Интегрированный урок (информатика + экономика) по теме "Моделирование экономических задач. Кредитный калькулятор". 11-й класс

Разделы: Информатика, Экономика

Класс: 11


ЦЕЛИ:

обучающие:

формирование ИКТ-грамотности:

  • формирование умений адаптировать информацию к конкретным условиям (построение и исследование экономической модели – кредитного калькулятора);
  • формирование умений оценивать информацию (анализ и сравнение графиков дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту);
  • формирование умений и навыков работы в электронных таблицах (автозаполнение, построение арифметических выражений, создание и использование макросов);

развивающие:

формирование навыков деятельности, составляющих ИКТ-компетентность:

  • управление – выделение основных этапов построения модели кредитного калькулятора,
  • интеграция – построение моделей дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту,
  • оценка – сравнение графиков дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту,
  • создание – построение модели кредитного калькулятора и её использование для анализа дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту;
  • развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе на компьютере;

воспитательные:

  • формирование познавательного интереса путем описания экономических объектов автоматическими средствами представления данных;
  • выработка у учащихся способности использовать компьютер при решении задач из различных предметных областей (экономика);
  • воспитание аккуратности, терпения, усидчивости.

ТИП УРОКА:

  • по основной дидактической задаче – урок применения знаний и умений;
  • по способу проведения – урок-практикум;
  • по основным этапам – урок применения полученных правил на практике;
  • по форме проведения – интегрированный, исследовательский урок.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся смогут:

  • применять электронные таблицы для выполнения расчётов графиков платежей по кредиту;
  • исследовать графики дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту;
  • автоматизировать работу по построению графиков дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран или мультимедийная доска;
  • на компьютере учителя – презентация “Моделирование экономических задач. Кредитный калькулятор”, которая используется при проведении урока (Приложение1);
  • для менее подготовленных учащихся - карточки с алгоритмом практической работы (Приложение2);
  • на компьютерах учеников и учителя – файл “Кредитный калькулятор_Шаблон”, созданный в электронных таблицах, для выполнения в нём практической работы (построение модели кредитного калькулятора) (Приложение3).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Слайд 1).

Урок посвящён экономическому моделированию. Тема урока: “Моделирование экономических задач. Кредитный калькулятор”.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Информатика

  1. Как выполнить автозаполнение диапазона значениями аргумента функции (числами с шагом)? Ввести значения в две рядом стоящие ячейки, выделить их, навести курсор на правый нижний угол (маленький чёрный крестик) и выделить диапазон, который необходимо заполнить.
  2. Какие ссылки могут быть на ячейку при записи формулы? Относительная и абсолютная.
  3. В чём смысл относительной ссылки? При автозаполнении имя ячейки меняется, происходит ссылка на другую ячейку.
  4. Абсолютной? При автозаполнении имя ячейки не меняется, ссылка остаётся на ту же ячейку. При записи имени абсолютной ячейки используется знак $.
  5. Как правильно записать формулу для вычисления значения функции? Формула начинается со знака =, используются знаки математических операций (+, -, *, /, ^) и функции (вставка функций).
  6. Значение процентной ставки, используемое в расчётах, занесено в отдельную ячейку, при вычислении значений платежей по кредиту оно не должно изменяться. Какую ссылку необходимо применить на данную ячейку. Абсолютную.
  7. Какая должна быть ссылка в формуле на ячейку со значением аргумента? Относительная.
  8. Как рассчитать значения функции для всех значений аргументов? Применить автозаполнение, но выделить только ячейку с формулой.
  9. Как Вы понимаете понятие “макроса”? Порядок действий, сохранённый в виде программы.
  10. Алгоритм создания макроса? Выполнить команды: Сервис-Макрос-Начать запись. Совершить последовательность действий. Остановить запись макроса.
  11. Как применить созданный макрос? Создать объект (рисунок, надпись). Назначить ему макрос из предложенного списка.

Экономика

  1. Какова роль коммерческих банков в экономике? Банки являются посредниками между владельцами сбережений и фирмами. Они аккумулируют у себя значительные денежные средства, которые затем выдают фирмам и гражданам в качестве кредитов.
  2. На каких принципах строится кредитование? Срочность, платность, возвратность, гарантированность.
  3. Как Вы понимаете принцип “платность”? За пользование кредитными средствами заёмщик платит определённый процент от суммы долга.
  4. Какой способ платежей по кредиту Вы бы предпочли: ежемесячно одинаковыми суммами, с уменьшением ежемесячной суммы платежей? Почему? Варианты ответов: одинаковыми суммами каждый месяц, т.к. не надо узнавать каждый месяц сумму платежа; суммами, которые уменьшаются с каждым месяцем, т.к. постепенно снижается бремя платежей, можно себе позволить другие расходы.

3. Цели и задачи урока (Слайды 2-5)

Платежи, которые выплачиваются ежемесячно равными денежными суммами в счёт погашения кредита и процентов за пользование кредитом, называются аннуитетными (Слайд 2).

Платежи, при которых: каждый месяц уплачивается одинаковая сумма в счёт погашения кредита и процент от задолженности по кредиту, общая сумма выплаты уменьшается, называются дифференцированными (Слайд 3).

Какой способ платежей экономически выгоден клиентам, а какой банкам? Варианты ответов: клиентам выгодно платить одинаковые суммы каждый месяц; клиентам выгодно платить суммы, которые уменьшаются с каждым месяцем; не можем ответить.

Аргументировано ответить на данный вопрос мы сможем с вами в ходе нашего урока.

Цели урока: построить и исследовать экономическую модель – кредитный калькулятор (информатика); провести сравнение графиков дифференцированных и аннуитетных платежей (экономика) (Слайд 4).

Задачи урока (Слайд 5):

  • экономика
  • составить графики выплаты кредитов разными методами: дифференцированные платежи и аннуитетные платежи;
  • исследовать данные графики, используя кредитный калькулятор;
  • определить: какой способ выплаты кредита более выгоден клиентам, а какой – банкам;
  • информатика
  • используя шаблон, созданный в электронных таблицах Microsoft Excel, построить модель кредитного калькулятора:
  • создать макросы для расчёта дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту, очистки данных и результатов, ввода даты составления документа и дат платежей;
  • проверить правильность работы созданной модели кредитного калькулятора.

4. Изучение нового материала (экономика)

Дифференцированные платежи - платежи, при которых: каждый месяц уплачивается одинаковая сумма в счёт погашения кредита и процент от задолженности по кредиту, общая сумма выплаты уменьшается (Слайд 6).

Величина очередного платежа по погашению кредита (PV) определяется по формуле: PV = M / n,

где M – сумма кредита, n – количество месяцев, на которые берётся кредит

Величина очередного платежа по процентам (I) определяется по формуле: I = (M-PV*m) * i,

где m – количество произведённых платежей по кредиту, M-PV*m – остаток ссудной задолженности, i – месячный процент по кредиту

Величина очередного платежа по кредиту (V) определяется по формуле: V = PV+I

Аннуитетные платежи - платежи, которые выплачиваются ежемесячно равными денежными суммами в счёт погашения кредита и процентов за пользование кредитом (Слайд 7).

Размер ежемесячного аннуитетного платежа определяется по формуле: V= M* i / (1 - (1 + i)-n),

где M – сумма кредита, i – месячная процентная ставка, n – количество месяцев, на которые берётся кредит

Величина очередного платежа по процентам (I) определяется по формуле: I = (M-PV*m) * i,

где m – количество произведённых платежей по кредиту, M-V*m – остаток ссудной задолженности

Величина очередного платежа по погашению кредита (PV) определяется по формуле: PV=V-I.

5. Ознакомление с инструкцией

Оформление задания в тетради.

Постановка задачи (Слайд 9):

Дано: формулы для расчёта дифференцированных и аннуитетных платежей по кредиту

Построить модель: кредитный калькулятор

Исследовать: графики дифференцированных и аннуитетных платежей

Выполнение работы и результаты:

Ход работы (демонстрируется учителем в файле “Кредитный калькулятор_Шаблон” (Приложение3), краткий алгоритм работы записывается учащимися в тетрадь):

Для выполнения работы используйте файл “Кредитный калькулятор_Шаблон” (Приложение3, Слайд 10).

Используя интерфейс кредитного калькулятора на Листе1 (Слайд 11), введите исходные данные:

  • сумма кредита - 500,
  • годовой процент по кредиту – 24,
  • срок кредита – 2 (не изменять) (Слайд 10).

Рисунок1

Создайте макрос по расчёту дифференцированных платежей и назначьте его кнопке “Рассчитать” (голубого цвета) (Слайд 10).

Объяснения учителя (демонстрация на компьютере).

Выполните команду: Сервис-Макрос-Начать запись.

Дайте название макросу “Дифференцированный_платеж”.

На Листе2 внесите в ячейки C7, D7, C8, E7, F7 формулы (Слайд 12).

  • Какой знак необходимо добавить перед формулой? Каждая формула начинается со знака “=”.
  • Где можно взять сумму, полученного в банке кредита? В ячейке В3 на Листе1 (интерфейс).
  • Какую индексацию необходимо применить на ячейку В3 Листа1: абсолютную или относительную? Абсолютную, т.к. данная сумма не меняется.
  • Как происходит погашение кредита при дифференцированных платежах? Равными суммами ежемесячно.
  • Какая формула должна быть внесена в ячейки D7, D8 и т.д.? Сумму кредита (в ячейке С7) надо разделить на количество выплат (24 месяца).
  • Какую индексацию необходимо применить на ячейку С7: абсолютную или относительную? Абсолютную, т.к. сумма кредита не меняется.
  • Как определить задолженность на дату платежа? Надо из задолженности на начало предыдущего месяца (в ячейке С7) вычесть выплату в предыдущем месяце (ячейка D7).
  • От какой денежной суммы мы платим месячный процент за пользование кредитом? От суммы задолженности на начало данного месяца (в ячейке С7).
  • Как получить месячный процент? Годовую ставку процента (в ячейке В7 Листа1) надо разделить на 12 месяцев.
  • Что необходимо получить в ячейке Е7? Выплату процентов от задолженности на начало текущего месяца.
  • Какую индексацию необходимо применить на ячейку С7 с суммой задолженности: абсолютную или относительную? Относительную, т.к. задолженность меняется.
  • Какую индексацию необходимо применить на ячейку В7 Листа1, где находится ставка процента: абсолютную или относительную? Абсолютную, т.к. ставка процента не меняется.
  • Какая формула должна быть внесена в ячейку Е7? С7* Лист1!$B$7/12/100.
  • Почему необходимо разделить на 100 величину месячного процента? Надо процент перевести в число.
  • Как получить сумму к выплате? Найти сумму ячеек D7 и E7.

Рисунок2

  • Выполните автозаполнение диапазона ячеек, лежащих ниже ячеек с формулами F7, E7, D7, C8.
  • Напротив “Всего” выполните автосуммирование по столбцам “Погашение кредита”, “Выплата процентов”, “Сумма к выплате”.
  • Снимите выделение (щёлкните в свободной ячейке).
  • На Листе1 заполните ячейки напротив “Выплата процентов” и “Выплата всего” под “Дифференцированный” значениями ячеек E32 и F32 Листа2.
  • Снимите выделение (щёлкните в свободной ячейке).
  • Остановите запись макроса.
  • Назначьте кнопке “Рассчитать” (голубого цвета), расположенной под “Дифференцированный”, макрос “Дифференцированный_платеж”.
  • Проверьте работу кнопки.

Создайте макрос по расчёту аннуитетных платежей и назначьте его кнопке “Рассчитать” (оранжевого цвета) (Слайд 13).

Объяснения учителя.

Выполните команду: Сервис-Макрос-Начать запись.

Дайте название макросу “Аннуитетный_платеж”.

На Листе3 внесите в ячейки C7, E7, F7, D7, C8 формулы (Слайд 14).

  • Как происходят выплаты при аннуитетных платежах? Равными суммами ежемесячно, проценты + погашение кредита.
  • В какой последовательности необходимо заполнять ячейки таблицы при расчёте графика аннуитетных платежей? С7, Е7, F7, D7, C8.
  • По какой формуле определяется ежемесячные выплаты при аннуитетных платежей? V= M* i / (1 - (1 + i)-n).
  • Какая формула должна быть занесена в ячейку F7? ($C$7*Лист1!$B$7/12/100)/(1-(1+ Лист1!$B$7/12/100)^-24).
  • Какая формула должна быть внесена в ячейку Е7? Выплата процентов от задолженности на начало текущего месяца: С7* Лист1!$B$7/12/100.
  • Как получить сумму погашения кредита в каждом месяце? Из суммы к выплате в данном месяце (в ячейке F7) вычесть выплату за пользование кредитом (в ячейке D7).
  • Как определить задолженность на дату платежа, начиная со второго месяца? Надо из задолженности на начало предыдущего месяца (в ячейке С7) вычесть выплату процентов в предыдущем месяце (ячейка D7).

Рисунок3

  • Выполните автозаполнение диапазона ячеек, лежащих ниже ячеек с формулами F7, E7, D7, C8.
  • Напротив “Всего” выполните автосуммирование по столбцам “Погашение кредита”, “Выплата процентов”, “Сумма к выплате”.
  • Снимите выделение (щёлкните в свободной ячейке).
  • На Листе1 заполните ячейки напротив “Выплата процентов” и “Выплата всего” под “Аннуитетный” значениями ячеек E32 и F32 Листа3.
  • Остановите запись макроса.
  • Назначьте кнопке “Рассчитать” (оранжевого цвета), расположенной под “Аннуитетный”, макрос “Аннуитетный_платеж”.
  • Проверьте работу кнопки.

Занесите результаты расчётов в тетрадь (Слайд 13).

Дифференцированные платежи.

  • Выплата процентов –
  • Выплата всего –

Аннуитетные платежи.

  • Выплата процентов –
  • Выплата всего –

Сделайте вывод: какая модель более выгодна клиентам, а какая – банкам (Слайд 15).

Клиентам банка, получившим кредит, выгоднее … платежи, т.к. … .

Банкам, выдавшим кредит, выгоднее … платежи, т.к. … .

Сдайте тетрадь.

Создайте макрос “Очистка”, который удаляет информацию о платежах с Листа2 и Листа3, очищает ячейки данных на панели “Интерфейс”, назначьте его кнопке “Очистить” (Слайд 16).

  • Выполните команду: Сервис-Макрос-Начать запись.
  • Дайте название макросу “Очистка”.
  • На Листе1 удалите содержимое ячеек: B3, B7, B11, B13, E3, D11, D13.
  • На Листе2 удалите содержимое ячеек диапазона B7:F30, ячеек E4, D32, E32, F32.
  • Аналогичные действия выполните на Листе3.
  • Снимите выделение (щелкнуть в свободной ячейке).
  • Вернитесь на Лист1.
  • Остановите запись макроса.
  • Назначьте кнопке “Очистить” макрос “Очистка”.
  • Проверьте работу кнопки.

Создайте макрос “Дата_составления”, который вводит сегодняшнюю дату в соответствующую ячейку на панели “Интерфейс” и заполняет даты составления и платежей на Листе2 и Листе3, назначьте его кнопке “Дата составления” (Слайды 16, 17).

  • Выполните команду: Сервис-Макрос-Начать запись.
  • Дайте название макросу “Дата_составления”.
  • На Листе1 в ячейку напротив “Дата составления” вставьте функцию “Сегодня()”.
  • На Листе2 внесите в ячейки E4, B7, B8 формулы.

Рисунок4

  • Выполните автозаполнение формулой ячейки B8 диапазона ячеек, расположенных ниже
  • Снимите выделение (щелкнуть в свободной ячейке).
  • Аналогичные действия выполните на Листе3.
  • Вернитесь на Лист1.
  • Остановите запись макроса.
  • Назначьте кнопке “Дата составления” макрос “Дата_составления”.
  • Проверьте работу кнопки.

Убедитесь в правильной работе модели “Кредитный калькулятор”, меняя ставку процента и сумму кредита.

Сохраните работу в своей папке под именем “Кредитный калькулятор”.

7. Выполнение работы учащимися

При выполнении работы используется файл “Кредитный калькулятор_Шаблон” (Приложение3), расположенный на компьютерах учащихся.

Наиболее подготовленные учащиеся выполняют работу самостоятельно. Остальным предлагаются карточки с алгоритмом практической работы (Приложение2).

Учитель оказывает консультационную помощь при работе.

8. Обсуждение результатов (Слайд 16)

Сегодня большинство коммерческих банков, применяют при кредитовании аннуитетные платежи практически по всем видам кредитов, выдаваемых физическим лицам, так как этот вид расчета дает им возможность получения более высоких доходов по процентам, а клиенту обеспечивает удобства при расчетах.

Согласитесь, что очень удобно и не хлопотно ежемесячно платить одну и ту же сумму в погашение кредита и процентов: эту сумму легко запомнить и, кроме того, не нужно ежемесячно встречаться с консультантом банка для выяснения очередной суммы платежа. Но за удобство необходимо платить. При аннуитетных платежах клиент выплачивает банку при одинаковой ставке процента, сроке и размере кредита сумму большую, чем при дифференцированных платежах.

9. Итоги урока

Экономика

  • Исследовали графики дифференцированных и аннуитетных платежей.
  • Сделали вывод: какой вид платежей выгоден банку, а какой - клиентам.

Информатика

  • Создали модель “Кредитный калькулятор”.
  • Исследовали её.
  • Убедились: электронные таблицы помогают выполнить расчёты быстро и автоматически изменяют результаты при новых значениях данных, что позволяет автоматизировать работу по созданию графиков платежей.

Домашнее задание:

Экономика

Исследовательская работа:

  • Под какой процент банки дают физическим лицам:
    • потребительский кредит,
    • автокредит,
    • ипотечный кредит?

Рассмотреть предложения 2-3 банков.

  • Выяснить у знакомых, получивших банковский кредит, какой вид платежей дифференцированные или аннуитетные применил банк в их случае.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3