Пояснительная записка
В современном мире знание передается ребенку либо в школе педагогом в форме учебного (предметного) знания, либо в быту в форме повседневного знания. В идеале эти формы должны органично дополнять друг друга, но, к сожалению, не всегда большой объем накопленных учеником знаний может быть им успешно использован для адекватного понимания и объяснения процессов, происходящих вокруг него в мире природы. Неумение установить связи между имеющимся набором теоретических знаний и реальными процессами окружающего мира делает весьма затруднительным использование этих знаний для полноценного проживания человеком своей повседневной жизни, в том числе, его успешной социализации. Программа курса направлена на преодоление вышеуказанных трудностей.
В основу программы положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;
- развитие индивидуальности ребёнка;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Описание места курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности “Мы и окружающий мир” (автор С.Н. Ямшинина) разработана на основании:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МО и НРФ от 6. 10. 2009г. №373).
- Основного содержания программы урочной деятельности курса “Окружающий мир” (учебник “Окружающий мир 4 класс” в 2 частях О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, С.А. Трафимова, Л.А. Царевой) и является ее практическим дополнением, направленным на лабораторное закрепление тем естественнонаучной части названного курса.
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся, работающих в условиях ФГОС в МБОУ “СОШ №19” (введено приказом директора школы от 16. 08.2011г. №244).
Учащиеся принимают участие в работе Расчётно-конструкторского
бюро, организованного при научном клубе младших
школьников “Мы и окружающий мир”. Программа
внеурочной деятельности
“Расчетно-конструкторское бюро” (автор О. А.
Захарова) разработана на основе тетрадей для
самостоятельной работы № 3 (учебный предмет
“математика”, 2-4-е классы).
Бюро занимается изучением вопросов, ответы на
которые можно получить при помощи
математических исследований и моделирования.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют
расчёты, строят схемы, чертежи и карты,
конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и
условием формирования способности детей
применять полученные на уроках по математике
знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в
которых происходило их становление.
Программа факультативных занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру предусматривают участие всех обучающихся.
Программа рассчитана на полный учебный год и составляет 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Форма организации внеурочной деятельности — школьное научное сообщество (научный клуб).
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Основные цели курса:
- изучение окружающего мира математическими средствами;
- помочь ученику в интуитивно понятной экспериментальной форме усвоить теоретические сведения об окружающем мире, полученные на уроках окружающего мира, математике;
- систематизируя имеющиеся у школьника знания (из разных источников), приблизить его к пониманию единства и взаимосвязи мира природы;
- развить у ребенка позитивное отношение к базовым общественным ценностям (Человек, Природа, Мир, Знания, Наука);
- предоставить детям возможность самостоятельного, в том числе, социально ориентированного действия;
- формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с “умным взрослым” (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Основные задачи курса:
- способствовать развитию у школьников познавательного интереса и расширения области их любознательности;
- на эмоционально–практическом уровне закрепить теоретические знания об окружающем мире, полученные в рамках урочного компонента;
- подтолкнуть ученика к созданию “собственных знаний” на базе уже имеющихся, побудить его к самостоятельным исследованиям;
- предоставить ребенку возможность получить опыт корректного поведения в ситуации разнообразия взглядов, научить уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной;
- способствовать выработке у школьника позитивного отношения к знанию как к общественной ценности.
Описание ценностных ориентиров программы
Обращенность к наблюдению и опыту – главная особенность хорошего курса природоведения. О явлениях и законах окружающего мира природы стоит говорить только в реальном присутствии этих явлений и закономерностей. Никакая схема не заменит живого впечатления. Никакой компьютерный ролик не передаст волшебного эффекта разложения светового луча в радужный спектр. Никакие схемы в красочных энциклопедиях не создадут впечатления чуда от вспыхнувшей лампочки, подключенной к “батарейке” из пары обычных яблок.
Удивившись и задумавшись над самыми “очевидными” для окружающих вещами ребенок делает свои первые шаги в научном познании окружающего мира, необходимо лишь немного помочь ему, направив его деятельность в конструктивное русло, при этом предоставляя ему достаточно свободы, чтобы не допустить потери интереса к предмету исследования. Таким образом, основные принципы программы представляются следующими:
- предлагать школьникам в качестве объектов познавательной деятельности явления и законы, хорошо знакомые им в повседневной жизни;
- побуждать детей к самостоятельным исследованиям, показывая привычные вещи, давно знакомые явления с новой неожиданной стороны;
- создавать на занятии ощущение творческой свободы, заставлять ученика мыслить конструктивно, не бояться высказать свою позицию;
- воспитывать способность аргументированного доказательства своей точки зрения и уважительного отношения к иному мнению;
- формировать позитивное отношение к дискуссии, научному спору, возможности коррекции своей первоначальной позиции.
Для устойчивого развития результатов внеурочной деятельности по программе “Наш мир” представляется целесообразным использовать при проведении занятия следующие этапы:
- приобретение ребенком какого-либо знания (в результате наблюдения за опытами, проводимыми преподавателем, обсуждения тем, изученных на предыдущих уроках урочной и внеурочной деятельности);
- эмоциональное проживание знания (самостоятельное экспериментирование по изучаемой теме на каждом занятии);
- формирование положительного отношения к ценности этого знания (участие в обсуждении, осознание полученного знания как “своего собственного”).
Известно, что позитивное отношение к знанию вырабатывается у человека в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания. Как нельзя лучше соответствует этому проведение внеурочных занятий в форме занимательных опытов. Занимательная форма обучения не берется популяризировать все на свете, всю науку в полном объеме. Она обслуживает ограниченный, но весьма ответственный участок – элементарные основы науки. Особенность занимательной науки в том, что приемы ее не исключают работы ума слушателя, а, напротив, побуждают мысль работать. Это позволяет создать среди младших школьников атмосферу научного любопытства, поддерживать интерес к познавательной деятельности, делая каждое занятие не только полезным, но и веселым.
Использование на занятиях курса приемов и методов занимательной науки позволит ребенку не только увидеть в исполнении преподавателя опыты, максимально эффектно демонстрирующие закономерности окружающего нас мира, но и провести многие из них самостоятельно, испытывая настоящие “живые” впечатления, Это даст школьнику бесценный опыт не только “узнавания”, то есть потребления кем-то полученных знаний, но и “чувствования” на своем собственном физическом теле законов и закономерностей окружающего мира, что, в сочетании с обсуждением результатов, даст ему ощущение самостоятельного “открытия”, то есть производства этих знаний.
Следующим эффективным приемом при проведении занятий в рамках внеурочной познавательной деятельности являются внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся высказать свою точку зрения, соотнести собственное отношение к обсуждаемому вопросу с мнениями других детей и, возможно, изменить свои взгляды на мир. Кроме того, благодаря участию в дискуссии школьники постепенно учатся толерантному, уважительному отношению к сверстникам, осознают необходимость аргументированного доказательного отстаивания своего мнения, что является важнейшим социальным навыком современного человека.
Позитивное отношение к знанию как к общественной ценности удачно вырабатывается у школьников в процессе проведения интеллектуальных игр. Здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников группы, кроме того, коллективные игры воспитывают важные социальные навыки: умение работать в команде, умение слышать друг друга, умение сдерживать эмоции и др. Формы игры могут варьироваться в зависимости от цели занятия.
Содержанием программы курса внеурочной деятельности “Мы и окружающий мир” стало практическое закрепление имеющихся и получение новых естественнонаучных знаний об окружающем мире, практическое (лабораторное) сопровождение тем, изучаемых в курсе природоведения, приобретение учащимися начальных навыков экспериментальной работы в группах, ведения корректной дискуссии, умения аргументировано отстаивать свое мнение.
Темы занятий представлены в соответствии с основными модулями программы, изучаемыми в начальной школе:
“Человек и природа”, “Человек и общество”, “Правила безопасного поведения”, позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
Содержание курса (модули)
- Науки о природе. История Отечества – 13 ч.
- Природные зоны. Охрана природы – 11 ч.
- Организм человека – 46 ч.
Учебно-тематический план
№ |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 | Науки о природе. История Отечества. |
13 |
3 |
10 |
2 | Природные зоны. Охрана природы. |
11 |
3 |
8 |
3 | Организм человека. |
46 |
7 |
39 |
Итого |
70 |
13 |
57 |
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. (Знания о единстве мира природы, родная страна – Россия, человек – часть природы).
Результаты второго уровня: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (практикум, анализ учебных занятий, тематические игры, опыты, дискуссии, изготовление моделей).
Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (презентация умений обучающихся с приглашением родителей, конференции, олимпиады).
Источники информации и средства обучения
- О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева, “Окружающий мир 4 класс” в 2 частях; М; Академкнига/Учебник, 2013 г.
- Программа внеурочной деятельности “МЫ и окружающий мир” С. Н. Ямшинина; М; Академкнига/Учебник, 2012 г.
- Программа внеурочной деятельности “Расчетно-конструкторское бюро” О.А. Захарова; М; Академкнига/Учебник, 2012 г.
- Математика в практических заданиях. 4 класс. Тетрадь №3.О.А. Захарова; М; Академкнига/Учебник, 2013 г.
- Для информационно-компьютерной поддержки
учебного процесса предполагается использование
следующих программно-педагогических средств, реализуемых
с помощью компьютера:
иллюстрированная детская энциклопедия “Кирилл и Мефодий”;
Интернет-сайты:
- www solnet.ru;
- www festival.ru.
- www.pedsovet.su (http://www.pedsovet.su/index/8)
- www.nayrok.ru (http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=c hermovadim)
- www.uchportal.ru (http://www.uchportal.ru/index/8)
- www.pedmir.ru (http://chermovadim.pedmir.ru/)