ТИП УРОКА: открытие нового знания.
ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомление учащихся с особенностями образования, употребления в речи, правописания глаголов условного наклонения.
ЗАДАЧИ:
- Дать понятие о значении, образовании и изменении глаголов в условном наклонении.
- Усвоить нормы согласования глагола-сказуемого в форме условного наклонения с подлежащим.
- Закрепить правописание частицы БЫ (Б) в формах условного наклонения.
- Повторить правописание личных окончаний глаголов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: презентация по теме урока (В презентации использованы 4 слайда, автор: Табунова Е.А., учитель русского языка средней школы г. Шипуново), модуль контроля по теме “Спряжение глаголов” из коллекции ФЦИОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=личные%20окончания%20глаголов
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | Мотивация |
1. Организационный | Проверяет готовность учеников к уроку, настраивает на урок. | Эмоционально настраиваются на урок. | |
2. Актуализация знаний в форме “Третий лишний”. | Предлагает в каждой группе слов найти
лишнее, обосновать выбор: -Начнём урок с небольшой “лингвистической разминки”: Бежать, читать, мечтать. |
1.Записывают группы слов, участвуют в
обсуждении. 2.Несколько учеников работают с карточками “Правописание личных окончаний глаголов”. |
Познават. мотивы: проблемная ситуация вызывает интерес к закономерностям в учебном материале |
3. Повторение правописаний личных окончаний глаголов. | Диктует предложения (модуль контроля по
теме “Спряжение глаголов” из коллекции ФЦИОР): В худом котле вода не держится. - Подберите синоним к слову “худой”. Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят. Всякое семя сеют в свое время. В чём особенность сущ. “семя”? Беда вымучит, беда и выучит. - В чём “коварство” глаголов с приставкой ВЫ-? Видишь мило, да идёшь мимо. Вёдрами ветра не смеряешь. Баснями закрома не накормишь. Гроза в лес не гонит. Кто сеет мир, пожнёт счастье. - Что объединяет данные предложения? (Пословицы) |
1.Один из учеников работает с модулем за
компьютером. 2.Класс записывает предложения, определяет спряжение глаголов, графически обозначает орфограмму. 3.На доске учеником выполняется синтаксический разбор предложения. 4.Взаимопроверка с комментированием по модулю. 5.Проверка синтаксического разбора другим учеником. |
Учебно-познавательная мотивация: самоконтроль в ходе работы, взаимоконтроль, интерес к анализу собственных ошибок. |
4.Переход к теме урока. | Беседа: - В форме какого наклонения стоят глаголы в записанных вами предложениях? (Изъявительного) - Почему пришли к такому выводу? (обозначают действия, которые происходят или будут происходить) - О каких ещё наклонениях знаете? |
Отвечают на поставленные вопросы. | Интерес при переходе к новому действию, введению нового понятия |
5.Постановка учебных задач. | Обращается к презентации, где даны
вопросы. Слайд № 2 - На все ли вопросы можете ответить сейчас? - В конце урока вы должны ответить на все вопросы. |
Ставят учебные задачи по теме урока. | Направленность на самостоятельность при добывании знаний, ситуация “вызова” |
6.Анализ текста, исходя из поставленных учебных задач. | Предлагает прочитать рассказ
В.Драгунского “... Бы” (Слайд № 4 – отрывок) и
ответить на вопросы: - Как образуются глаголы в форме условного наклонения? - С помощью какой формы глагола читатель понимает, что это всего лишь мечты? - Какое же действие выражают данные глаголы? - Как образуются глаголы в форме условного наклонения? - Как изменяются глаголы в форме условного наклонения? Почему? - Где по отношению к глаголу в предложении может находиться частица БЫ? - Как пишется частица БЫ с глаголами? |
Читают текст, отвечают на вопросы,
записывают выводы. Было бы – было. |
Самостоятельное обращение учеников к
овладению новым материалом, Работа с текстом – одно из основных заданий ГИА. |
7.Первичное закрепление. | Предлагает выписать из текста глаголы в форме условного наклонения с последующей взаимопроверкой (Слайд №5) | Выписывают: Прошёлся бы, стал бы, вертелся бы, напевал бы, мучились бы, приоткрыл бы, сказал бы. Осуществляют взаимопроверку (работа в парах) |
Подобная формулировка присутствует в экз. заданиях. |
8.Формирование устойчивых навыков. Работа с учебником. | Предлагает прочитать задание к упражнению и выполнить его (на усмотрение учителя, исходя из учебного комплекта) | Выполняют упражнение. | |
9.Развитие речи. Творческое задание (составление предложений с использованием глаголов условного наклонения). | 1. Предлагает иллюстрацию и начало
предложения. (Слайды 6,7,8) 2. Усложнение задания: составить сложное предложение из двух простых, употребив в нём глаголы в условном наклонении. (Слайд №9) |
1.Составляют предложения. 2.Зачитывают составленные предложения. 3.Выполняют пунктуационный разбор СПП. |
Нестандартная форма задания, визуализация, усложнение заданий. |
10.Подведение итогов. Рефлексия. Выставление и комментирование оценок. | 1. Предлагает ответить на поставленные
вначале вопросы и сверить свои ответы с
теоретическим материалом учебника. (Слайд №10) |
Отвечают на поставленные вопросы, работают с теоретическим материалом учебника. | Самоконтроль на этапе окончания работы |