Тематическое содержание данной игры разработано на основе всеми известного упражнения “Паровозики”[1]. Несмотря на кажущуюся простоту, данное упражнение содержит в себе большие психологические возможности: диагностические, коррекционные.
Цель игры: повышение групповой сплоченности, осознание детьми собственных чувств и эмоций, осуществление коррекции индивидуальных личностных проблем у детей.
Задачи: формировать положительный эмоциональный фон в группе, развивать конструктивные формы межличностного общения, развивать рефлексивные умения.
Для проведения игры потребуется просторное помещение с минимальным количеством мебели.
Материалы к занятию:
мячик;
магнитофон;
запись детских песен: “Кто придумал светофор?”, “Песенка друзей”;
плотный шарф;
телевизор, DVD-плеер;
книга “Паровозик из Ромашково” [2] или мультфильм [3].
Ход занятия
Психологический настрой.
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вводная часть “Подготовка к путешествию”
Игра с мячом “Средства передвижения”
Психолог:
- Ребята, вы любите путешествовать?
Ответы: да, очень любим.
- Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие?
Ответы: на велосипеде, на самолете, на вертолете, на автобусе, на байдарке, на корабле, на машине, на лошади, на поезде и т.д.
- Молодцы! Вы очень много знаете средств передвижения.
На сегодняшнем занятии мы с вами отправимся в путешествие на необычном паровозике.
- Представьте, что мы уже с вами на железнодорожном вокзале.
- Давайте создадим атмосферу вокзального шума и суеты.
Игра “Вокзальная суматоха” (по типу броуновского движения).
Дошкольникам предлагается двигаться с закрытыми глазами по игровому залу под детскую песенку “Кто придумал светофор?”.
Условие: постараться избежать столкновения с другими участниками, но если столкновение произошло, то необходимо открыть глаза и извиниться.
Примечание: психолог наблюдает за детьми во время выполнения упражнения и обращает внимание на тех детей, которые стремятся провоцировать столкновения с другими детьми.
По завершению игры участники садятся в круг, и происходит коллективное обсуждение.
Психолог:
- Какие ощущения вы испытывали при выполнении данного задания?
- О чем пелось в песенке, под которую вы выполняли упражнение?
- Для чего служит на дороге светофор?
Вывод по итогам обсуждения: у каждого человека должен быть свой внутренний светофор, который будет регулировать наше поведение среди окружающих людей и вовремя давать команду: “Стоп”.
Игра “Пассажиры, собирайтесь”
Итак, билеты на выбранные маршруты мы с вами купили, и теперь нам предстоит занять свои места в вагонах.
Условие.
Сигнал ведущего “два хлопка” – вагон № 2 (дошкольники образуют пару).
Сигнал ведущего “три хлопка” – вагон № 3 (дошкольники образуют тройку).
Сигнал ведущего “четыре хлопка” – вагон № 4 (дошкольники образуют четверку).
Фото 1. Вагон №2
Фото 2. Вагон № 3
Основная часть “Путешествие на необычном паровозике”
1. Выбор дежурного по вокзалу.
В группе выбирается (по желанию) дежурный по вокзалу и объясняются его полномочия. Он объявляет номер поезда, путь отправления, маршрут, желает пассажирам счастливого пути.
Например: Внимание, внимание! Поезд № 5 отправляется с первого пути по маршруту Воронеж-Москва, счастливого пути!
2. Из группы детей выбирается “тройка”: паровоз, пассажир, машинист.
“Тройка” представляет собой самостоятельный, способный к движению и управлению организм, но устроен он таким образом, что только согласованные действия участников способны привести его в движение.
Сначала по усмотрению ведущего выбирается “паровоз”.
Примечание: нужно учитывать, что некоторые дети испытывают серьезные затруднения, когда им приходится выполнять задания с закрытыми глазами. Поэтому лучше этот выбор осуществлять психологу.
“Паровозу” завязывают глаза шарфом, чтобы он полностью ощутил свою безответственность и пассивность. Он стоит первым в “тройке”, абсолютно пассивен и едет туда, куда его направят.
Далее выбирается по желанию “пассажир”.
У него нехитрая роль: его везут, он спокойно глядит по сторонам, думая о своем. Повлиять на движение он не может и никакие опасности ему не грозят.
Выбирается по желанию “машинист”.
Он отвечает за все: чтобы состав двигался, “паровоз” ни во что не врезался и чтобы “пассажиру было комфортно путешествовать. Держа свои руки на талии “пассажира”, “машинист” регулирует скорость и направление движения.
Фото 3. “Тройка”
Общая инструкция.
Положите свои руки на талию стоящего впереди участника. Упражнение выполняется молча, команды передаются через руки.
Рекомендации для участников.
Дежурный громко и четко произносит свою информацию.
Участник в роли “паровоза ” движется с закрытыми глазами и подчиняется командам машиниста.
Пассажир оценивает полученные впечатления от поездки.
Машинист управляет поездом и несет ответственность за безопасность путешествия.
Дается команда: “Гудок”, и паровоз отправляется в путешествие по залу, где предварительно построен лабиринт из стульев.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чух-чух-чух – гудит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
Желательно, чтобы каждый дошкольник побывал в каждой роли, но если участников группы слишком много, то хотя бы в двух ролях.
Фото 4. Паровоз в движении
Фото 5. Большой состав паровоза
Можно составить поезд из всех участников группы и совершить поездку по выбранному маршруту. Главное условие, чтобы ни один “вагончик” во время движения не отцепился. Большой состав движется под песню “Песенка друзей”.
Заключительная часть “Делимся впечатлениями от путешествия”
Обсуждение.
- Какая роль вам понравилась больше и почему?
- В какой роли было неуютно и почему?
Пантомима “Тяжелый груз”
Задание: изобразить пассажира с тяжелым багажом.
- Ребята, как вы считаете, почему люди так любят путешествовать, что человек приобретает в путешествиях?
- Я думаю, что ответить на этот сложный вопрос нам поможет просмотр мультфильма “Паровозик из “Ромашкова”.
Просмотр и обсуждение мультфильма “Паровозик из Ромашкова”.
Вывод. Путешествуя, человек узнает много нового, испытывает много положительных эмоций и чувств, знакомится с новыми людьми, учится ценить красоту окружающего мира.
Список литературы
[1]. Газета “Школьный психолог” № 41, ноябрь, 1998 г.
[2]. Цыферов Г. Паровозик из Ромашково. Изд-во АСТ, Астрель, 2007 г.
[3]. Мультфильм “Паровозик из Ромашково”, союзмультфильм, 1967 г.