В концепции стандартов второго поколения отмечается, что владение выпускником школы методологией познания является основополагающим требованием к результатам обучения. Основой владения методологией познания является владение методами познания, как универсального характера, так и специального, относящегося к отдельным отраслям знания. К сожалению, в требованиях к результатам обучения, сформулированных в стандартах, требования к методологической подготовке носят такой обобщенный характер, что не каждый учитель может их конкретизировать так, чтобы организовывать выполнение данных заданий или конструировать свои задания для формирования и развития тех или иных методов познания. При этом функциональные задачи, которые должен реализовывать учитель в своей деятельности требуют от него умения конкретизировать методологические требования стандарта не только по ступеням общего образования, но и по процессам обучения тому или иному содержанию дисциплин. Особенно такие умения необходимы для учителя математики – дисциплины, более всего ориентированной на методологическую подготовку обучающихся.
Основой основ владения методами познания является владение общелогическими (общенаучными) методами, к которым традиционно относят анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизацию. Нам кажется, что необходимо описание типов заданий, требующих выполнения некоторых видов анализа, синтеза, сравнения будет полезным для учителя. Так же можно описать типы заданий, требующих выполнения других видов указанных методов и других общелогических действий.
В случае понятийного представления объекта изучения учителю можно формулировать задания на выделение части целого как выделение вида родового понятия. Например, к какому виду какого-либо семейства относится какой-либо объект. (К какому виду программного обеспечения относится Excel? К какому виду (из перечисленных видов) транспорта относится велосипед?)
Аналогично, можно составлять задачи на развитие более сложных форм анализа как выделения частей целого с использованием комбинаций целевых установок.
Подробное описание принципов (требований) конструирования заданий определяется тем, что учитель должен понимать не только цели решения того или иного конкретного задания, но и иметь возможность самостоятельно формулировать дополнительные задачи, с учетом субъектного опыта своих учащихся. Учет такого опыта необходим для реализации принципа методологической направленности заданий – усилия по их выполнению направлены именно на освоение способов познавательной деятельности, а не на изучение новых понятий или освоение новых практических или умственных действий с объектами (специальных предметных – дисциплинарных или междисциплинарных).