Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что4-6 год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой языковой одарённости, особой восприимчивости к языковой стороне речи. Очень важно уделять внимание развитию творческих способностей детей.
Большинство исследователей подчёркивают необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова.
Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям: дидактические игры и упражнения, игры-соревнования, знакомство с устным народным творчеством и художественной литературой, развитие воображения, овладение средствами языковой выразительности и т.д.
Дидактические упражнения, игры
В процессе выполнения различных дидактических упражнений, игр дети знакомятся с рифмой.
Игры “Подскажи словечко”.
Дошкольники учатся подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. В подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который дошкольники должны произнести чётче, чем другие звуки.
Игра “Звуки поменялись местами”.
Способствует развитию фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка).
Стихотворения, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие.
Детям предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дошкольники упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание, фонематический слух.
Игровые упражнения по развитию моторики сопровождаются чтением стихов-потешек. Читая стихотворение, дети поочерёдно разгибают пальчики - сначала на левой руке, затем на правой.
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я,
Это вся моя семья.
Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.
Игры-соревнования
Вариант 1.
Ведущий читает стихи и объясняет задания.
Две птицы необычные
Есть на столе моём
И, если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоём.
А, чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц-
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг -
Весьма нелёгкий труд.
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
И вправду птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово гвоздь,
Другая сразу гость и трость.
Одна достала слово слон,
Другая звон и телефон.
На доске прикреплены картинки с нарисованными предметами. Внизу написано название предмета. Красным цветом выделены окончания. Они помогут вам найти рифму.
Рядом на столе лежат картинки с рифмами-парочками. Каждый участник должен найти рифму-парочку и прикрепить её к нужной картинке.
Например: машина-малина, гребешок-петушок. У этих слов одинаковые окончания. Они выделены красным цветом. Читающие дети могут пользоваться текстом.
Вариант 2.
Правильно подобранные карточки-рифмы совместить друг с другом и придумать по ним двустрочие или весёлую сюжетную историю.
Например:
1. Громко выстрелила пушка
И подпрыгнула лягушка.
Дети могут придумать свои парочки-рифмы и нарисовать их.
Можно подбирать рифму просто к словам.
Подобрав рифму, дети пытаются составить четверостишие.
Знакомство с устным народным творчеством
Загадка-это иносказательное выражение, которое нужно отгадать. Давным-давно люди стали придумывать загадки про разные предметы и явления природы. Они сравнивали эти предметы с животными, другими предметами, людьми; задумывались о похожести и придумывали иногда весёлые, иногда грустные, иногда шутливые загадки. Каждая загадка включает в себя тайный, иносказательный смысл. Эти загадки сочинялись для того, чтобы научить сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучали как стихи, некоторые выглядели как рисунки.
Старые загадки, которые давным-давно сочинил русский народ.
Загадки к рисункам: без окон, без дверей, полна горница людей.
Скрытый смысл: в закрытом домишке много семечек, как людей..
Отгадка-огурец. Если его разрезать пополам, то можно увидеть “стеночки” дома, а в нём много-много народа - семечек огурца.
Фантазия и образ
Необходимо учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность. Ложь-это обман, а фантазия-вымысел. Фантазировать - значит выдумывать, воображать себе то, чего в жизни не может быть на самом деле, или наделить то, что может реально существовать, самыми невероятными способностями или особенностями.
Можем ли мы вообразить, что кисточка из коробочки с красками сейчас заговорит с нами человеческим голосом? Какой это будет голос? Высокий или низкий?
О каких литературных произведениях говорят, что они - ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок?
Какие сказочные образы не существуют в реальности? (Баба-яга, Кащей Бессмертный, Леший)
Какие сказочные обрзы могли бы существовать в действительности? (Алёнушка, Серый волк, Красная шапочка)
Педагог предлагает детям послушать стихи.
***
Я валяюсь на траве.
Сто фантазий в голове.
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
Ежик резиновый шёл и посвистывал
Дырочкой в правом боку. (Ю.Мориц)
Вопросы для общения.
- Это правда, вымысел?
- Какой образ ежа мы увидели в этом стихотворении?
- Может ли такое случиться на самом деле? (нет)
- А если случится, то где?
Интонационное оформление высказываний дошкольников.
В целях успешной коммуникации особое значение приобретает овладение средствами языковой выразительности.
Дети младшего дошкольного возраста активнее используют интонационные средства, чем дети старшего дошкольного возраста. Это означает, что чувствительность к интонации с возрастом снимается.
Интонационная выразительность может быть сформирована у дошкольников при соблюдении следующих условий:
- развитие речевого слуха и дыхания;
- развитие умения пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;
- овладение произвольной, осознанной выразительностью при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
- выявление особенностей ориентировки старших дошкольников на смысловую сторону высказывания должно способствовать овладеванию осознанной выразительностью;
Работа над интонационным оформлением высказываний.
Детям предлагают задания: произнести скороговорку, произнести фразу, закончить фразу.
Дети произносят скороговорку: “Тридцать три вагона в ряд тараторят-тарахтят”. Сначала быстро, затем медленно, тихо,громко, шепотом.
Фразу “Я пойду в школу” надо передать с разной интонацией: радостно,удивлённо, вопросительно.
Следующее задание - дети придумывают окончание фразы складно.
Фраза “Ёжик-ёжик, где гулял?”
Примеры ответов:
- На полянке играл.
- На траве грибы искал.
- По лесам и по горам.
- По поляночке скакал.
- Я малину собирал.
- Я грибки искал.
- Я в лесу грибы собрал.
- Я в леске играл.
- Я на полянке загорал.
- Я грибочки собирал.
- Где корзинку потерял?
- Я в лесу на пенёчке отдыхал.
- Я в лесу грибы искал.
- С тучкой я играл.
- Медвежонка я искал.
Список использованных источников
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного образа.
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
- Филичева Т.Б, Основы логопедии.
- Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации.
- Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке.