Цели: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:
- выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
- воспитывать ответственность перед друзьями
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
- развивать навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли
Планируемый результат: учащиеся смогут сформулировать понятия “друг”, “дружба”, назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к написанию рассказа.
Технологии: Модульное обучение (умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний), игровое обучение (игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность), проблемное обучение (постановка познавательных задач), информационно-коммуникационные технологии (использование фотографий), форма драматизации, групповая работа.
Основные термины и понятия: “дружба”,
“друг”, “избирательность”, “бескорыстность”.
Оборудование: песни “Ты да я, да мы с тобой”
слова М.Пляйковского, музыка В.Иванова; Барбарики
“Песня о дружбе”; смайлики; фундамент, кирпичики
и крышу для “Дома Дружбы”
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Наш урок начнем с гимнастики мимики и жестов.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- Пожмите дружески руки друг другу.
2. Актуализация знаний
- Чтобы определить тему урока, прослушайте песню.
Слова М. Пляцковский Музыка: В. Иванов
Текст песни "Ты да я, да мы с тобой"
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.
- О чём эта песня? (о дружбе)
- Назовите тему урока. (Дружба)
- Предположите, что вы узнаете на уроке? Чему научитесь? (высказывание детей)
- Откройте в учебнике страницу 32 и прочитайте, правильно ли вы предположили цели?
- Сегодня на уроке мы будем строить “Дом дружбы”.
- Как строят дом? (сначала делают фундамент, потом возводят стены, потом закрывают крышей)
3. Работа над понятием “Дружба”
- Ребята, как вы понимаете слово “ДРУЖБА”?
(высказывания детей)
- А теперь прочитайте, как в учебнике объясняется понятие “Дружба”
- Это и будет наш фундамент.
- Теперь возводим стены.
У каждой группы один кирпичик. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на кирпичике. Каждый предлагает своё качество, но прежде чем записать прислушивается к мнению товарищей.
Правило: записать одно самое необходимое качество дружбы.
Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свой кирпичик и называют качества необходимые для дружбы.
(Ответы детей - честность, надежность, смелость, справедливость, доброта, забота друг о друге, уважение друг друга, готовность прийти на помощь, ничего не требовать взамен)
4. Работа над отличительными чертами дружбы
- Посмотрите сценку “Друзья”
(Романюта В.Н. “Ты и твои друзья. Учим детей общаться.” М.: АРКТИ, 2002)
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”
– Давай, – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я Сашин друг! Гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем играть вместе.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – Объяснил максим, – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы.
Сегодня я с Денисом дружу.
- Что вы можете рассказать об этих друзьях? (ответы детей)
- Какое правило дружбы нарушил Максим? (дружить надо, не требуя ничего взамен)
- Максим дружил только с тем, от кого он получал пользу. Это называется корысть.
- В дружбе ценится бескорыстность. Бескорыстие предполагает готовность помочь друг другу, делает отношение между друзьями благородными и чистыми.
- А теперь прочитайте, как в статье учебника объясняется, что такое бескорыстность.
- Это и будет часть крыши нашего дома Дружбы.
5. Физминутка:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
6. Продолжение работы
Работа в группах.
- На страницах 32 – 33 найдите и прочитайте о другие отличительные черты дружбы (избирательность, взаимная симпатия, общность интересов)
- Найдите ключевые слова и запишите их на крышу нашего дома.
- Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Объясните пословицы:
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На слайде написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Нет друга – ищи, ... ... /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей, ... ... /а имей сто друзей/.
Один за всех ...... /и все за одного/.
Человек без друзей ...... /что дерево без корней/.
- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
7. Домашнее задание
- Как вы думаете, крепкий ли дом у нас получился.
-Напишите дома сочинение – миниатюру о своем друге. И на следующем уроке мы будем заселять наш дом друзьями. И вы расскажите о своем друге.
8. Рефлексия
- Положите на стол смайлик, который бы обозначал ваше настроение в конце урока.
(Звучит “Песня о дружбе” Барбарики)
Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы,
Это просто.Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.