о связи между скоростью движения молекул и температурой;
- Воспитательные:показать значение опытных фактов; продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке:
- Развивающие:продолжить формирование умение делать выводы и обобщения, обнаруживать в быту изучаемые явления, а также развитие интеллектуальных способностей школьников.
Оборудование и материалы: стеклянные сосуды (лабораторные стаканы), нашатырный спирт, фенолфталеин (индикатор), раствор медного купороса, вата, два пинцета, стеклянная трубочка.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Выдвижение проблемы и привлечение учащихся к ее решению
Учитель. На предыдущем уроке мы выдвинули гипотезу о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Сегодня на уроке продолжим работать над нашей гипотезой, попытаемся узнать что-нибудь еще об этих мельчайших частицах вещества. Проведем опыт.
Опыт №1. Ватку, смоченную нашатырным спиртом, приведем в соприкосновение с ваткой, смоченной фенолфталеином, и пронаблюдаем окрашивание обеих ваток в малиновый цвет.
Опыт №2. Теперь ватку, смоченную нашатырным спиртом, поместим на дно стеклянного сосуда, а смоченную фенолфталеином прикрепим к крышке и накроем этой крышкой стеклянный сосуд. Через некоторое время смоченная фенолфталеином ватка начнет окрашиваться
Формулировка проблемы: Почему во втором случае ватка также окрашивается? (В ходе объяснения наблюдаемых явлений формулируется тема урока)
2. Изучение нового материала
Итак, тема урока «Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах» (учащиеся записывают тему урока в
тетрадь) (Презентация,
слайд 1)
Приводятся примеры распространения запахов в
окружающей среде и их объяснение. (Слайды 2 и 3)
Учитель. Давайте попытаемся объяснить результаты следующего опыта. В стеклянный сосуд наливаем водный раствор медного купороса. Поверх раствора наливаем чистую воду. Наблюдаем границу между жидкостями.
Вопрос 1. Как вы думаете, что будет происходить с этими жидкостями с течением времени и что мы будем наблюдать?
(После обсуждения учащиеся высказывают свои предложения и в ходе рассуждения приходят к выводу о том, что с течением времени граница между соприкасающимися жидкостями вследствие непрерывного и беспорядочного движения их молекул начнет размываться.) (Слайды 4, 5)
Вопрос 2. Как можно сформулировать наблюдаемые явления? (Слайд 6)
Определение. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией.
Вопрос № 3. В каких телах жидких,
твердых или газообразных диффузия будет
протекать быстрее всего? (Слайд 7)
Мы рассматривали диффузию в газах и жидкостях.
Одинаково ли протекала диффузия в рассмотренных
ситуациях? В чем основное отличие в протекании
диффузии в первом и втором случаях?
Учащиеся. В первом случае участвовали вещества, находящиеся в газообразных состояниях, а во втором – в жидком. Видимо, скорость протекания диффузии зависит от того, в каком агрегатном состоянии находятся вещества.
Пожалуйста, обоснуйте свои гипотезы на основе знаний о молекулярном строении вещества. (Учащиеся дают объяснения).
Учитель. Быстро или медленно
происходит диффузия в твердых телах? Почему? (Учащиеся
дают ответы).
Диффузия в твердых телах проходит чрезвычайно
медленно (пример с пластинкой золота и
свинца). Сформулируем вывод и запишем в
тетрадь.
Учитель. Проведем опыт. В два
одинаковых сосуда наливаем одинаковое
количество воды разной температуры. На дно
сосудов помещаем по капле раствора марганцовки.
Пронаблюдаем, что происходит. Окрашивание воды
происходит быстрее в сосуде, где температура
воды выше (Слайд 8).
Делается вывод о зависимости скорости диффузии
от температуры тела и записывается в тетрадь.
3. Закрепление
Учитель. Явление диффузии очень широко распространено. Это явление мы можем встретить в природе, быту, технике. Посмотрим и объясним встречающиеся примеры диффузии. (Слайды 9-18).
Учитель. Явление диффузии отражается и в народном творчестве. Приведем примеры пословиц и поговорок, в которых говорится о диффузии. (Слайды 19, 20).
4. Подведение итогов. Выставление оценок
В ходе беседы с учащимися подводится итог: что нового узнали на уроке.
5. Домашнее задание. Учебник А.В. Перышкин Физика, 7 класс с. 20, п. 9.