Классный час на тему "Герб". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 2


Подготовка классного часа:

Класс делится на группы.

Задания для групп:

  • 1-ая группа: работа со словарями. Найти значение слова Родина.
  • 2-ая группа: узнать, откуда появилось название Россия?
  • 3-я группа: узнать, где изображен Герб России.

Задание классу:

Узнать свою родословную, придумать герб своей семьи.

Цели классного часа:

  • формировать представления о происхождении и истории герба,
  • развивать познавательные интересы, интерес к истории своей малой Родины, к истории своей семьи;
  • воспитывать чувства гордости за свою Родину, любви к своему Отечеству;

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • аудио запись песен “С чего начинается Родина”, “Дорогою добра”;
  • аудиозапись гимна России, флаг РФ, герб РФ;
  • брошюра “Конституция РФ”;
  • герб школы;
  • выставка книг;
  • выставка работ детей: “Генеалогическое древо моей семьи”,  “Герб моей семьи”;
  • презентация “Герб”.

План проведения:

  • вступительная беседа;
  • символы России;
  • Государственный гимн;
  • викторина “Назови герб”;
  • рассказ о Государственном гербе;
  • кроссворд “Проверь себя”;
  • выставка: “ Генеалогическое древо моей семьи”; “Герб моей семьи”;
  • Физ.пауза;
  • защита проектов;
  • домашнее задание.

Ход мероприятия

Звучит тихая мелодия, потом затихает:

Учитель: Воздух, которым дышит человек, земля, на которой он живет, солнце, дарящее тепло, мама, подарившая жизнь: без всего этого человеку просто невозможно жить, но среди самого заветного есть у человека Родина, то место, где он родился и живет.

Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Слайд №2.

Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь. Слайд №3.

Необозримая ширь полей, белоствольные березы, разливы рек, необъятные просторы степей: все это удивительная, богатая и очень красивая наша страна. И хотя мы все такие разные, нас объединяет то, что все мы живем в одной стране, которая называется…(хором) Россия. Слайд № 4.

Учитель: Откуда появилось такое название – “Россия”?

Ученик: Слайд №5.

В стародавние времена страну называли Русью. Слово “Русь” произошло от слова “русло”. Русь – страна света, солнца, рек и озер. Людей, живущих по берегам и руслам этих рек, стали звать россами, а страну, где они живут – Россией.

Ученик:

Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России ни бывал.

И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном-
Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.

Учитель: Все страны мира имеют свои символы. Отличаются они друг от друга и своим видом и своим значением.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Бескрайние просторы полей, и белые березы наших лесов – это символы России. Московский Кремль, знамя Победы, могила неизвестного солдата в Москве или в другом городе – это тоже символы России. Слайд №6.

Звучит Гимн России (все встают).

Учитель: Что вы сейчас прослушали?

Дети: Это Государственный гимн – символ нашего государства. Слайд №7.

Ученик:

Гимн в переводе с греческого языка – “торжественная песнь”. Государственный Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Во время исполнения гимна люди встают, чтобы показать свое уважение к главной песне страны. Очень часто, когда звучит гимн, у людей выступают слезы – слезы гордости за свою Родину.

Учитель: А какие еще символы государственности есть в каждой стране?

Ученик: Слайд №8.

В нашей стране это Государственный гимн, Государственный флаг, Государственный герб. Настоящий патриот, гражданин своей страны должен знать и уважать символы своей Родины.

Ученик: Слайд №9.

Каждое государство живет по определенным законам, правилам. Весь свод правил собирается в документе, который называется Конституцией. Помимо основных законов Конституция России содержит описание государственных символов. (Демонстрация брошюры с материалами Конституции РФ).

Учитель:  К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их.

Посягательства на герб и на флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, ее населению.

Учитель: Вспомним, что такое герб?

Дети: Герб – это символ, эмблема государства, города или даже человеческого рода, семьи.

Викторина: “Назови герб”.

Слайд № 10.

(Показывается герб Московской области, Рязановского с.п, герб Москвы, Государственный герб Дети находят и называют каждый из них.)

Ученик: Каждое государство имеет свой герб. Гербы различаются расцветкой и рисунком. Каждый элемент герба – фигуры и иные символы – имеют определенное значение. Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел. Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной государственной независимости.

Учитель: Слайд №11.

У нас очень красивый герб. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Правой лапой орел сжимает скипетр, ( скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями), в его левой лапе держава (держава-золотой шар, с крестом или короной наверху). Над головами орла видны короны. Это символы царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди у орла изображен Святой Георгий Победоносец. Он побеждает черного змея – символ зла. Весь герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Ученик:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Учитель: Ребята, а где можно увидеть изображение Государственного герба?

Дети: Герб можно увидеть на самом главном штандарте, который развевается над резиденцией Президента в Кремле, на знаменах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках.

Герб изображается, на паспорте граждан России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на правительственных наградах, денежных знаках, почтовых марках, печатях , бланках , но только в одноцветном варианте. Слайд №.12.

Учитель:  А бывает ли так, что изображение герба используется в одежде человека?

Дети: Да, например, герб часто изображается на пуговицах у военных или служащих (пожарных, железнодорожников)

Существует даже такое выражение “гербовая пуговица”. Слайд №12.

Учитель: Как называется наука, изучающая гербы?

Эта наука изучает историю гербов, их появление, изменения, а также осуществляет их описание. (Геральдика)

Люди начали придумывать гербы своим государствам давным-давно. Была такая традиция. Когда наследник княжеской династии получал право на престол, то одновременно с этим правом он распоряжался и своим родовым знаком. Этот знак и был родовым гербом династии. Обычно такой знак был запечатлен на шлеме, на печатке перстня и даже на разных предметах домашнего обихода: на посуде, зеркалах. Такие родовые эмблемы и стали основоположниками науки о гербах – геральдики.

Историки считают, что основой современного герба стал символ, который появился еще во времена царствования Ивана Грозного. Именно он изобрал символом государственной власти двуглавого орла.

Геральдика отмечает, что во все времена на гербах использовались изображения птиц, зверей, рыб. Слайд №13.

Учитель: А сейчас ответьте на мои вопросы, разгадав кроссворд: “Проверь себя”. Слайд №14.

  1. Что изображено на Гербе России? (орел)
  2. Какой город является столицей России? (Москва)
  3. В Конституции записано, что надо знать и уважать… (символы страны)
  4. Как называли нашу страну в стародавние времена? (Русь)
  5. Как называется главная, торжественная песня страны? (Гимн)
  6. Как раньше называли флаг? (стяг)
  7. Как называется наша страна? (Россия)

Звучит песня “С чего начинается Родина”. Слайд №15.

– О чем говорится в этой песне?

– Что объединяет людей, живущих в нашем селе, области, стране?

Слайд №16.

Ученик:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем!

Учитель: Откуда же произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли ответ на этот вопрос в справочниках.

Ученик: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Ученик: В песне поется о том месте, где человек родился, где пошел в школу, где его друзья, мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие жизнь и имя. Главное– Родина начинается с отчего дома, семьи. Каждая семья имеет свою историю, свои традиции.

Учитель: Изучая свою родословную, вы многое узнали о своей семье, своих родственниках. Итогом этой работы стало генеалогическое древо семьи.

(Перед вами выставка “ Генеалогическое древо моей семьи”.) Слайд №17 Каждый из вас создал герб своей семьи. (группа ребят представляет свои гербы) Слайд 18-19.

Учитель:  Школа – наш второй дом. Большую часть времени мы проводим здесь. В школе, как в государстве, есть свои традиции, свои законы, свои правила. Вы их хорошо знаете.

Физ.пауза:

Давайте посмотрим, как вы их помните (стихотворение С.Михалкова “Школьнику на память”) Я читаю стихотворение, а вы молча выполняете правила.

Есть в школе и свой герб. Это огромное дерево. Слайд №20

Наша школа подобна этому дерево, на котором не счесть листьев. Это вы –учащиеся нашей школы– наше будущее. И все ваши добрые дела прибавляют ему силы. Всякое дерево имеет свои корни, связывающие его с землей. Они питают дерево. Корни на школьном гербе – это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, наши выпускники, чьи дела помогают нам жить и учиться .

Наш класс – это тоже семья, только школьная, но, к сожалению, у нас нет своего герба. Давайте попробуем создать герб нашего класса.

Класс делится на три группы.

Звучит мелодия (“Дорогою добра”).

Дети выполняют наброски герба класса. В конце занятия организуется выставка работ каждой группы и их представление. Слайд №21.

Занятие заканчивается домашним заданием нарисовать герб села Остафьево.

Слайд №22.

Для этого необходимо:

  1. Узнать об истории села Остафьево (посетить музей Остафьево, взять интервью у старожилов села Остафьево).
  2. Отразить эту историю в гербе с. Остафьево.
  3. Представить работы на классную выставку для обсуждения.

На этом работа по изучению Государственной символики не заканчивается. Она будет продолжаться и в следующих классах по мере взросления учащихся. Варианты изучения Государственной символики будут усложняться.

Список литературы:

  1. Дегтярев А.Я.История российского герба. М.Военный парад 2000.
  2. Михайлов Г. Святые российские державы. Патриот Отечества №1, 2000.
  3. Степанищев А.Т.Бородина О.И. Атлас по истории России М., 2002.

Презентация