Словесное творчество. Работа с рифмой (для детей 4–7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что4-6 год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой языковой одарённости, особой восприимчивости к языковой стороне речи. Очень важно уделять внимание развитию творческих способностей детей.

Большинство исследователей подчёркивают необходимость специального обучения при развитии творческих способностей в области слова.

Развитие словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений можно вести по разным направлениям: дидактические игры и упражнения, игры-соревнования, знакомство с устным народным творчеством и художественной литературой, развитие воображения, овладение средствами языковой выразительности и т.д.

Дидактические упражнения, игры

В процессе выполнения различных дидактических упражнений, игр дети знакомятся с рифмой.

Игры “Подскажи словечко”.

Дошкольники учатся подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. В подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который дошкольники должны произнести чётче, чем другие звуки.

Игра “Звуки поменялись местами”.

Способствует развитию фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка).

Стихотворения, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие.

Детям предлагается послушать стихотворения и назвать слова с заданным звуком. Дошкольники упражняются в правильном произношении слов, у них развивается слуховое внимание, фонематический слух.

Игровые упражнения по развитию моторики сопровождаются чтением стихов-потешек. Читая стихотворение, дети поочерёдно разгибают пальчики - сначала на левой руке, затем на правой.

Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик - я,
Это вся моя семья.

Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.

Игры-соревнования

Вариант 1.

Ведущий читает стихи и объясняет задания.

Две птицы необычные
Есть на столе моём
И, если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоём.
А, чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц-
Похожие хвосты.

 Поймать таких смешных пичуг -
Весьма нелёгкий труд.
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
И вправду птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,
Другая сразу гость и трость.
Одна достала слово слон,
Другая звон и телефон.

На доске прикреплены картинки с нарисованными предметами. Внизу написано название предмета. Красным цветом выделены окончания. Они помогут вам найти рифму.

Рядом на столе лежат картинки с рифмами-парочками. Каждый участник должен найти рифму-парочку и прикрепить её к нужной картинке.

Например: машина-малина, гребешок-петушок. У этих слов одинаковые окончания. Они выделены красным цветом. Читающие дети могут пользоваться текстом.

Вариант 2.

Правильно подобранные карточки-рифмы совместить друг с другом и придумать по ним двустрочие или весёлую сюжетную историю.

Например:

1. Громко выстрелила пушка
И подпрыгнула лягушка.

Дети могут придумать свои парочки-рифмы и нарисовать их.

Можно подбирать рифму просто к словам.

Подобрав рифму, дети пытаются составить четверостишие.

Знакомство с устным народным творчеством

Загадка-это иносказательное выражение, которое нужно отгадать. Давным-давно люди стали придумывать загадки про разные предметы и явления природы. Они сравнивали эти предметы с животными, другими предметами, людьми; задумывались о похожести и придумывали иногда весёлые, иногда грустные, иногда шутливые загадки. Каждая загадка включает в себя тайный, иносказательный смысл. Эти загадки сочинялись для того, чтобы научить сообразительности, наблюдательности. Некоторые загадки звучали как стихи, некоторые выглядели как рисунки.

Старые загадки, которые давным-давно сочинил русский народ.

Загадки к рисункам: без окон, без дверей, полна горница людей.

Скрытый смысл: в закрытом домишке много семечек, как людей..

Отгадка-огурец. Если его разрезать пополам, то можно увидеть “стеночки” дома, а в нём много-много народа - семечек огурца.

Фантазия и образ

Необходимо учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность. Ложь-это обман, а фантазия-вымысел. Фантазировать - значит выдумывать, воображать себе то, чего в жизни не может быть на самом деле, или наделить то, что может реально существовать, самыми невероятными способностями или особенностями.

Можем ли мы вообразить, что кисточка из коробочки с красками сейчас заговорит с нами человеческим голосом? Какой это будет голос? Высокий или низкий?

О каких литературных произведениях говорят, что они - ложь, но в них намёк, добрым молодцам урок?

Какие сказочные образы не существуют в реальности? (Баба-яга, Кащей Бессмертный, Леший)

Какие сказочные обрзы могли бы существовать в действительности? (Алёнушка, Серый волк, Красная шапочка)

Педагог предлагает детям послушать стихи.

***

Я валяюсь на траве.
Сто фантазий в голове.
По роще калиновой,
По роще осиновой
На именины к щенку
Ежик резиновый шёл и посвистывал
Дырочкой в правом боку. (Ю.Мориц)

Вопросы для общения.

  • Это правда, вымысел?
  • Какой образ ежа мы увидели в этом стихотворении?
  • Может ли такое случиться на самом деле? (нет)
  • А если случится, то где?

Интонационное оформление высказываний дошкольников.

В целях успешной коммуникации особое значение приобретает овладение средствами языковой выразительности.

Дети младшего дошкольного возраста активнее используют интонационные средства, чем дети старшего дошкольного возраста. Это означает, что чувствительность к интонации с возрастом снимается.

Интонационная выразительность может быть сформирована у дошкольников при соблюдении следующих условий:

- развитие речевого слуха и дыхания;

- развитие умения пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

- овладение произвольной, осознанной выразительностью при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

- выявление особенностей ориентировки старших дошкольников на смысловую сторону высказывания должно способствовать овладеванию осознанной выразительностью;

Работа над интонационным оформлением высказываний.

Детям предлагают задания: произнести скороговорку, произнести фразу, закончить фразу.

Дети произносят скороговорку: “Тридцать три вагона в ряд тараторят-тарахтят”. Сначала быстро, затем медленно, тихо,громко, шепотом.

Фразу “Я пойду в школу” надо передать с разной интонацией: радостно,удивлённо, вопросительно.

Следующее задание - дети придумывают окончание фразы складно.

Фраза “Ёжик-ёжик, где гулял?”

Примеры ответов:

- На полянке играл.

- На траве грибы искал.

- По лесам и по горам.

- По поляночке скакал.

- Я малину собирал.

- Я грибки искал.

- Я в лесу грибы собрал.

- Я в леске играл.

- Я на полянке загорал.

- Я грибочки собирал.

- Где корзинку потерял?

- Я в лесу на пенёчке отдыхал.

- Я в лесу грибы искал.

- С тучкой я играл.

- Медвежонка я искал.

Список использованных источников

  1. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного образа.
  2. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду.
  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
  4. Филичева Т.Б, Основы логопедии.
  5. Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации.
  6. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке.

Приложение 1